11 ноября 2009 г. |
N 18АП-9771/2009 |
г. Челябинск |
Дело N А47-5845/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Ермолаевой Л.П., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Абрамовой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области
на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.09.2009 по делу N А47-5845/2009
(судья Александров А.А.),
при участии: от МОУ ДОД "Детско-юношеская спортивная школа N 5 "Орбита" - Федосовой О.В. (доверенность N1 от 13.07.2009), от Комитета по управлению имуществом г. Оренбурга - Федосовой О.В. (доверенность N2043/1-28 от 22.04.2009),
УСТАНОВИЛ:
муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа N 5 "Орбита" (далее - МОУ ДОД ДЮСШ N 5 "Орбита", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области (далее - УФРС, ответчик), о признании недействительными сообщений об отказе в государственной регистрации права оперативного управления от 16.04.2009 N 01/257/2008-228, 01/257/2008-229, 01/257/2008-230 и обязании зарегистрировать на праве оперативного управления за муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа N 5 "Орбита" имущество (далее - спорное имущество), расположенное в подвале двухэтажного здания дома культуры с подвалом и помещениями на отметке +6,0 м., литер ДД1, находящегося по адресу: г. Оренбург, ул. Заводская, 34:
1) комнату N 1, номер на поэтажном плане 1, площадью 46,2 кв.м.,
2) комнату N 2, номер на поэтажном плане 2, площадью 107,8 кв.м.,
3) комнату N 3, номер на поэтажном плане 3, площадью 9,1 кв.м.
Решением суда от 24.09.2009 (резолютивная часть от 21.09.2009) заявленные требования удовлетворены, признаны недействительными сообщения об отказе в государственной регистрации права оперативного управления от 16.04.2009 N 01/257/2008-228, 01/257/2008-229, 01/257/2008-230, суд обязал Управление Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу за муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа N 5 "Орбита" комитета по физической культуре и спорту администрации города Оренбурга право оперативного управления на следующее имущество, расположенное по адресу: г. Оренбург, ул.Заводская, 34: комнаты: N 1 - площадью 46,2 кв.м., N 2 - площадью 107,8 кв.м., N 3 - площадью 9,1 кв.м., расположенные в подвале двухэтажного здания дома культуры с подвалом и помещениями на отметке +6,0 м., литер ДД1.
Кроме того, с УФРС в пользу МОУ ДОД ДЮСШ N 5 "Орбита" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.
В апелляционной жалобе УФРС (далее также - податель апелляционной жалобы) просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования оставить без удовлетворения.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылаются на следующие обстоятельства: суд первой инстанции при рассмотрении дела необоснованно применил положения п. 9 ст. 12 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), поскольку основанием для отказа в государственной регистрации явилось непредставление документов, предусмотренных ст. 17 названного закона; в нарушение требований ст. 17 Закона о регистрации на государственную регистрацию не были представлены кадастровые паспорта на передаваемые в оперативное управление комнаты; отсутствие документов кадастрового учёта на комнаты не позволяет индивидуализировать соответствующие объекты; отсутствие у комнаты площадью 78,7 кв.м. самостоятельного выхода свидетельствует о невозможности её существования как самостоятельного объекта недвижимости; представленные заявителем копии описания объекта недвижимости в нарушение п. 3 ст. 18 Закона о регистрации не соответствуют его оригиналу.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители УФРС по Оренбургской области в судебное заседание не явились.
С учётом мнения заявителя и третьего лица, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие УФРС по Оренбургской области.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя заявителя и третьего лица, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, муниципальному образованию "Город Оренбург Оренбургской области" на праве собственности принадлежит двухэтажное здание дома культуры с подвалом и помещениями на отметке + 6,0 м, литер ДД1. Общая площадь 3 545 кв.м. по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Заводская, N 34, кадастровый номер 56-56-01/040/2008-127, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.02.2008 серии 56АА 618044 (л.д. 18).
Распоряжением Комитета по управлению имуществом г. Оренбурга от 30.09.2008 N 1419 (л.д. 11) за МОУ ДОД ДЮСШ N 5 "Орбита" на праве оперативного управления закреплено спорное имущество.
