г. Челябинск |
Дело N А34-3532/2009 |
18 ноября 2009 г. |
N 18АП-9788/2009 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Костина В.Ю., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 01 октября 2009 года по делу N А34-3532/2009 (судья Шестакова Л.П.),
при участии:
от Главного управления по труду и занятости населения Курганской области - Аветесьяна А.М. (доверенность от 02.04.2009 N 03/682, паспорт),
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курганской области - Сорокиной Г.В. (доверенность от 17.11.2009 N 31, паспорт),
УСТАНОВИЛ:
Главное управление по труду и занятости населения Курганской области (далее - Главное управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курганской области (далее - управление, заинтересованное лицо, ФСФБН) о признании недействительным Представления от 10.06.2009 N 43-03-61/1461 в части признания нецелевым использованием средств, выделенных из федерального бюджета, в виде субвенций в сумме 2 470 889 руб. на текущий ремонт помещений в зданиях и сооружениях Главного управления, и требования не допускать нецелевого использования средств федерального бюджета.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Финансовое управление Курганской области (далее - Финуправление). Решением суда первой инстанции от 01 октября 2009 года по настоящему делу заявленные Главным управлением требования удовлетворены.
Заинтересованное лицо не согласилось с решением суда по настоящему делу и обжаловало его в апелляционном порядке по следующим основаниям.
Представление управления не является тем ненормативным актом, которым возложены какие-либо обязанности, создающие препятствия для осуществления экономической деятельности, оно не нарушает прав заявителя. Главное управление непосредственно государственные услуги безработным не оказывает, поскольку субвенции выделены на создание для получателей государственных услуг условий, соответствующих стандарту комфортности их предоставления, повышение информированности и доступности государственных услуг, а осуществляет общее руководство над Центром занятости Курганской области, которые непосредственно осуществляют государственные услуги безработным.
В нарушение п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) с подстатьи 225 "Услуги по содержанию имущества" заявителем производилась оплата расходов учреждения по оплате договоров на оказание услуг в зданиях, связанных с содержанием нефинансовых активов, не находящихся в оперативном управлении, аренде или безвозмездном пользовании в целях оказания государственных (муниципальных) услуг, что также является доказательством использования Главным управлением средств на цели, не указанные в нормативных правовых актах.
Кроме того, имущество Главного управления являлось собственностью Курганской области и находилось у него в оперативном управлении.
На основании вышеизложенного, управление считает, что направление субвенции, выделенной из федерального бюджета, на текущий и капитальный ремонт в здании Главного управления, является нецелевым использованием выделенных средств, т.к. они использованы в нарушение ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Заявитель и Финуправление представили отзывы на апелляционную жалобу управления, по мотивам которых отклонили ее доводы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель третьего лица не явился.
С учетом мнения представителей заявителя и управления, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии представителя Финуправления. В судебном заседании представитель ФСФБН поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении, а представитель заявителя возражал на нее по мотивам, изложенным в отзыве.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей сторон, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, управлением проведена проверка использования субвенций, выделенных из федерального бюджета на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, в Главном управлении за период с 01.01.2008 по 31.12.2008.
В результате проверки установлено нецелевое использование средств субвенций, выделенных из федерального бюджета на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения в Курганской области, на общую сумму 2 470 889 руб., в том числе использованы средства на текущий ремонт помещений в зданиях и сооружениях Главного управления, которые безвозмездно переданы как имущественный комплекс в государственную собственность субъекта, и являлись собственностью Курганской области (Глава 013, раздел подраздел 0401, целевая статья 5100211, вид расходов 012 ЭКР 225 "Расходы на содержание имущества").
Выявленные нарушения отражены в акте от 06.05.2009. По фактам нарушений, выявленных в результате проверки, в адрес Главного управления направлено представление от 10.06.2009 N 43-03-61/1416 о ненадлежащем исполнении бюджета, в соответствии с которым Главному управлению предложено рассмотреть материалы проверки, принять меры по недопущению в дальнейшем совершения нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе нецелевого использования средств, выделенных из федерального бюджета в виде субвенций в сумме 2 470 889 руб. на текущий ремонт помещений в зданиях и сооружениях Главного управления, также в представлении содержится требование о недопущении нецелевого использования средств федерального бюджета.
