г. Красноярск |
|
"14" апреля 2011 г. |
Дело N А33-9123/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена "04" апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "14" апреля 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Петровской О.В.,
судей: Кирилловой Н.А., Хасановой И.А,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края (истца): Худорбы А.И.- представителя по доверенности от 14.02.2011 N 04-991,
от ООО "Инвестиционной группы "Кратос" (ответчика): Сидорова В.А. - представителя по доверенности от 11.01.2011
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края,
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "19" ноября 2010 года
по делу N А33-9123/2010, принятое судьей Ермаковой И.И.,
УСТАНОВИЛ:
Агентство по управлению государственным имуществом (ИНН 2466133722, ОГРН 1052466191580) Красноярского края обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Администрации поселка Емельяново Красноярского края, к обществу с ограниченной ответственностью "Инвестиционная группа "Кратос" (ИНН 2411016184, ОГРН 1062411014203):
- о признании незаконным разрешения на строительство N 83 от 04.07.2008,
- о признании нежилого здания - грузовой склад, расположенный по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, аэропорт "Красноярск", участок N 12 самовольной постройкой,
- об обязании общества с ограниченной ответственностью "Кратос" снести самовольно возведенный объект недвижимости - грузовой склад, расположенный по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, аэропорт "Красноярск", участок N 12.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены - открытое акционерное общество "Аэропорт Красноярск" (ИНН 241100019, ОГРН 1072411001211), общество с ограниченной ответственностью "Аэропорт Емельяново" (ИНН 24660883888, ОГРН 1092468001482), государственное учреждение Войсковая часть N 15543 (ИНН 2465003946, ОГРН 1022402466855) Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Сибирский региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции принято уточнение исковых требований в части объекта самовольной постройки. Объектом является грузовой склад, назначения: нежилое, четырехэтажный, инв. N 04:214:002:001023600:0001, лит.В, В1, В2, В3, по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, аэропорт "Красноярск", служебно-техническая территория 103.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19 ноября 2010 года в иске отказано.
Не согласившись с данным решением, истец обратился с апелляционной жалобой, указав, что в нарушение норм действующего законодательства строительство спорного объекта, находящегося в пределах приаэродромной территории, не было согласовано с собственником земельного участка, занимаемого объектами аэродрома, Красноярским краем. Кроме того, до строительства спорного объекта ответчик должен был получить согласование строительства со старшим авиационным начальником (ОАО "Аэропорт Красноярск") и с МЧС.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик - ООО "Инвестиционная группа "Кратос" указал следующие возражения на доводы апелляционной жалобы, с учетом дополнений:
- истцом не указано, какие права и законные интересы затронуты оспариваемым разрешением на строительство, так как собственником земельного участка на момент выдачи разрешения на строительство являлась Российская Федерация;
- признаки самовольной постройки спорного объекта отсутствуют, так как земельные участки предоставлены в установленном законом порядке, акт выбора земельного участка согласован ОАО "Авиакомпания Красноярские авиалинии" (держатель сертификата аэропорта), ТУ ФАУФИ (собственник аэродрома), Управлением МЧС по Красноярскому краю;
- заявителем пропущен срок для подачи заявления о признании недействительным разрешения на строительство, поскольку о строительстве склада заявителю было известно еще в феврале 2008 года, что подтверждается публикациями в СМИ;
- действующим законодательством не предусмотрена обязанность по согласованию строительства с МЧС.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо - Сибирский региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий поддержало позицию заявителя апелляционной жалобы, указало, что земельный участок для размещения авиационной техники находится в постоянном (бессрочном) пользовании Сибирского регионального центра МЧС России, в связи с чем согласование строительства необходимо было производить именно с данным органом.
В отзыве на апелляционную жалобу Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае указало, что земельные участки, на которых расположен спорный объект недвижимости, являлись объектами федеральной собственности, были предоставлены ООО "Инвестиционная группа "Кратос" под строительство, с данным лицом были заключены договоры аренды земельных участков.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация Емельяновского района указала, что обжалуемое решение является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители истца и общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная группа "Кратос" поддержали свои доводы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции представителей не направили. Определение об отложении рассмотрения апелляционной жалобы от 11 марта 2011 года направлено указанным лицам 23 марта 2011 года. На сайте Третьего арбитражного апелляционного суда информация с указанием места и времени рассмотрения апелляционной жалобы опубликована 23 марта 2011 года.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 28 марта 2011 года объявлен перерыв до 04 апреля 2011 года до 10 час. 30 мин., о чем лица, участвующие в деле извещены путем размещения публичного объявления на сайте http://www.3aas.arbitr.ru., а также под подпись.
Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, пояснил, что согласование должно проводиться в Российской Федерации до выдачи разрешения на строительство, на момент выдачи разрешения собственником была Российская Федерации.
Представитель истца на вопрос суда пояснил, что спорный объект недвижимости не отвечает требованиям действующего законодательства.
Представитель ответчика пояснил, что указанное заключение в материалах дела отсутствует. Считает, что спорный объект соответствует нормам действующего законодательства.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Из акта выбора и обследования земельного участка под строительство от 08.08.2006 следует, что комиссия в составе уполномоченных лиц главы Емельяновского района по имущественным отношениям, отдела архитектуры и градостроительства, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярскому крае, территориального отдела N 12 Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю, Емельяновского ЛТЦ ОАО "Сибирьтелеком-Электорсвязь", муниципального инспектора по экологии, главного специалиста по природопользованию, отдела УМС и ФАЕР, ЦЛКС-32 ТУСМ-3, ГИБДД района, ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии", ООО "ИК "Кратос", ТУ ФАУФИ по Красноярскому краю, ОАО "Красноярский "ПромстройНИИпроект", УГПИ МЧС по Красноярскому краю сделала заключение о пригодности земельного участка по адресу: Емельяновский район, аэропорт "Красноярск", 30 м. от оси ж/д со сливоналивными эстакадами площадью 13204 кв.м. пригоден для строительства грузового терминала.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю от 03.10.2006 N 10-1438р обществу с ограниченной ответственностью "Инвестиционная группа "Кратос" предварительно согласовано место размещения объекта - грузового терминала, на земельном участке, площадью 13204,0 кв. м, расположенном по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, а/п "Красноярск", 30 м по оси ж/д пути со сливоналивными эстакадами; утвержден акт выбора и обследования земельного участка.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 26 января 2007 г. (серия 24 ЕЗ N 542910) за Российской Федерацией, на основании пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления администрации Емельяновского района Красноярского края N 262 от 01.03.2004, распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю N 10-1409р от 25.09.2006, зарегистрировано право государственной собственности на земельный участок, кадастровый номер 24:11:210201:0496, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, и иного назначения, разрешенное использование: для содержания, эксплуатации объектов воздушного транспорта, общей площадью 13282,0 кв.м., по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, Аэропорт "Красноярск", служебно-техническая территория,.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю от 28.02.2007 N 10-268р разрешено предоставить в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Инвестиционная группа "Кратос" земельный участок с кадастровым номером 24:11:210201:0496, из категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, и иного специального назначения, площадью 13282,0 кв.м., по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, Аэропорт "Красноярск", служебно-техническая территория, сроком на 5 лет, для строительства грузового терминала.
Согласно договору аренды земельного участка федеральной собственности N 11-9 от 28.02.2007 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю обществу с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Кратос" предоставлен в аренду земельный участок площадью 13282 кв.м. с кадастровым номером 24:11:210201:0496, находящегося в федеральной собственности и расположенный по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, аэропорт "Красноярск", служебно-техническая территория для строительства грузового терминала на срок с 28.02.2007 по 27.02.2012.
Из акта выбора и обследования земельного участка под строительство от 09.07.2007 следует, что комиссия в составе уполномоченных лиц главы Емельяновского района, отдела архитектуры и градостроительства, отдела СЭО в Емельяновском районе, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Красноярскому краю, территориального отдела N 12 Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю, Емельяновского ЛТЦ ОАО "Сибирьтелеком-Электросвязь", муниципального инспектора по экологии, главного специалиста по природопользованию, отдела УМС и ФАЕР, ЦЛКС-32 ТУСМ-3, ГИБДД района, ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии", ООО "ИК "Кратос", ТУ ФАУФИ по Красноярскому краю сделала заключение о пригодности земельного участка общей площадью 1781 кв.м. в Емельяновском районе, аэропорт "Красноярск" для строительства наружных сетей и сооружений.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю от 02.08.2007 N 10-1504р обществу с ограниченной ответственностью "Инвестиционная группа "Кратос" предварительно согласовано место размещения наружных сетей (ТП, насосной станции, пожарного резервуара, автопарковки), на земельном участке, площадью 1781,0 кв. м, расположенном по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, аэропорт "Красноярск"; утвержден акт выбора и обследования земельного участка под строительство от 09.07.2007, выданный с целью предварительного согласования места размещения объекта, предполагаемого к к проектированию и строительству.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27 марта 2008 г. (серия 24 ЕЗ N 542910) за Российской Федерацией, на основании пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления администрации Емельяновского района Красноярского края N 262 от 01.03.2004, зарегистрировано право государственной собственности на земельный участок, с кадастровым номером 24:11:210201:0696, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, и иного назначения, разрешенное использование: для содержания, эксплуатации объектов воздушного транспорта, общей площадью 1781,0 кв. м, расположенном по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, аэропорт "Красноярск", участок 12.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю от 08.04.2008 N 10-476р обществу с ограниченной ответственностью "Инвестиционная группа "Кратос" разрешено предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером 24:11:210201:0696 из категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, и иного специального назначения, площадью 1781,0 кв. м, расположенном по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, аэропорт "Красноярск", сроком на 5 лет, для строительства, эксплуатации объектов воздушного транспорта.
