Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 29 ноября 2006 г. N КА-А41/11677-06
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2006 г.
МРИ ФНС России N 7 по Московской области (далее - заявитель, налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с требованием о взыскании с Войсковой части 88612 (далее - ответчик) штрафных санкций в сумме 19 607 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.05.2006 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2005 г., с ответчика взыскан штраф в размере 4 607 руб., в остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части отказа в удовлетворении требования, МРИ ФНС России N 7 по Московской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты в указанной части, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие порядок взыскания штрафных санкций, начисленных по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 122, п. 1 ст. 120.
Ответчиком отзыв на кассационную жалобу в порядке ст. 279 АПК РФ не направлялся.
Кассационная жалоба на судебные акты в части удовлетворенного требования от ответчика не поступала.
В заседании кассационной инстанции представитель налогового органа поддержал доводы кассационной жалобы, представитель ответчика возражал против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность судебных актов проверяются в порядке статей 284 и 286 АПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене в связи с нарушениями судами норм процессуального права - ст.ст. 150, 151, 213 АПК РФ, а производство по делу подлежит прекращению.
Согласно ч. 1 ст. 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Федеральным законом от 04.11.2005 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров", вступившим в силу с 01.01.2006 г., Налоговый кодекс РФ дополнен статьей 103.1.
Согласно ст. 103.1 НК РФ в случае, если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения. В случае если налогоплательщик (иное лицо) - организация или индивидуальный предприниматель добровольно не уплатил сумму налоговой санкции в срок, указанный в требовании о ее уплате, решение о взыскании налоговой санкции вступает в законную силу и обращается к принудительному исполнению.
Решение о взыскании налоговой санкции обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве". В тот же срок копия указанного постановления направляется лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения. Принудительное исполнение решения о взыскании налоговой санкции производится в порядке, установленном ФЗ "Об исполнительном производстве".
Частью 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ предусмотрено, что поданные в соответствии с главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не рассмотренные арбитражным судом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона заявления о взыскании обязательных платежей и сумм санкций, которые на основании настоящего Федерального закона могут взыскиваться по решению налогового органа, территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подлежат рассмотрению в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 30 "О некоторых вопросах применения статьи 103 (1) Налогового кодекса Российской Федерации в части регулирования внесудебного порядка взыскания сумм налоговых санкций" разъяснено, что поскольку ст. 103.1, п. 7 ст. 114 НК РФ не содержат отсылки к статье 46 Кодекса, а предусматривают специальный порядок взыскания налоговых санкций с налогоплательщиков (налоговых агентов), положение п. 3 ст. 46 НК РФ о предельном сроке взыскания этих сумм во внесудебном порядке в данном случае не применяется. Привлечение к налоговой ответственности должно быть осуществлено до истечения срока давности привлечения к налоговой ответственности, предусмотренного ст. 113 НК РФ.
Взыскание не уплаченных добровольно сумм налоговых санкций в пределах, определенных абз. 1 п. 7 ст. 114, п. 1 ст. 103.1 НК РФ, применительно к п.п. 3 п. 1 ст. 14 ФЗ "Об исполнительном производстве", может быть осуществлено в течение шести месяцев путем направления судебному приставу-исполнителю соответствующих документов. При этом при решении вопроса о начале исчисления указанного срока необходимо руководствоваться тем же подходом, что и при определении начала исчисления срока взыскания сумм налоговых санкций в судебном порядке.
В соответствии с Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 г. N 105 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" при обращении налоговых органов в арбитражные суды после 31.12.2005 г. с заявлением о взыскании налогов и санкций, которые в соответствии с законом взыскиваются налоговым органом самостоятельно, такие заявления возвращаются арбитражным судом применительно к п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ. В случае принятия к производству заявления о взыскании таких санкций производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Поскольку заявление о взыскании налоговых санкций в сумме 19 607 руб. подано налоговым органом после 31.12.2005 г., то производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, так как взыскание налоговых санкций (сумма которых не превышает 50 000 руб.) с 01.01.2006 г. производится налоговым органом самостоятельно.
При таких обстоятельствах данное требование не подлежало рассмотрению судом по существу, так как для взыскания штрафа в таком размере установлен иной (внесудебный) порядок взыскания.
На основании изложенного принятые по делу судебные акты являются незаконными и подлежат отмене с вынесением нового решения о прекращении производства по делу.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 3 мая 2006 г. и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2006 г. по делу N А41-К2-5447/06 отменить.
Производство по делу прекратить.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 ноября 2006 г. N КА-А41/11677-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании