г. Челябинск |
|
18 ноября 2009 г. |
N 18АП-8818/2009 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Плаксиной Н.Г., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конкиным М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центрального банка Российской Федерации в лице Национального банка Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17 августа 2009 года
по делу N А07-2164/2009 (судья Хафизова С.Я.),
при участии:
от открытого акционерного общества "Социнвестбанк" - Юлдашевой Э.Ф. (доверенность N 08-5-09/235 от 10.02.2009), Плечистова Ю.Б. (доверенность N 08-5-09/251 от 10.02.2009), Бисяриной М.Г. (доверенность N 08-5-09/571 от 02.11.2009), Сакаевой М.Г. (доверенность N 08-5-09-248 от 10.02.2009),
от Центрального банка Российской Федерации в лице Национального банка Республики Башкортостан - Нигматуллина Р.А. (доверенность N 11-22/3 от 21.01.2009), Галиева С.Т. (доверенность N 11-21/21 от 21.12.2007),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Социнвестбанк" (далее - заявитель, ОАО "Социнвестбанк", банк) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий Центрального банка Российской Федерации в лице Национального банка Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Национальный банк) по переводу ОАО "Социнвестбанк" в пятую классификационную группу и недействительным письма от 03.02.2009 N 15-1-08ДСП/1474 "Об оценке экономического положения банка". Решением арбитражного суда первой инстанции от 17 августа 2009 года по настоящему делу заявленные банком требования удовлетворены.
Национальный банк, не согласившись с таким решением суда, обжаловал его в апелляционном порядке по следующим основаниям.
Оспариваемое письмо носит информационный характер, не содержит требований, предписаний властного характера и само по себе не порождает для банка правовых последствий.
Все доказательства, на которые ссылается суд первой инстанции, согласно которым банк не смог участвовать в ряде конкурсов, а также согласно которым с ним были расторгнуты различные договоры, противоречат федеральному законодательству и не должны были быть приняты судом.
Право Национального банка на приостановление предоставления кредитов является самостоятельным и не зависящим от нахождения банка в той или иной классификационной группе.
Все споры и разногласия, связанные с операциями прямого РЕПО, неподведомственны Арбитражному суду.
Национальный банк также считает необоснованным отказ суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания. Заинтересованным лицом заявлялось ходатайство о прекращении производства по делу, однако, данное ходатайство не нашло своего отражения ни в виде определения, ни в решении суда.
Кроме того, ни в одном нормативном правовом акте отнесение кредитной организации в 5 группе не является основанием для применения мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.
В дополнениях к апелляционной жалобе Национальный банк указал, что суд при рассмотрении дела принял два взаимоисключающих судебных акта, регулирующих одни и те же правоотношения.
В данном случае никакого значения последующее расторжение уже недействующих генеральных кредитных договоров не имело.
Кредитование Банком России кредитной организации без согласия Банка России может быть предусмотрено только федеральным законом, вместе с тем, в настоящее время такой федеральный закон отсутствует. Суд при принятии решения, указывая на преюдициальное значение обстоятельств, установленных судебными актами по делу N А07-20018/2008, не исследовал значение обстоятельств, установленных судебными актами по данному делу.
Банк представил отзыв на апелляционную жалобу, а также дополнительный отзыв на дополнительную апелляционную жалобу, по мотивам которых отклонил ее доводы.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке ст. ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы апелляционной жалобы и дополнения к ней, а также отзыва с дополнением, изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в ОАО "Социнвестбанк" поступило письмо Национального банка от 03.02.2009 N 15-1-08 ДСП/1474 "Об оценке экономического положения банка", в соответствии с которым Национальный банк по состоянию на 01.01.2009 отнес ОАО "Социнвестбанк" к пятой классификационной группе в соответствии с Указанием Банка России от 30.04.2008г. N 2005-У и недостатках в деятельности, послуживших основанием для классификации.
Не согласившись с действиями Национального банка, банк обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением по настоящему делу. Удовлетворяя заявленные банком, требования арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с главой 1 Указания Центрального банка РФ от 30.04.2008 N 2005-У "Об оценке экономического положения банков" оценка экономического положения банков осуществляется по результатам оценок: капитала; активов; доходности; ликвидности; обязательных нормативов, установленных Инструкцией Банка России от 16 января 2004 года N 110-И "Об обязательных нормативах банков"; качества управления; прозрачности структуры собственности банка. Оценка экономического положения банков осуществляется территориальными учреждениями Банка России путем отнесения банка к одной из 5 классификационных групп. При этом к группе 5 относятся банки, состояние которых при непринятии мер органами управления и (или) акционерами (участниками) банка приведет к прекращению деятельности этих банков на рынке банковских услуг, а именно банки, по которым имеется, в том числе хотя бы одно из следующих оснований: основание для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", независимо от того, приняты ли в отношении банка меры воздействия по данным основаниям; основание для отзыва лицензии на осуществление банковских операций.
В силу п. 6.2 главы 6 Указания территориальные учреждения Банка России осуществляют постоянный мониторинг экономического положения банка. В случае если оценка групп показателей оценки капитала, активов, ликвидности, рассчитанных на первое число месяца, а также показателей качества управления и прозрачности структуры собственности изменяется по сравнению с ранее произведенной оценкой таким образом, что это может являться основанием для изменения оценки экономического положения банка (отнесения его к иной классификационной группе), то территориальное учреждение Банка России принимает решение об отнесении банка к иной классификационной группе.
В соответствии со ст. 4 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" от 25.02.1999 N 40-ФЗ определены основания для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации, как: не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации; не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации; допускает абсолютное снижение величины собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России; нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Банком России; нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10 процентов; допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации, зарегистрированными в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. В случае возникновения указанного основания в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии на осуществление банковских операций к кредитной организации не применяются меры по предупреждению банкротства.
Согласно ст. 20 ФЗ "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1 основаниями для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций являются: установления недостоверности сведений, на основании которых выдана указанная лицензия; задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных этой лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи; установления фактов существенной недостоверности отчетных данных; задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации); осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных указанной лицензией; неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также неоднократного нарушения в течение одного года требований, предусмотренных статьями 6 и 7 (за исключением пункта 3 статьи 7) Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"; неоднократного в течение одного года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (с вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счетах (во вкладах) указанных лиц; наличия ходатайства временной администрации, если к моменту окончания срока деятельности указанной администрации, установленного Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", имеются основания для ее назначения, предусмотренные указанным Федеральным законом; неоднократного непредставления в установленный срок кредитной организацией в Банк России обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях; неисполнение кредитной организацией, являющейся управляющим ипотечным покрытием, требований Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, а также неустранение нарушений в установленные сроки, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Как следует из оспариваемого письма, по результатам анализа представленной банком обязательной отчетности по формам 0409101 "Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета" и 0409118 "Данные о крупных кредитах" на 01.01.2009 установлен факт недооценки кредитных рисков, который приводит к искажению размера собственных средств (капитала) банка и представлению недостоверной отчетности. Основанием для реклассификации ОАО "Социнвестбанк" в 5 группу послужила необходимость досоздания банком резерва по сделкам с Таболиным С.В. и Кочетковым А.В. Общая сумма недосозданного резерва на возможные потери составляет 192 327 тыс. руб.
Отражение в отчетности по состоянию на 01.01.2009 необходимого к досозданию резерва в указанном размере, с учетом факторов превышения совокупной суммы кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией своим участникам и инсайдерам, над ее максимальным размером, предусмотренным федеральными законами и нормативными актами Банка России и факторов иммобилизации, приводит, как указано в письме, к снижению величины собственных средств (капитала) банка более чем на 20% по сравнению с максимально достигнутым за последние 12 месяцев его значением при нарушении значений обязательных нормативов (Н6 и Н10.1), что в соответствии с п. 2.5 Указания N 2005-У является основанием для изменения оценки экономического положения банка и отнесения его к пятой классификационной группе.
Порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности определен Положением Центрального банка РФ от 26.03.2004 N 254-П.
В соответствии с п. 2.2 указанного положения оценка ссуды и определение размера расчетного резерва и резерва на возможные потери осуществляется кредитными организациями самостоятельно на основе профессионального суждения, за исключением случаев, когда оценка ссуды и (или) определение размера резерва производится на основании оценки Банка России в соответствии со статьей 72 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и с главой 7 настоящего Положения.
Профессиональное суждение выносится по результатам комплексного и объективного анализа деятельности заемщика с учетом его финансового положения, качества обслуживания заемщиком долга по ссуде, а также всей имеющейся в распоряжении кредитной организации информации о любых рисках заемщика, включая сведения о внешних обязательствах заемщика, о функционировании рынка (рынков), на котором (которых) работает заемщик.
Источниками получения информации о рисках заемщика являются правоустанавливающие документы заемщика, его бухгалтерская, налоговая, статистическая и иная отчетность, дополнительно предоставляемые заемщиком сведения, средства массовой информации и другие источники, определяемые кредитной организацией самостоятельно. Кредитная организация должна обеспечить получение информации, необходимой и достаточной для формирования профессионального суждения о размере расчетного резерв (3.1.1, 3.1.2 Положения N 254-П).
Кроме того, Положение ЦБ РФ от 20.03.2006 N 283-П "О порядке формирования резервов на возможные потери" устанавливает, что расчетная база резерва и факторы риска, на основании которых кредитная организация выносит по ним профессиональное суждение об уровне риска и, соответственно, о размере расчетного резерва и о величине возможных потерь, определяются кредитной организацией самостоятельно на основании требований названного Положения. Источники получения возможной информации о факторах риска, включая средства массовой информации и другие источники, определяются кредитной организацией самостоятельно.
Кредитная организация должна приложить все разумные усилия для получения информации, необходимой для вынесения профессионального суждения. То есть, Положение 283-П не содержит определенный перечень, а также объем информации, необходимой для изготовления профессионального суждения, не устанавливает минимальный предел необходимых сведений, не определяет какими сведениями должны подтверждаться определенные обстоятельства, свидетельствующие о положительном финансовом положении и платежеспособности контрагента.
В соответствии с 3,7 Стандарта Банка "По формированию резервов на возможные потери по ссудам_" информационной базой для анализа финансового положения заемщика - физического лица является: кредитная история; заверенная работодателем справка с места работы о доходах физического лица и его поручителя; иные документы, подтверждающие доход физического лица, в случае если при выдаче кредита был учтен доход от продажи какого-либо имущества или прочий доход семьи.
Согласно разъяснениям заместителя директора департамента банковского регулирования и надзора банка России И.Ю. Седовой от 14.12.2007 N 15-1-3-11/5141 по заемщикам - физическим лицам достаточно не ежеквартальное, а ежегодное предоставление документов, подтверждающих его доходность. А на другие даты профессиональное суждение можно производить на основе той информации, которая имеется в банке, в частности на основе кредитной истории заемщика, которая в соответствии со Стандартом банка и в соответствии с Положением 254-П является информацией для анализа финансового положения заемщика.
В соответствии с вышеназванными нормами ОАО "Социнвестбанк" классифицировал ссуду Кочеткова А.В. как нестандартную, 2 категории качества с созданием резерва в размере 10%; а также задолженность Таболина С.В. - 1 категории качества без создания резервов на возможные потери. При этом в ходе судебного разбирательства установлено, что ОАО "Социнвестбанк" в своих отчетных данных, представляемых ежеквартально Центральному Банку России в лице НБ РБ в течение 2008 года, отражал указанные кредитные операции.