Согласно договору аренды N 11-28 от 08.04.2008 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю обществу с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Кратос" предоставлен в аренду земельный участок площадью 1781 кв.м., с кадастровым номером 24:11:210201:0686, по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, аэропорт "Красноярск", участок N 12, для строительства, эксплуатации объектов воздушного транспорта на срок с 08.04.2008 по 07.04.2013.
Проектом территориального землеустройства, выполненным ООО "Геодезия-Кадастр" в 2006 г., утвержденным и. о. заместителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю, согласованным начальником территориального отдела Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю, отделом архитектуры и градостроительства администрации Емельяновского района, Красноярским филиалом Сибирского управления воздушного транспорта, генеральным директором ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" согласовано расположение объектов и земельного участка ответчика.
В материалы дела представлена карта границ земельных участков аэропорта "Красноярск" по состоянию на 2008 год, выполненная ООО Институт "Красноярскземводпроект" градостроительный план земельного участка N RU 24511000-0000000000062, местоположение по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, аэропорт "Красноярск", служебно-техническая территория, участок N12, кадастровый номер участка: 24:11:210201:0686, 24:11:210201:0496 по состоянию на 2008 год, утверждённый постановлением главы района N 530 от 18.04.2008.
ФГУ "Главное Управление Государственной Экспертизы" выдано положительное заключение государственной экспертизы на рабочий проект "Грузовой склад в аэропорту "Красноярск", N 300-08/КР-Э-0192/05 от 30.06.2008 (л.д. 92, т. 1), согласно которому рабочий проект соответствует требованиям нормативных технических документов и результатам инженерных изысканий.
Отделом архитектуры и градостроительства Администрации посёлка Емельяново ООО "Инвестиционная группа "Кратос" выдано разрешение на строительство объекта N 83 от 04.07.2008 по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, Аэропорт "Красноярск", участок N 12.
Согласно заключению Енисейского межрегионального территориального управления технического и экологического надзора от 25.02.2009 N 5 и акту проверки N 53-3 грузовой склад, расположенный по адресу: Емельяновский район, аэропорт "Красноярск", участок N 12, соответствует требованиям, нормам и правилам, проектной документации.
Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N 3 от 06.03.2009 Отделом архитектуры и градостроительства администрации посёлка Емельяново разрешен ввод в эксплуатацию нежилого здания - грузовой склад с насосной станцией пожаротушения по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, аэропорт "Красноярск", участок N 12.
Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N 4 от 06.03.2009 Отдел архитектуры и градостроительства администрации посёлка Емельяново разрешен ввод в эксплуатацию нежилого здания - трансформаторная подстанция с насосной станцией пожаротушения по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, аэропорт "Красноярск", участок N 12.