На основании указанного распоряжения МОУ ДОД ДЮСШ N 5 "Орбита" обратилось к регистрирующему органу с заявлениями от 04.12.2008 (л.д. 65, 87, 109) о государственной регистрации права оперативного управления спорного имущества.
Регистрирующий орган уведомил заявителя о приостановлении государственной регистрации для предоставления кадастровых паспортов помещений, содержащих описание комнат (уведомления л.д. 69, 91, 115).
Заявитель просил приостановить проведение государственной регистрации (заявления от 16.01.2009, л.д. 60; 82, 106).
На основании указанных заявлений учреждения о приостановлении проведения государственной регистрации, регистрирующий орган повторно приостановил проведения государственной регистрации прав на спорное имущество (уведомления л.д. 66, 88, 112).
Заявителем в регистрирующий орган представлено описание объекта недвижимости от 28.11.2007, выданное государственным унитарным предприятием Оренбургской области "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости" (расписки от 23.03.2009, л.д. 58, 79, 102).
В связи с истечением срока приостановления государственной регистрации регистрирующий орган уведомил заявителя о возобновлении ее проведения.
16.04.2009 УФРС приняты решения об отказе в государственной регистрации (л.д. 19, 23, 27), в которых указано на отсутствие документов, содержащих сведения о заявленной на государственную регистрацию комнате как о помещении, представляющем собой самостоятельный объект недвижимого имущества. Кроме этого, сообщалось, что к предоставленной на государственную регистрацию копии описания объекта недвижимости дома культуры "Орбита", выданного государственным унитарным предприятием Оренбургской области "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости" не соответствует оригиналу документа (границы комнаты в копи выделены красной линией). При этом в соответствии с п. 5 ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" необходимые для государственной регистрации документы представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых - подлинник после государственной регистрации возвращается заявителю. В связи с чем, управлением отказано в государственной регистрации на основании абз. 4 и 10 п. 1 ст. 20 Закон о регистрации.
Указанные обстоятельства явились основание для обращения заявителя в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что распоряжение собственника о передаче имущества в оперативное управление не означает выделения нового объекта, в связи с чем отсутствует необходимость в предоставлении кадастрового паспорта на передаваемые в оперативное управление помещения, поскольку иное означало бы обязанность собственника прекратить право собственности на всё здание в целом. Выводы суда правильны, основаны на представленных по делу доказательствах и надлежащем применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Из анализа названных норм права следует, что для признания незаконным решения органа государственной власти необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие его закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным актом прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
В рассматриваемой ситуации основанием для обращения в суд с заявленными требованиями стал отказ УФРС в государственной регистрации права оперативного управления МОУ ДОД ДЮСШ N 5 "Орбита" на следующее имущество, расположенное по адресу: г.Оренбург, ул.Заводская, 34: комнаты: N 1 - площадью 46,2 кв.м., N 2 - площадью 107,8 кв.м., N 3 - площадью 9,1 кв.м., расположенные в подвале двухэтажного здания дома культуры с подвалом и помещениями на отметке +6,0 м., литер ДД1.
Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (ст. 2 Закона о регистрации).
Статьей 16 Закона о регистрации определено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, в частности, правоустанавливающие документы.
Согласно статье 9 названного Закона в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав. При осуществлении государственной регистрации в соответствии с установленным статьей 13 Закона порядком проводится правовая экспертиза документов, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Пунктом 1 статьи 17 Закона определено, что обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным настоящим пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является план данного объекта недвижимого имущества, а к документам, необходимым для такой государственной регистрации прав на земельный участок - кадастровый план данного земельного участка.
В соответствии с абзацами 9 и 10 пункта 1 статьи 20 Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В рассматриваемой ситуации регистрирующий орган отказал в государственной регистрации перехода права, ссылаясь на непредставление на государственную регистрацию кадастровых паспортов на переданные в оперативное управление комнаты.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, установленным ст.ст. 71, 75 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о незаконности требований регистрирующего органа в части предоставления кадастровых паспортов на каждую из комнат, предоставленных заявителю на праве оперативного управления.
