г. Санкт-Петербург
12 апреля 2011 г. |
Дело N А56-60650/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Дороховой Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3691/2011) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.12.2010 по делу N А56-60650/2010 (судья Сайфуллина А.Г.), принятое
по заявлению Муниципального казенного предприятия "Спецавтобаза" г. Гатчины
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: Сонин С.Н. по доверенности от 14.01.2011 N 83;
Проценко В.П. по доверенности от 08.04.2011 N 00000070;
от ответчика: Смирнова С.М. по доверенности от 24.02.2011 N 04-26/03486.
установил:
Муниципальное казенное предприятие "Спецавтобаза" г. Гатчины (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным вынесенного Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) решения от 12.07.2010 N 15-29/210 (в редакции письма N 15-29/21017@ от 01.09.2010) в части доначисления налога на прибыль в сумме 176 405 руб.
Решением суда от 31.12.2010 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Инспекция, сылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить решение от 31.12.2010 и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы жалобы, а представители Общества просили отказать в ее удовлетворении.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Выслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела и исследовав имеющиеся доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции по результатам выездной налоговой проверки составлен акт от 07.06.2010 N 15-29/15 и принто решение от 12.07.2010 N 15-29/210 о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, которым Учреждение привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату НДС в виде штрафа в сумме 14 312 руб.; также начислены пени в сумме 366,00 руб. за несвоевременную уплату НДФЛ; было предложено уплатить налог на прибыль в сумме 475 590 руб.
Решение было обжаловано в вышестоящий налоговый орган и Решением от 30.08.2010 N 16-21-05/13591 Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области Решение Инспекции было изменено путем уменьшения суммы начисленного налога на прибыль в пунктах 1 и 2 раздела 2 резолютивной части Решения.
Считая Решение (в редакции письма N 15-29/21017@ от 01.09.2010) в части доначисления налога на прибыль в сумме 176 405 руб. несоответствующим законодательству и нарушающим права и законные интересы Учреждения, Учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
Как следует из материалов дела на основании Распоряжения Главы муниципального образования "Города Гатчина" Ленинградской области от 21.01.2003 N 34-р Учреждению было поручено обеспечить строительство Центра приема вторичных ресурсов за счет собственных средств предприятия.
Приказом от 01.02.2005 N 14-а по Учреждению было принято решение приступить к поэтапным работам по строительству Центра приема вторичных ресурсов.
Впоследствии в связи с необходимостью освобождения земельного участка под проектирование и строительство спортивного комплекса Распоряжением Главы муниципального образования "Города Гатчина" Ленинградской области от 21.08.2007 N 492-р. Учреждению было поручено ликвидировать площадку сбора вторичных ресурсов.
Приказом от 14.12.2007 N 153 по Учреждению было принято решение о демонтаже площадки сбора вторичных ресурсов.
Производимые Учреждением расходы в размере 1 011 177 руб. 03 коп. (стоимость площадки для сбора макулатуры) были отражены на счете 08.3 "Строительство объектов основных средств, объект в эксплуатацию не введен, так как решение о ликвидации объекта было принято до его введения в эксплуатацию.
Основанием для доначисления налога на прибыль в сумме 176 405 руб. явилось, по мнению налогового органа, неправомерное включение Учреждением в внереализационные расходы, затрат по строительству площадки для сбора макулатуры в сумме 1 011 177 руб. 03 коп.
По мнению налогового органа, спорные расходы не отвечают критериям, установленным в статье 252, 265 НК РФ, так как не связаны с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, и не являются экономически обоснованными.
Произведенные Учреждением затраты по возведению и ликвидации объекта, по мнению Инспекции, экономически необоснованными и документально неподтвержденными, поскольку ликвидация объекта не направлена на получение дохода, объект на был введен в эксплуатацию, следовательно расходы на приобретение объекта не учитывались Учреждением при налогообложении прибыли, и, как следствие, не уменьшают налогооблагаемую прибыль организации.
Глава 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса регулирует налогообложение прибыли организаций и устанавливает в этих целях определенную соотносимость доходов и расходов и связь последних именно с деятельностью организации по извлечению прибыли.
Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
В пункте 1 статьи 252 НК РФ установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (пункт 2 статьи 252 Кодекса).
Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на материальные расходы; расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; прочие расходы (пункт 2 статьи 253 Кодекса).
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся в том числе расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы не доначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы.
Расходы на ликвидацию основных средств, в том числе в виде сумм амортизации, не доначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования, являются обоснованными, если данные основные средства непригодны к дальнейшему использованию либо их невозможно использовать. При этом списание основного средства должно быть оформлено приказом руководителя предприятия и актом ликвидации основных средств, подписанным членами ликвидационной комиссии. В акте должны быть указаны: год изготовления или постройки объекта, дата его поступления и ввода в эксплуатацию, первоначальная стоимость объекта (для переоцененных - восстановительную), сумма начисленного износа, количество проведенных капитальных ремонтов, причины списания и возможность использования отдельных узлов, деталей списываемого объекта.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, а в силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. С учетом приведенных норм суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений.