Право собственности ООО "Инвестиционная компания "Кратос" на объекты недвижимости, относящиеся к грузовому складу, зарегистрированы в установленном законом порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 17.03.2009:
серия 24 ЕИ N 126140 - на грузовой склад, назначение нежилое, 4-этажный, инв. N 04:214:002:001023600:0001, лит.В, В1, В2, В3, по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, аэропорт "Красноярск", служебно-техническая территория 103, с кадастровым номером 24:11:210201:0496: 04:214:002:001023600:0001;
серия 24 ЕИ N 126132 - на наружные сети хозяйственно-питьевого водопровода, назначение нежилое, протяженность 502,9 п.м., инв. N 04:214:002:001023600:0003, лит.N10, по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, аэропорт "Красноярск", служебно-техническая территория, сооружение 101 "Б", с кадастровым номером 24:11:210201:0496: 04:214:002:001023600:0003;
серия 24 ЕИ N 126138 - на бытовую канализацию с канализационной насосной станцией, назначение нежилое, протяженность N 2 - бытовая канализация 413 п.м, N 3 - 12 куб.м, инв. N 04:214:002:001023600:0004, лит.N2,N3, по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, аэропорт "Красноярск", служебно-техническая территория, сооружение 101 "В", с кадастровым номером 24:11:210201:0496: 04:214:002:001023600:0004;
серия 24 ЕИ N 126133 на дождевую канализацию, назначение нежилое, протяженность п.м, инв. N 04:214:002:001023600:0005, лит.N8, по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, аэропорт "Красноярск", служебно-техническая территория, сооружение 101 "Г", с кадастровым номером 24:11:210201:0496: 04:214:002:001023600:0003;
серия 24ЕИ N 126134 - на наружные тепловые сети, назначение нежилое, протяженность п.м, инв. N 04:214:002:001023600:0006, лит.N9, по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, аэропорт "Красноярск", служебно-техническая территория, сооружение 101 "Д", с кадастровым номером 24:11:210201:0496: 04:214:002:001023600:0006;
серия 24 ЕИ N 126131 - на ограждение территории, назначение нежилое, протяженность п.м, инв. N 04:214:002:001023600:0007, лит.N4, по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, аэропорт "Красноярск", служебно-техническая территория, сооружение 101 "Е", с кадастровым номером 24:11:210201:0496: 04:214:002:001023600:0007;
серия 24 ЕИ N 126136 - на замощение, назначение нежилое, протяженность п.м, инв. N 04:214:002:001023600:0008, лит. 1, П, Ш, 1У, N5, N6, N7, по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, аэропорт "Красноярск", служебно-техническая территория, сооружение 101 "Ж", с кадастровым номером 24:11:210201:0496: 04:214:002:001023600:0008;
серия 24 ЕИ N 126137 - на внутриплощадочные электрические сети, назначение нежилое, протяженность 4856 п.м, инв. N 04:214:002:001023600:0009, лит.N12, по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, аэропорт "Красноярск", служебно-техническая территория, сооружение 101 "З", с кадастровым номером 24:11:210201:0496: 04:214:002:001023600:0009;
серия 24 ЕИ 3 126139 - на трансформаторную подстанцию с насосной станцией пожаротушения, назначение нежилое, 1-этажный, площадью 135,3 кв.м, инв. N 04:214:002:001023590:0001, лит. В, В1, В2, по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, аэропорт "Красноярск", участок 12, строение 102, с кадастровым номером 24:11:210201:0496: 04:214:002:001023590:0001;
серия 24 ЕИ N 126130 - на резервуар пожарный, назначение нежилое, объем 125 куб.м, инв. N 04:214:002:001023590:0002, лит. N 1, по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, аэропорт "Красноярск", участок 12, строение 103, с кадастровым номером 24:11:210201:0496: 04:214:002:001023590:0002;
серия 24 ЕИ N 126135- на наружные сети противопожарного водопровода, назначение нежилое, протяженность 568,85 п.м, инв. N 04:214:002:001023600:0002, лит.N11, по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, аэропорт "Красноярск", служебно-техническая территория, сооружение 101 "А", с кадастровым номером 24:11:210201:0496: 04:214:002:001023600:0002.
Соглашением от 21.05.2009 в договор аренды земельного участка от 08.04.2008 N 11-28 внесены изменения, в том числе, цель аренды изменилась на использование - для эксплуатации объектов воздушного транспорта.
Соглашением от 21.05.2009 в договор аренды земельного участка от 28.02.2007 N 11-9 внесены изменения, в том числе, в части цель аренды изменилась на использование - для эксплуатации объектов воздушного транспорта.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю N 07-392р от 19.03.2008 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в государственную собственность Красноярского края" передано имущество, составляющее казну Российской Федерации, в государственную собственность Красноярского края, согласно приложению.
По передаточному акту от 26.06.2008 Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю передало, а руководитель Агентства по управлению краевым имуществом администрации Красноярского края принял объекты недвижимости, расположенные по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, Аэропорт "Красноярск".
Приказом Агентства по управлению краевым имуществом Администрации Красноярского края N 11-1060 от 16.07.2008 во исполнение распоряжения N 07-392р от 19.03.2008 в реестр государственной собственности Красноярского края внесены объекты согласно перечню, указанному в приложении к распоряжению.