Ответчиком на основании данных отчетных сведений по состоянию на 1 июля и на 1 октября 2008 г. относил заявителя к 2 классификационной группе, что подтверждается письмом от 05.08.2008 N 15-1-08ДСП/9236 "Об оценке экономического положения кредитной организации, в котором указано, что ОАО "Социнвестбанк" по состоянию на 01.07.2008 относится ко 2-й классификационной группе в соответствии с Указанием Банка России от 30.04.2008 N 2-5-У "Об оценке экономического положения банка", Письмом от 05.11.2008 N 15-1-18ДСП/13647 "Об оценке экономического положения кредитной организации, в котором указано, что ОАО "Социнвестбанк" по состоянию на 01.10.2008 относится к 2-й классификационной группе в соответствии с Указанием Банка России от 30.04.2008г. N 2-5-У "Об оценке экономического положения банка".
Указанные выше обстоятельства были предметом рассмотрения по делу N А07-20018/2008 об оспаривании заявителем действий Центрального Банка России в лице Национального Банка Республики Башкортостан по составлению промежуточного акта и признании недействительным промежуточного акта проверки от 01.12.2008. Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.03.2009 по делу N А07-20018/2008, оставленным в силе постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2009, установлено, что потребительский кредит Кочеткова А.В. по состоянию на 01.10.2008 банк обоснованно классифицировал как нестандартную ссуду, 2 категории качества с созданием резерва в размере 10%; по инсайдерству Таболина С.В. - признание Таболина С.В. инсайдером банка только на основании, что на момент заключения сделок (20.02.2008) он является акционером банка, является необоснованным и не соответствует действующему законодательству; хозяйственная сделка с Таболиным С.В. - сделка купли-продажи, заключенная Таболиным С.В. с банком к сделкам кредитного характера не относится.
Вступившим в законную силу решением суда по делу N А07-20018/2008 установлены факты правильности оценки кредитных рисков по сделкам с Кочетковым А.В. и Таболиным С.В. и выполнения банком обязательных нормативов (Н6 и Н10.1).
Других оснований, явившихся основанием для перевода ОАО "Социнвестбанк" из 2 классификационной группы в 5 классификационную группу, оспариваемое письмо не содержит. В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Аналогичные положения содержатся также в ст. 21 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1, согласно которой решения и действия (бездействие) Банка России или его должностных лиц могут быть обжалованы кредитной организацией в суд или арбитражный суд в порядке, установленном федеральными законами.
В соответствии с Указаниями Центрального банка РФ от 30.04.2008 N 2005-У "Об оценке экономического положения банков" оценка экономического положения банков осуществляется территориальными учреждениями Банка России путем отнесения банка к одной из 5 классификационных групп.
К группе 2 относятся банки, не имеющие текущих трудностей, но, в деятельности которых выявлены недостатки, которые в случае их неустранения, могут привести к возникновению трудностей в ближайшие 12 месяцев, а именно банки, по которым имеется, в том числе, хотя бы одно из следующих оснований: 2.2.1. капитал, активы, доходность, ликвидность или качество управления оцениваются как "удовлетворительные", а структура собственности признается прозрачной или достаточно прозрачной; 2.2.2. не соблюдается хотя бы один из обязательных нормативов (за исключением норматива достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1)) по совокупности за 6 и более операционных дней в течение хотя бы одного из месяцев отчетного квартала. К группе 5 относятся банки, состояние которых при непринятии мер органами управления и (или) акционерами (участниками) банка приведет к прекращению деятельности этих банков на рынке банковских услуг, а именно банки, по которым имеется, в том числе хотя бы одно из следующих оснований: основание для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", независимо от того, приняты ли в отношении банка меры воздействия по данным основаниям; основание для отзыва лицензии на осуществление банковских операций.