Полагая, что данное представление в оспариваемой части не соответствует закону и нарушает права и законные интересы, Главное управление обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего. В соответствии с п. 7 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ (далее - Закон N 184-ФЗ) полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.
Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Общий объем субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, должен определяться с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий.
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" от 31.12.2005 N 199-ФЗ (далее - Закон N 199-ФЗ) в Закон Российской Федерации "О занятости населения" от 19.04.1991 N1032-1 введена статья 7.1., в соответствии с которой полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданы для осуществления органам исполнительной власти Российской Федерации. В соответствии с п. 2. ст. 7.1. Закона Российской Федерации "О занятости населения" от 19.04.1991 N1032-1, средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
В соответствии с п. 3 той же статьи общий объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий, определяется на основе методики, утвержденной Правительством Российской Федерации. В соответствии с п.п. 4-5 этой же статьи субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Указом Губернатора Курганской области от 22.12.2006 N 323 "Об управлении государственной службы занятости населения Курганской области" в структуру исполнительных органов государственной власти Курганской области, осуществляющих отраслевое либо межотраслевое управление, включено управление государственной службы занятости населения Курганской области.
На основании приказа Федеральной службы по труду и занятости и указа губернатора Курганской области Управление федеральной государственной службы занятости населения по Курганской области с 01.01.2007 реорганизовано путем преобразования в орган государственной власти Курганской области - Управление государственной службы занятости населения Курганской области.
Постановлением Администрации Курганской области от 25.12.2006 N 500 утверждено Положение об управлении государственной службы занятости населения Курганской области, согласно которому последнее является учредителем всех государственных учреждений занятости населения Курганской области. Управление и государственные учреждения центры занятости населения Курганской области с 01.01.2007 выполняют те же полномочия в том же объеме, что и ранее (до 01.01.2007).
Постановлением Администрации Курганской области от 10.07.2007 N 314 "О внесении изменений в постановление Администрации Курганской области от 25.12.2006 N 500 "Об утверждении Положения об управлении государственной службы занятости населения Курганской области" внесены изменения в функции управления.
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2008 N 603 утверждено Положение о Главном управлении по труду и занятости населения Курганской области, постановление Администрации Курганской области от 25.12.2006 N 500 и Постановление Администрации Курганской области от 10.07.2007 N314, признаны утратившими силу. В соответствии с Положением о Главном управлении по труду и занятости населения Курганской области Главное управление является исполнительным органом государственной власти Курганской области, осуществляющим государственное регулирование в сфере содействия занятости населения, обеспечения государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, государственного управления охраной труда и реализации государственной политики в области охраны труда, защиты прав и интересов работников и работодателей на территории Курганской области. Главное управление входит в структуру органов исполнительной власти Курганской области и в систему государственной службы занятости населения. Финансирование деятельности Главного управления осуществляется: на осуществление переданных в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" полномочий из областного бюджета в пределах, предусмотренных в федеральном фонде компенсаций в виде субвенции областному бюджету на очередной финансовый год; на реализацию государственной политики в области охраны труда, защиты прав и интересов работников и работодателей за счет средств областного бюджета. Главное управление исполняет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Главного управления и реализацию возложенных на него функций.
22.01.2007 Постановлениями Правительства Российской Федерации N 35 и N 36 утверждены Методика определения общего объема средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения и Правила предоставления субвенций, из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения соответственно (далее - Методика).
В соответствии с п. 31 Методики расчет объема затрат государственных учреждений службы занятости населения на осуществление переданных полномочий осуществляется по специальной формуле и включает в себя затраты на оплату труда работников органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, материальные затраты, включающие затраты на услуги связи, коммунальные и транспортные услуги, арендную плату за пользование имуществом, услуги по содержанию имущества и прочие услуги, а также другие затраты органа исполнительной власти субъекта (исходя из уровня соответствующих показателей предшествующего периода).