В соответствии с договором аренды N 9008б от 27.06.2008 Агентством по управлению краевым имуществом Администрации Красноярского края передано в аренду ОАО "Аэропорт Красноярск" имущество, расположенное в Емельяновском районе, аэропорт "Красноярск", на срок с 27.06.2008 по 01.01.2009. Актом от 27.06.2008 имущество по договору аренды передано арендатору, актом приёма-передачи от 20.05.2009 - возвращено арендодателю.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серия 24ЕЕN 070751, право собственности на земельный участок для содержания, эксплуатации объектов воздушного транспорта, занимаемый объектами аэродрома, общей площадью 2868162 кв.м. по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, аэропорт "Красноярск", уч.N 1, кадастровый номер 24:11:000000:295, зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю 08.12.2008 за Красноярским краем.
Письмом N 10-10545/18024 от 10.08.2010 Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю сообщило Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края о том, что по сведениям реестра входящей корреспонденции заявлений от ООО "Инвестиционная компания "Кратос" о получении разрешения на строительство объектов на земельном участке с кадастровым номером 24:11:000000:295 не поступало.
В материалы дела также представлены:
план участка земли N 1, (стоянка в/ч 15543 СРЦ МЧС России), передаваемого в постоянное (бессрочное) пользование для производственной деятельности, категория земли промышленного и иного назначения, площадь участка 7267,4 кв.м., кадастровый номер 24:11:210201:03, выполненный Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по состоянию на 13.03.2001
свидетельство Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю от 05.10.2007 серия 24 ЕЗ N 707510 о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования за Сибирским региональным центром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на земельный участок, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения смешанной авиационной эскадрильи авиации МЧС России, общей площадью 8002,4 кв.м., по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, Емельяновский поссовет, Аэропорт "Красноярск", уч. 6, кадастровый номер 24:11:210201:0642.
Кроме того, в материалы дела в качестве обоснования возражений на доводы апелляционной инстанции, в подтверждение того обстоятельства, что спорный объект используется для аэропортовой деятельности и не нарушает прав других лиц, ООО "Инвестиционная группа "Кратос" представлены:
- договор аренды нежилых помещений от 10.04.2009 N АР/2/04.09 между ООО "Инвестиционная группа "Кратос" (арендодатель) ООО "Сибирь Карго Сервис" (арендатор), согласно которому арендодатель предоставляет арендатору во временное владение и пользование комнаты N1, 2, 3, 4, 52, расположенные в помещении N 1 на первом этаже здания находящегося по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, аэропорт "Красноярск", служебно-техническая территория, строение 101 литера "ВВ1В2В3". Помещения предоставляются на 5 лет с момента передачи.
- сертификат соответствия N ФАВТ А.02.02116 от 14.02.2011 со сроком действия с 14.01.2011 по 14.02.2014, которым удостоверяется, что общество с ограниченной ответственностью "Сибирь Карго Сервис", расположенное по адресу: 663021, Красноярский край, Емельяновский район, аэропорт "Красноярск", стр.56 соответствует требованиям, предписанным нормативными документами, относящимися к сфере деятельности, приведенной в приложении к настоящему сертификату.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входят следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Заявитель полагает, что оспариваемое разрешение на строительство незаконно, так как было получено без согласования с Красноярским краем (собственником земельного участка) и с МЧС России (так как аэропорт Красноярск является аэропортом совместного базирования с МЧС России).
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Согласно пункту 1 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Таким образом, собственник земельного участка является обладателем абсолютных прав на принадлежащий ему земельный участок и вправе самостоятельно определять его судьбу, в том числе сдавать в аренду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при соблюдении градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из положений статей 46, 47 Воздушного кодекса Российской Федерации следует, что проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
Размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с собственником аэродрома и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.
Изложенные требования носят специальный характер и должны учитываться уполномоченными органами муниципальных образований при принятии решений о развитии городских и сельских поселений или при выдаче разрешений на строительство объектов в пределах приаэродромной территории.
В соответствии с пунктом 128 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1084 (действовавших на момент вынесения оспариваемого разрешения на строительство) организации, заинтересованные в размещении объектов в районе аэродрома, должны согласовать их размещение со старшим авиационным начальником аэродрома.
Согласованию подлежит размещение:
а) объектов в границах полос воздушных подходов к аэродрому, а также вне границ этих полос в радиусе 10 км от контрольной точки аэродрома;
б) объектов высотой 50 м и более относительно уровня аэродрома в радиусе 30 км от контрольной точки аэродрома;
в) линий связи и электропередачи, а также других источников радио- и электромагнитных излучений, которые могут создавать помехи для нормальной работы радиотехнических средств независимо от места их размещения;
г) взрывоопасных объектов независимо от места их размещения;
д) факельных устройств для аварийного сжигания сбрасываемых газов высотой 50 м и более (с учетом возможной высоты выброса пламени) независимо от места их размещения;
е) промышленных и иных предприятий и сооружений, деятельность которых может привести к ухудшению видимости в районах аэродромов независимо от места размещения этих предприятий и сооружений.