При таких обстоятельствах, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что перевод ОАО "Социнвестбанк" Центральным Банком России в лице НБ РБ из 2 классификационной группы в 5 классификационную группу, в соответствии с оспариваемым письмом, является основанием для применения ОАО "Социнвестбанк" мер, предусмотренных ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа, который принял оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании такого акта недействительным (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Признание оспариваемого ненормативного акта недействительным означает одновременно признание этого акта не порождающим правовые последствия с момента принятия.
Одним из существенных источников пополнения ресурсной базы банков являются кредиты Центрального банка в соответствии с Положением N 312-П от 12.11.2007 "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами".
В соответствии с письмом "О приостановлении действия генеральных кредитных договоров на предоставление кредитов Банка России" от 30.01.2009 N 13-2-06/1292 действие договоров приостановлено "в связи с несоответствием ОАО "Социнвестбанк" критериям, установленным подпунктом 3.5.1. пункта 3.5. Положения Банка России от 04 августа 2003 года N 236-П" "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг" и подпунктом 2.1.1. пункта 2.1. Положения банка России от 12 ноября 2007 года N 312-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами".
Центральный Банк России в лице НБ РБ письмом от 20.02.2009 N 13-2-06/2574 отказал в выдаче кредитов, получаемых на основании Положения N 312-П и Положения N 236-П. Согласно п. 1.1. Положения N 312-П кредиты Банка России предоставляются кредитным организациям - резидентам Российской Федерации, отвечающим требованиям этого Положения. Пунктом 2.1. Положения N 312-П определены, следующие критерии для банков - потенциальных заемщиков: отнесен к 1 или 2 классификационным группам в соответствии с нормативными актами Банка России; не имеет просроченных денежных обязательств перед Банком России, в том числе по кредитам Банка России и процентам по ним; не имеет недовзноса в обязательные резервы, неуплаченных штрафов за нарушение нормативов обязательных резервов, не представленного расчета размера обязательных резервов; предоставил на основании договоров банковского счета право на списание денежных средств со своих счетов на основании инкассовых поручений Банка России без распоряжения банка - владельца счета; заключил с Банком России генеральный кредитный договор, предусматривающий предоставление соответствующего вида кредитов Банка России на соответствующий основной счет банка.
Согласно п. 3.5. Положения N 236-П банк - потенциальный заемщик должен отвечать, в том числе, следующим критериям: отнесен к 1 или 2 классификационным группам в соответствии с нормативными актами Банка России. В данном случае отнесение банка к той или иной классификационной группе в соответствии с Указаниями Центрального банка РФ от 30.04.2008 N2005-У "Об оценке экономического положения банков" является одним из оснований для получения или отказа в получении кредитов на основании Положения N 312-П и Положения N 236-П.
Одним из доказательств того, что спорные Генеральные кредитные договоры были расторгнуты именно по причине реклассификации ОАО "Социнвестбанк" в 5 группу является письмо директора Департамента банковского регулирования и надзора Банка России СимановскогоА.Ю. от 24.04.2009 N 15-6-1-1/2555 (т. 5, л.д. 60).
Кроме того, письмом от 08.06.2009 N 13-2-06/8744 "О заключении генеральных кредитных договоров, возобновлении заключения депозитных сделок и сделок прямого РЕПО" ответчик уведомил ОАО "Социнвестбанк" о принятом решении приостановить проведение депозитных операций в рамках Генерального соглашения от 16.12.2002 N 11320001 по причине несоответствия его критериям проведения депозитных операций, установленным п. 1.3 Положения Банка России от 05.11.02 N 203-П "О порядке проведения Центральным банком Российской Федерации депозитных операций с кредитными организациями в валюте Российской Федерации".
При этом согласно п. 1.3 вышеуказанного Положения кредитные организации, с которыми Банк России осуществляет депозитные операции, должны отвечать, в том числе, следующим критериям по состоянию на день (дату) проведения депозитной операции: должны быть отнесены к 1 или 2 классификационным группам (в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов Банка России.