В силу ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 указанного Закона каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Согласно ч. 1 ст. 16 указанного Закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.п. 7 - 21 ч. 2 ст. 7 настоящего Закона сведений об объекте недвижимости.
Данные нормы в системном толковании с положениями п. 9 ст. 12 Закона о регистрации, согласно которого в случае раздела, выдела доли в натуре или других соответствующих законодательству Российской Федерации действий с объектами недвижимого имущества записи об объектах, образованных в результате этих действий, вносятся в новые разделы Единого государственного реестра прав и открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами, свидетельствуют о том, что необходимость осуществления кадастрового учёта прямо связана с образованием (в том числе с раздела, выдела доли в натуре) или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта.
В рассматриваемом случае закрепление имущества за учреждением на праве оперативного управления не является способом создания нового объекта недвижимости, поскольку, как следует из описания объекта недвижимости "Дом культуры "Орбита" (л.д. 59), комнаты являются составной частью здания, на которое имеется право муниципальной собственности. Передача части здания (комнат) учреждению означает акт распоряжения принадлежащим лицу на праве собственности имуществом, что по смыслу ст. 209 ГК РФ не изменяет ни объекта, ни содержания права собственности лица.
Иное толкование упомянутых норм права означало бы в случае формирования самостоятельных объектов недвижимости (комнат) внесение изменений в техническое описание здания дома культуры, что означало бы прекращение существования здания как единого объекта права с последующим изменением права собственности на объект, для чего правовых оснований не имеется. Между тем данное толкование не соответствует требованиям ст. 130 ГК РФ, из содержания которой следует, что к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, что исключает необходимость разделения здания как единого объекта права при наличии права собственности одного лица на данный объект.
В связи с этим отказ УФРС Оренбургской области в государственной регистрации права оперативного управления на основании того, что на государственную регистрацию не были представлены кадастровые паспорта на передаваемые комнаты, нельзя признать правомерным.
Ссылка подателя жалобы, что суд первой инстанции при рассмотрении дела необоснованно применил положения п. 9 ст. 12 Закон о регистрации, не принимается судом апелляционной инстанции, так как данная норма применена судом для указания на отсутствие необходимости проведения кадастрового учёта, поскольку новый объект недвижимости, в том числе путём выделения, образован не был. Подлежащим отклонению апелляционная инстанция находит и довод, что отсутствие документов кадастрового учёта на комнаты не позволяет индивидуализировать соответствующие объекты. Из представленного в дело описания объекта недвижимости (л.д. 12-17) возможно определить местоположение спорных комнат в здании, площадь, характеристики.
Отклоняется также довод подателя жалобы об отсутствии у комнаты площадью 78,7 кв.м., смежной с комнатой N 1, самостоятельного выхода, поскольку, как следует из описания объекта недвижимости "Дом культуры "Орбита" (л.д. 59), комната площадью 78, 7 кв.м. не имеет самостоятельного функционального назначения как нежилое помещение.
Довод о том, что представленные заявителем копии описания объекта недвижимости в нарушение п. 3 ст. 18 Закона о регистрации не соответствуют его оригиналу, не носит правового характера и не является в силу ст. 17 Закона о регистрации основанием для отказа в государственной регистрации.
Отказ УФРС по Оренбургской области в регистрации права оперативного управления учреждения нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку ограничивают право учреждения осуществлять предусмотренные законом правомочия в отношении имущества, закреплённого собственником на праве оперативного управления.
Таким образом, в материалах дела не находит подтверждения обстоятельство соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону и иному нормативному правовому акту, в связи с чем, заявителями представлены доказательства наличия совокупности элементов предусмотренных ст. 198 АПК РФ в качестве основания для признания недействительным ненормативного правового акта.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.09.2009 по делу N А47-5845/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области - без удовлетворения.
Возвратить Управлению Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области излишне уплаченную по платежному поручению N 111102 от 07.10.2009 государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Г.Н.Богдановская |
Судьи |
Л.В.Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-5845/2009
Истец: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа N 5 "Орбата"
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом г.Оренбурга
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3723/10
22.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3723/10
21.01.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-11187/09
11.11.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9771/2009