Согласно пункту 1 статьи 40 Воздушного кодекса Российской Федерации под аэродромом понимается участок земли или акватории с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
Земельный участок с кадастровым номером 24:11:000000:295 общей площадью 2868162 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, аэропорт "Красноярск", участок N 1 занимаемый объектами аэродрома, а также сооружение - взлетно-посадочная полоса с рулежными дорожками, сооружение - перроны ВС и площадка перронной механизации принадлежат Красноярскому краю на праве собственности с 08.12.2008, что подтверждается свидетельством N 24 ЕЙ 070751.
Таким образом, субъект Российской Федерации - Красноярский край является собственником аэродрома с 08.12.2008.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы, определенные данной статьей Кодекса.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
По мнению заявителя, разрешение на строительство N 83 от 04.07.2008, выданное ООО "Инвестиционная группа "Кратос", является незаконным, поскольку отсутствовало согласование строительства с Красноярским краем, а также с МЧС.
Согласно преамбуле к Воздушному кодексу Российской Федерации государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.
Таким образом, одной из основных и общей целью государственного регулирования градостроительства и использования воздушного пространства Российской Федерации является обеспечение безопасности указанной деятельности для государства и населения.
При этом как деятельность в области градостроения, так и деятельность в области использования воздушного пространства являются деятельностью повышенного уровня опасности для жизни и здоровья граждан.
В связи с изложенным, с учетом важности охраняемых отношений, несмотря на отсутствие упоминания в статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации согласования строительства с собственником аэродрома (аэронавигационной службой), разрешение на строительство объекта в приаэродромной зоне не может быть выдано без наличия указанного согласования.
Согласно материалам дела, ООО "Инвестиционная группа "Кратос" были произведены следующие согласования до получения разрешения на строительство и начала строительства:
Актом выбора и обследования земельного участка под строительство от 08.08.2006 комиссия в составе уполномоченных лиц главы Емельяновского района по имущественным отношениям, отдела архитектуры и градостроительства, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярскому крае территориального отдела N 12 Управления Роснедвижимости по Красноярском краю, Емельяновского ЛТЦ ОАО "Сибирьтелеком-Электросвязь, муниципального инспектора по экологии, главного специалиста по природопользованию, отдела УМС и ФАЕР, ЦЛКС-32 ТУСМ-3, ГИБДД района, ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии", ООО "ИК "Кратос", ТУ ФАУФИ по Красноярскому краю, ОАО "Красноярский "ПромстройНИИпроект", УГПИ МЧС по Красноярскому краю, подтвердила пригодность земельного участка по адресу: Емельяновский район, аэропорт "Красноярск", 30 м. от оси ж/д со сливоналивными эстакадами площадью 13204 кв.м. для строительства грузового терминала.
Актом выбора и обследования земельного участка под строительство от 09.07.2007 подтверждена пригодность земельного участка площадью 1781 кв.м. в Емельяновском районе, аэропорт "Красноярск" для строительства наружных сетей и сооружений.
Распоряжениями Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю от 03.10.2006 N 10-1438р и от 02.08.2007 N10-1504р обществу с ограниченной ответственностью "Инвестиционная группа "Кратос" были предварительно согласованы место размещения грузового терминала, на земельном участке, площадью 13204,0 кв. м. и наружных сетей (ТП, насосной станции, пожарного резервуара, автопарковки) на земельном участке, площадью 1781,0 кв. м.
Распоряжениями Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю от 28.02.2007 N 10-268р от 08.04.2008 N10-476р обществу с ограниченной ответственностью "Инвестиционная группа "Кратос" разрешено предоставить в аренду: земельный участок с кадастровым номером 24:11:210201:0496 для строительства грузового терминала и земельный участок с кадастровым номером 24:11:210201:0696 для строительства, эксплуатации объектов воздушного транспорта.
Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю и ООО "Инвестиционная компания "Кратос" заключены договоры аренды и были предоставлены:
земельный участок, площадью 13282 кв.м. с кадастровым номером 24:11:210201:0496 для строительства грузового терминала на срок с 28.02.2007 по 27.02.2012, на основании договора аренды N 11-9 от 28.02.2007.
земельный участок, площадью 1781 кв.м., с кадастровым номером 24:11:210201:0686, для строительства, эксплуатации объектов воздушного транспорта на срок с 08.04.2008 по 07.04.2013 (по договору аренды N 11-28 от 08.04.2008).