ОАО "Социнвестбанк" соответствовал критериям, предусмотренным п. 1.3 названного Положения, кроме: "отнесен к 1 или 2 классификационным группам в соответствии с нормативными актами Банка России".
Из отчетных данных ОАО "Социнвестбанк" об остатках по привлеченным межбанковским кредитам по состоянию с 01.04. по 01.06.2009, следует снижение привлеченных межбанковских кредитов с 171,3 млн. рублей до 13, 4 млн. рублей по мере распространения в банковском сообществе информации о реклассификации ОАО "Социнвестбанк" в 5 группу. Доказательством этого факта служит уведомление ОАО "Ханты-Мансийский банк" о расторжении с ОАО "Социнвестбанк" Генерального соглашения от 30.03.2005 N 21-07/89. Сотрудники ОАО "Ханты-Мансийский банк" пояснили, что причиной расторжения соглашения является нахождение Заявителя в 5 классификационной группе. Отношения возобновились только после направления ОАО "Ханты-Мансийский банк" письма от 30.07.2009 N20-1-02/154 с информацией о реклассификации банка с 25.06.2009 во 2 классификационную группу со ссылкой на письмо от 26.06.2009 N 15-1-08/9635ДСП. Письмом от 11.08.2009 N 13-38/377 ОАО "Ханты-Мансийский банк" отозвал уведомление о намерении расторгнуть Генеральное соглашение N 21-07/89 от 30.03.2005.
Реклассификация ОАО "Социнвестбанк" в 5 группу, повлекшая расторжение Генеральных кредитных договоров с Банком России, лишила ОАО "Социнвестбанк" права на участие в отборе кредитных организаций для размещения временно свободных денежных средств государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан в банковские вклады (депозиты), проводимым в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 ноября 2007 г. N 342 "О дополнительных мерах по регулированию вопросов распоряжения имуществом государственных унитарных предприятий РБ". Согласно раздела 4 Порядка проведения отбора кредитных организаций в отборе могут принимать участие кредитные организации, отнесенные к 1 или 2 классификационным группам в соответствии с Указанием Банка России от 30.04.2008 N 2005-У "Об оценке экономического положения банков", а также имеющая действующий генеральный кредитный договор, заключенный с Банком России в соответствии с нормативными актами Банка России.
23.01.2009 ОАО "Социнвестбанк" вошел в перечень кредитных организаций, признанных победителями отбора. Заявка на участие в отборе была подана банком в декабре 2008 года. На момент подачи заявки и на момент включения ОАО "Социнвестбанк" в перечень победителей, основания, которые по утверждению ответчика явились основанием для реклассификации банка в 5 группу (сделки с Таболиным С.В., кредит Кочеткова А.В.) были отражены в отчетности банка в течении 2008 года.
В соответствии п. 8.1. Порядка отбора исключение кредитной организации из перечня кредитных организаций, признанных победителями отбора, осуществляется на основании, полученной от членов комиссии, кредитных организаций, органа исполнительной власти информации о несоответствии кредитной организации требованиям отбора.
17.06.2009 комиссией по отбору ОАО "Социнвестбанк" был исключен из перечня кредитных организаций в связи с несоответствием требованиям отбора. Письмом от 17.06.2009 N 06-03/4-22 Министерство финансов РБ поручило Министерству строительства, архитектуры и транспорта довести эту информацию до государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан. В данном письме унитарным государственным предприятиям было приказано расторгнуть действующие договоры банковского вклада (депозита) и осуществить возврат денежных средств, т.е. закрыть счета в ОАО "Социнвестбанк".