В результате всесторонней оценки исследованных в порядке статьи 71 АПК РФ доказательств по делу суд установил, что налогоплательщик добросовестно выполнял возложенные на него обязательства по строительству и ликвидации объекта.исходя из следующих обстоятельств : представленными в материалы дела документами подтверждено списание выполнение работ произведение расходов на возведением объекта; произведенные Учреждением расходы подтверждены в том числе карточкой счета 08.3 "Объекты внеоборотных активов; Затраты на строительство".Отражение налогоплательщиком расходов на определенных счетах бухгалтерского учета не приводит к появлению впоследствии объекта основных средств; произведенные Учреждением расходы подтверждены представленными документами, которые соответствуют требованиями пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
В пункте 22 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств предусмотрено, что основные средства могут приниматься к бухгалтерскому учету в случаях приобретения, сооружения и изготовления за плату; сооружения и изготовления самой организацией; поступления от учредителей в счет вкладов в уставный (складочный) капитал, паевой фонд и в других случаях.
Понятие "основные средства" дано в Положении по ведению бухгалтерского учета. К основным средствам как совокупности материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства и другие основные средства.
Порядок учета на балансе организации объекта основных средств регулируется также приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01".
В соответствии с названным приказом актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владении и пользование или во временное пользование;
объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
организация не предполагает последующей перепродажи данного объекта;
объект способен приносить организации экономические выгоды (доходы) в будущем.
В соответствии с пунктами 7 и 8 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Таким образом, объекты капитального строительства принимаются организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при соблюдении условий, предусмотренных в пункте 4 ПБУ 6/01, и после формирования первоначальной стоимости, которую составляют все затраты, накопленные в процессе создания этих объектов.
Согласно письмам Министерства финансов Российской Федерации от 03.08.2006 N 03-06-01-04/151 и от 09.08.2006 N 03-06-01-04/154 объекты капитального строительства включаются в состав основных средств при наличии следующих признаков: сформирована первоначальная стоимость объекта; объект введен в эксплуатацию (то есть оформлен соответствующий акт и деятельность на объекте фактически ведется); поданы документы на государственную регистрацию права собственности.
Пунктом 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности от 29.07.1998 N 34н к незавершенным капитальным вложениям относятся не оформленные актами приемки-передачи основных средств и иными документами (включая документы, подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях) затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы и затраты.
Как установлено пунктом 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, по объектам недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и фактически эксплуатируемым, амортизация начисляется в общем порядке с первого числа месяца, следующего за месяцем введения объекта в эксплуатацию. При принятии этих объектов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств после государственной регистрации производится уточнение ранее начисленной суммы амортизации. Допускается объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и фактически эксплуатируемые, принимать к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств.
Таким образом, законодательство о бухгалтерском учете связывает постановку объекта на учет как основного средства с соблюдением условий, перечисленных в пункте 4 ПБУ 6/01, и доведением объекта до состояния готовности и возможности эксплуатации,
Судом первой инстанции установлено, что объект не завершен строительством, не введен в эксплуатацию и не принят Учреждением к учету в качестве объекта основных средств, поскольку решение о ликвидации объекта было принято раньше.
Таким образом, у Учреждения отсутствовали законные основания для включения спорного объекта в состав основных средств.
Суд апелляционной инстанции установил, что строительство спорного объекта велось с 2005 по 2007 года, расходы Учреждения по возведению объекта незавершенного строительства были направлены на получение дохода от последующей его эксплуатации.
Согласно положениям подпункта 20 пункта 1 и пункта 2 статьи 265 НК РФ перечень внереализационных расходов, а также включаемых в состав данных расходов убытков (по основаниям их возникновения) носит неисчерпывающий характер. Позиция суда первой инстанции о правомерности учета стоимости объекта незавершенного строительства при его ликвидации в составе внереализационных расходов корреспондирует закрепленному в подпункте 8 пункта 1 статьи 265 Кодекса положению, допускающему при ликвидации основного средства включение в состав расходов его остаточной стоимости.
С учетом изложенного арбитражный апелляционный суд ,поддерживая вывод суда первой инстанции , полагает ,что у налогового органа отсутствовали основания для исключения из состава расходов стоимости объекта незавершенного строительства .
При рассмотрении дела суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами доказательства и доводы, как того требуют положения статьи 71 АПК РФ, и установили целевой характер использования полученных Обществом субсидий.
Неправильного применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не установлено.
Доводы, изложенные Инспекцией в жалобе, не опровергают выводы суда и установленные судом фактические обстоятельства дела.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа и отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.12.2010 по делу N А56-60650/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-60650/2010
Истец: Муниципальное казенное предприятие "Спецавтобаза" г. Гатчины
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N7 по Ленинградской области, Межрайонная ИФНС России N7 по Ленинградской области