Проект территориального землеустройства, выполненный в 2006 г., которым согласовано расположение объектов и земельного участка ответчика, утвержден и. о. заместителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю, согласован начальником территориального отдела Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю, отделом архитектуры и градостроительства администрации Емельяновского района, Красноярским филиалом Сибирского управления воздушного транспорта, генеральным директором ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии".
В материалы дела представлена карта границ земельных участков аэропорта "Красноярск" по состоянию на 2008 год, выполненная ООО Институт "Красноярскземводпроект" градостроительный план земельного участка N RU 24511000-0000000000062, местоположение по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, аэропорт "Красноярск", служебно-техническая территория, участок N12, кадастровый номер участка: 24:11:210201:0686, 24:11:210201:0496 по состоянию на 2008 год, утверждённый постановлением главы района N 530 от 18.04.2008.
Отделом архитектуры и градостроительства Администрации посёлка Емельяново ООО "Инвестиционная группа "Кратос" выдано разрешение на строительство объекта N 83 от 04.07.2008 по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, Аэропорт "Красноярск", участок N 12.
Согласно заключению Енисейского межрегионального территориального управления технического и экологического надзора от 25.02.2009 N 5 и акту проверки N 53-3 грузовой склад, расположенный по адресу: Емельяновский район, аэропорт "Красноярск", участок N 12, соответствует требованиям, нормам и правилам, проектной документации.
Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N 3 от 06.03.2009 Отделом архитектуры и градостроительства администрации посёлка Емельяново разрешен ввод в эксплуатацию нежилого здания - грузовой склад с насосной станцией пожаротушения по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, аэропорт "Красноярск", участок N 12.
Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N 4 от 06.03.2009 Отдел архитектуры и градостроительства администрации посёлка Емельяново разрешен ввод в эксплуатацию нежилого здания - трансформаторная подстанция с насосной станцией пожаротушения по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, аэропорт "Красноярск", участок N 12.
Право собственности ООО "Инвестиционная компания "Кратос" на грузовой склад и объекты недвижимости, относящиеся к грузовому складу, зарегистрированы в установленном законом порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 17.03.2009.
Соглашением между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю и ООО "Инвестиционная компания "Кратос" от 21.05.2009 внесены изменения в договор аренды земельного участка от 08.04.2008 N 11-28, цель аренды изменилась на использование - для эксплуатации объектов воздушного транспорта. Соглашением от 21.05.2009 внесены изменения в договор аренды земельного участка от 28.02.2007 N 11-9, цель аренды изменилась на использование - для эксплуатации объектов воздушного транспорта.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что строительство спорного объекта было осуществлено ООО "Инвестиционная группа "Кратос" с разрешением на строительство, полученного при наличии согласования со всеми органами и заинтересованными лицами, в том числе с ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии", ТУ ФАУФИ по Красноярскому краю, ОАО "Красноярский "ПромстройНИИпроект", УГПИ МЧС по Красноярскому краю.
Кроме того, согласно абзацу 2 пункта 128 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1084, согласование размещения объектов в районе аэродрома совместного базирования проводится с учетом интересов всех пользователей воздушного пространства, воздушные суда которых базируются на этом аэродроме. Из содержания данной нормы не следует обязательного согласования со всеми пользователями воздушного пространства, воздушные суда которых базируются на этом аэродроме, речь идет о соблюдении интересов указанных лиц.
На основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.07.2007 N 1034-р в аэропорт Красноярск является аэропортом совместного базирования с МЧС России.
При этом доказательства того, каким образом и какие интересы пользователей воздушного пространства, воздушные суда которых базируются на этом аэродроме, нарушены размещением спорного объекта, в материалы дела не представлены. При этом согласование с главным оператором аэропорта в тот период - ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" подтверждено материалами дела.
Как следует из материалов дела, на момент выдачи обществу с ограниченной ответственностью "Инвестиционная группа "Кратос" оспариваемого разрешения ею были представлены все документы, исчерпывающий перечень которых содержится в статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Довод истца о том, что ответчиками не представлено доказательств выдачи разрешения на строительство надлежащим органом, поскольку разрешение на строительство выдано Администрацией посёлка Емельяново в отношении строительства на земельном участке, расположенном на территории Емельяновского района, обоснованно отклонен судом первой инстанции, так как в соответствии с Законом Красноярского края "Об установлении границ муниципального образования Емельяновский район и находящихся в его составе иных муниципальных образований" N 19-4989 от 06.07.2006, вступившим в силу с 1 января 2007 г., микрорайон аэропорт "Красноярск" входит в состав муниципального образования поселок Емельяново.