В ОАО "Социнвестбанк" были размещены депозиты унитарных государственных предприятий на общую сумму 10 250 000 рублей, за период с 29.06. по 03.08.2009 были расторгнуты депозитные договоры и осуществлен возврат денежных средств на сумму 7 350 000 рублей по причине исключения ОАО "Социнвестбанк" из перечня кредитных организаций, признанных победителями отбора по письму Министерства финансов Республики Башкортостан. Доказательством досрочного расторжения депозитных договоров по вышеуказанным основаниям служат письма государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан: редакционно-издательский комплекс "Туймазинский вестник", редакции газеты "Белорецкий рабочий", Белорецкий "Дом печати", редакция газеты "Серп и Молот", Уфимский полиграфкомбинат и другие.
Реклассификация ОАО "Социнвестбанк" в 5 группу, повлекшая расторжение Генеральных кредитных договоров с Банком России, лишила ОАО "Социнвестбанк" права на участие в конкурсе по отбору кредитных организаций для размещения средств гарантийного фонда для предоставления поручительств по обязательствам субъектов малого предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В марте 2009 года состоялся "Конкурс по отбору кредитных организаций для размещения средств гарантийного фонда для предоставления поручительств по обязательствам субъектов малого предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства".
Письмом от 10.04.2009 N 218 Фонд развития и поддержки малого предпринимательства РБ уведомил ОАО "Социнвестбанк" об отказе в допуске к участию в конкурсе из-за отсутствия генерального кредитного договора, заключенного с Банком России.
Соответственно действия и письмо от 03.02.2009 N 15-1-08 ДСП/1474 "Об оценке экономического положения банка" о переводе заявителя в 5-ю классификационную группу, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Довод заинтересованного лица о том, что оспариваемое письмо носит информационный характер, не содержит требований, предписаний властного характера и само по себе не порождает для банка правовых последствий, отклоняется в связи со следующим.
Названное письмо, хотя и имеет гриф "для служебного пользования" и направлено Национальным банком непосредственно самому заявителю, оно в письменном официальном виде содержит существо тех незаконных действий, которые привели к нарушению прав и законных интересов банка. Поэтому поименованное письмо не может рассматриваться как документ в отдельности сам по себе, а должен оцениваться в совокупности с оспоренными действиями Национального банка по переводу ОАО "Социнвестбанк" в пятую классификационную группу.
Исходя из изложенного, доводы апелляционной жалобы отклоняются арбитражным судом апелляционной инстанции, поскольку не опровергают выводы суда, изложенные в решении. Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Довод апелляционной жалобы в части необоснованного отказа суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания, отклоняется арбитражным судом апелляционной инстанции, поскольку данное ходатайство рассмотрено судом и отказ в отложении судебного заседания судом мотивирован. Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что им заявлялось ходатайство о прекращении производства по делу, однако, данное ходатайство не нашло своего отражения ни в виде определения, ни в решении суда, не может быть принята судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку в решении суда указано на подведомственность данного дела арбитражному суду, в связи с чем, основания для прекращения производства по делу у суда первой инстанции отсутствовали.
Указанная в дополнениях к апелляционной жалобе ссылка на то, что суд при рассмотрении дела принял два взаимоисключающих судебных акта, регулирующих одни и те же правоотношения несостоятельна, поскольку определение от 27.05.2009 (т. 4, л.д. 48-52) не является окончательным судебным актом, разрешающим по существу данный спор, а им, принятым до обжалованного решения суда, лишь отказано банку в наложении судебного штрафа на Национальный банк за неисполнение определения суда о принятии обеспечительных мер от 09.02.2009.
При таких обстоятельствах жалоба апелляционная жалоба Национального банка удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17 августа 2009 года по делу N А07-2164/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Центрального банка Российской Федерации в лице Национального банка Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-2164/2009
Истец: ОАО "Социнвестбанк"
Ответчик: Центральный банк РФ в лице Национального банка РБ
Хронология рассмотрения дела:
21.06.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8117/10
09.06.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8117/10
24.02.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-777/10-С1
24.11.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2136/2009
17.08.2009 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-2164/09
06.04.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2136/2009
05.02.2009 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-2164/09