20 ноября 2009 г. |
15АП-9935/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л А судей Золотухиной С.И., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С. И.
при участии:
от Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору - представитель - Бурсайлова Виктория Сергеевна, доверенность от 03.11.2009 г.,
от ООО "Новоэкосервис" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.09.2009 г. по делу N А32-33620/2009,
принятое в составе судьи Руденко Ф. Г.
по заявлению Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору к обществу с ограниченной ответственностью "Новоэкосервис"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Новоэкосервис" (далее - ООО "Новоэкосервис") о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением суда от 16.09.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что заявителем не доказан факт транспортировки опасных отходов, несмотря на наличие договоров на транспортировку опасных грузов, которые при отсутствии таких доказательств как накладные, счета-фактуры нельзя признать достаточным основанием подтверждающим факт осуществления транспортировки принятых от других производителей опасных отходов. Суд не усмотрел в действиях ООО "Новоэкосервис" события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Не согласившись с данным судебным актом, Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило решение суда от 16.09.2009 г. отменить, заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору апелляционной жалобы поддержала доводы апелляционной жалобы. Пояснила, что общество осуществляло деятельность по транспортировке отходов 1-4 класса в отсутствие паспортов отходов, что является грубым нарушением лицензии и влечет административную ответственности по ч. 4 ст. 14 КоАП РФ. После доставки отходов на утилизацию общество должно было оставлять себе копию паспорта отходов. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27.07.2009 г. Северо-Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, на основании поручения прокурора Новороссийской транспортной прокуратуры N 176ж-09/3497 от 20.07.2009 г. и приказа управления N 758-П от 22.07.2009 г. проведена проверка ООО "Новоэкосервис" лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1-4 класса опасности в отношении ООО "Новоэкосервис".
В ходе проверки управлением установлено, что ООО "Новоэкосервис" осуществляет деятельность по сбору, транспортировке пластиковых емкостей и твердых бытовых отходов в отсутствие лицензии на данный вид деятельности; на предприятии отсутствуют паспорта отходов 1-4 класса опасности: нефтепродукты отработанные (масла моторные отработанные), нефтесодержащие воды, отходы (осадки) выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки.
По результатам проверки, зафиксированным актом от 29.07.2009 г. N 70/09/12-14, в отношении ООО "Новоэкосервис" составлен протокол N 5-09 от 29.06.2009г. об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Данный протокол направлен в арбитражный суд вместе с заявлением о привлечении ООО "Новоэкосервис" к административной ответственности по указанной статье. Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 2 Федерального закона от 08.08.01 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" понятие "лицензионные требования и условия" определено как совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу подпункта 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.01 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности) отнесена к лицензионным видам деятельности.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.98 N 89 "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.98 N 89 "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.98 N 89 "Об отходах производства и потребления" установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 N 524, к грубым нарушениям лицензионных требований и условий отнесены:
а) допуск к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами; б) транспортировка опасных отходов без оформленного в установленном порядке паспорта опасных отходов;
в) отсутствие у лицензиата - юридического лица производственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами при осуществлении им деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов; г) нарушение правил (требований) безопасного обращения с отходами при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, если это создает угрозу жизни и (или) условия возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера, причинения существенного вреда окружающей среде.
В качестве грубых нарушений лицензионных требований и условий ответчику вменено отсутствие паспортов отходов 1-4 класса опасности. Рассматривая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что материалами дела не подтверждается фактическое осуществление деятельности по перевозке опасных отходов в отсутствие паспортов.
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 4 Закона N 89-ФЗ право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов (пункт 3 статьи 4 Закона). Такая лицензия у ООО "Новоэкосервис" имеется.
Паспорта опасных отходов, образующихся в результате собственной производственной деятельности предприятия, обществом представлены, что отражено в акте проверки N 70/09/12-14 от 29.07.2009 г. Согласно объяснениям директора общества, зафиксированном в протоколе об административном правонарушении от 29.06.2009 г. паспорта на нефтесодержащие воды, осадки из выгребных ям, отходы упаковочной бумаги относятся к отходам, образуемым другими предприятиями. Паспорта указанных отходов при сдаче отхода принимаются обществом у собственника для транспортировки отхода и передаются организациям, утилизирующим отходы.
При таких обстоятельствах, доводы заявителя о том, что к заключаемым обществом договорам не были приложены паспорта отходов, чем нарушены статья 16 Закона N 89-ФЗ и Постановление Правительства от 26.08.2004 г. N 524, обоснованно отклонены судом первой инстанции. Доказательств сдачи определенного вида отходов для утилизации без паспорта на такие отходы проверяющим органом не представлено.
Подлежит отклонению также довод управления о том, что после доставки отходов на утилизацию общество должно было оставлять себе копию паспорта отходов, поскольку указанная обязанность не предусмотрена ни действующим законодательством, ни условиями заключенных обществом договоров. В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на соответствующий орган. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в силу части 4 статьи 1.5 КоАП Российской Федерации толкуются в пользу этого лица.
Судебная коллегия соглашается с выводами арбитражного суда о том, что в данном случае административным органом не доказаны надлежащим образом обстоятельства, послужившие основанием для подачи заявления о привлечении ответчика к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку заявитель не представил доказательств фактического осуществления обществом транспортировки опасных отходов без наличия паспортов, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии в действиях заинтересованного лица состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда первой инстанции апелляционная коллегия не находит.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.09.2009 г. по делу N А32-33620/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Л. А. Захарова |
Судьи |
С.И. Золотухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-33620/2009
Истец: СКУ ФС по экологическому, техническому и атомному надзору
Ответчик: общество с ограниченной ответственностью "Новоэкосервис"
Третье лицо: ООО "Новоэкосервис"
Хронология рассмотрения дела:
20.11.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9935/2009