В силу статьи 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" бюджету Курганской области утверждены расходы в виде субвенций на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы на осуществление этих полномочий, в размере 325019,3 тыс. руб.
Лимиты бюджетных обязательств на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов утверждены Заместителем Губернатора Курганской области - начальником Финансового управления Курганской области.
Как следует из п. 7 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 года N 184-ФЗ, ст. 7.1 Закона Российской Федерации "О занятости населения" от 19.04.1991 N 1032-1, п. 31 Методики в объем субвенций входят, в том числе, затраты на аренду имущества и услуги по содержанию имущества.
В соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от 24.08.2007 года N 74н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" расходы по аренде недвижимого имущества следует отражать по подстатье 224 расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а услуги по капитальному ремонту по подстатье 225 расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации "Работы, услуги по содержанию имущества". Как установлено судом, в соответствии со статьями 161, 221 БК РФ, Порядком составления, утверждения и ведения бюджетных смет УГСЗН Курганской области, подведомственных учреждений - государственных учреждений центров занятости населения, утвержденным Приказом Управления государственной службы занятости населения Курганской области от 29.12.2007 N 316, а также в соответствии с доведенными бюджетными ассигнованиями начальником Управления государственной службы занятости населения Курганской области утверждена бюджетная смета в том числе по подстатье 225 в сумме 314,0 тыс.руб. с последующими изменениями. Отчеты о расходовании средств субвенций по утвержденной форме ежеквартально отправлялись в Федеральную службу по труду и занятости. В 2008 году в помещениях здания Главного управления, расположенном по адресу: г. Курган, ул. М. Горького, 190, произведен текущий ремонт на общую сумму 2 470 889 руб. за счет средств подстатьи 225. При этом расходы Главного управления не вышли за пределы выделенных лимитов.
Правомерность отнесения этих расходов по предметной статье 225 к указанным разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов Управлением Росфиннадзора по Курганской области не оспорена.
В соответствии с вышеприведенным законодательством главный распорядитель средств бюджета имеет полномочия по самостоятельному распределению бюджетных ассигнований при планировании расходов и составлении и исполнении сметы на текущий год. При этом бюджетным законодательством установлены ограничения лишь в части их целевого использования и лимитов бюджетных ассигнований по соответствующим кодам, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджета.
Административное здание Главного управления, расположенное по ул. М. Горького, 190, в г. Кургане передано в собственность субъекта Российской Федерации по акту приема-передачи, утвержденному распоряжением Территориального управления Росимущества по Курганской области в 2009 году.
При этом вышеуказанные нормативные правовые акты не содержат требования о выделении отдельных бюджетных ассигнований на капитальный ремонт и арендную плату за пользование имуществом, в связи с тем, что определение размера указанных затрат является компетенцией органов государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах общего объема предоставляемой им субвенции.
В связи с вышеизложенным, в объем расходов государственных учреждений службы занятости субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, должны включаться и расходы необходимые для организации осуществления этих полномочий, включая расходы по аренде имущества и оплате услуг по капитальному ремонту имущества.
С учетом фактических обстоятельств дела, руководствуясь требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности и обоснованности заявленных Главным управлением требований, а, следовательно, о наличии нарушенных прав и законных интересов заявителя, поскольку представление управления от 10.06.2009 N 43-03-61/1416 является ненормативным актом, который может быть оспорен в суде в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению апелляционным судом по указанным выше основаниям, поскольку являются аналогичными доводам управления, заявляемым при рассмотрении дела судом первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка в решении суда.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба ФСФБН удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 01 октября 2009 года по делу N А34-3532/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-3532/2009
Истец: Главное управление по труду и занятости населения Курганской области
Ответчик: Территориальное управление Росфиннадзора в Курганской области
Третье лицо: Финансовое управление Курганской области
Хронология рассмотрения дела:
20.11.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9788/2009