Учитывая вышеизложенное, у администрации п. Емельяново отсутствовали правовые основания для отказа в выдаче ответчику разрешения на строительство.
Кроме того, в материалы дела представлены доказательства одобрения строительства: Сибирским межрегиональным управлением Федеральной Аэронавигационной службы, Красноярским управлением государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Главгосэкспертизой России, КГБУ "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю", Управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю, Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Красноярском крае, ФГУ "Главное Управление Государственной Экспертизы" выдано положительное заключение государственной экспертизы на рабочий проект "Грузовой склад в аэропорту "Красноярск" N 300-08/КР-Э-0192/05 от 30.06.2008.
Право государственной собственности за Российской Федерацией на земельный участок, кадастровый номер 24:11:210201:0496, зарегистрировано 26 января 2007 г. (свидетельство о государственной регистрации права серия 24 ЕЗ N 542910), на земельный участок, с кадастровым номером 24:11:210201:0696, зарегистрировано 27 марта 2008 г. (свидетельство о государственной регистрации права серия 24 ЕЗ N 542910).
Субъект Российской Федерации - Красноярский край является собственником аэродрома с 08.12.2008.
Оспариваемое разрешение выдано обществу с ограниченной ответственностью "Инвестиционная группа "Кратос" 04.07.2008 на основании заявления от 01.07.2008. На дату выдачи разрешения собственником земельного участка, занимаемого аэропортом, была Российская Федерация. С территориальным органом, осуществляющим права собственника РФ строительство было согласовано. Ссылка заявителя на акт приема-передачи имущества от 26.06.2008 является несостоятельной.
ОАО "Аэропорт Красноярск" создано как юридическое лицо 09.11.2007 в результате выделения ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" (выписка из ЕГРЮЛ от 02.08.2010. Арендатором объектов имущества аэропорта ОАО "Аэропорт Красноярск" стало с 27.06.2008 (договор аренды N 9008б от 27.06.2010) и следовательно согласование строительства должно было производиться ответчиком с правопредшественником ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии". ОАО "Аэропорт Емельяново" создано как юридическое лицо 23.01.2009 и не могло согласовывать разрешение на строительство в 2008 году.
Кроме того, как было указано выше, для признания недействительным (незаконным) акта, решения, действий (бездействия) необходимо, чтобы оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствовали действующему законодательству и нарушали права и законные интересы заявителя одновременно.
Суд первой инстанции правомерно указал, что по смыслу статей 65, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель не освобождается от доказывания факта нарушения оспариваемым актом, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов, представления соответствующих доказательств.
При этом в материалах дела отсутствует обоснование того, в чем состоит нарушение прав и законных интересов заявителя.
Учитывая изложенное, в удовлетворении требования о признании незаконным разрешения на строительство N 83 от 04.07.2008 судом первой инстанции отказано обоснованно.
Ответчик сослался также на пропуск заявителем срока для признания незаконным разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-0, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
При этом суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Агентство узнало или должно было узнать о нарушении своего права в разумные сроки с момента передачи объектов аэропорта и земельного участка в собственность Красноярского края. С этого момента у собственника должна была возникнуть заинтересованность в разрешении спорных вопросов со строительством объектов, расположенных в непосредственной близости к границам земельного участка. Учитывая, что с момента передачи объектов аэропорта и земельного участка в собственность прошло более полутора лет, трехмесячный процессуальный срок к 22.06.2010 (момент обращения с заявлением согласно входящему штампу арбитражного суда) истек.
Таким образом, с заявлением о признании недействительным разрешения на строительство в арбитражный суд Агентство обратилось с пропуском срока, установленного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что заявителем уважительные причины пропуска срока, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не указаны, не представлено доказательства невозможности своевременного обращения общества в суд с заявлением о признании недействительными ненормативного правового акта органа местного самоуправления, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требования о признании незаконным разрешения на строительство N 83 от 04.07.2008..
При этом основанием признания нежилого здания - грузового склада, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, аэропорт "Красноярск", участок N 12 самовольной постройкой и обязания общества с ограниченной ответственностью "Кратос" снести самовольно возведенный указанный объект недвижимости, Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края называет незаконность разрешения на строительство N 83 от 04.07.2008.
Согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Таким образом, для признания постройки самовольной достаточно одного из следующих условий: 1) нарушение правил землеотвода для строительства; 2) отсутствие необходимых разрешений, в частности собственника земельного участка; 3) существенное нарушение градостроительных и строительных норм и правил.
Помимо признания незаконным разрешения на строительство заявитель других признаков самовольной постройки для данного объекта недвижимости не указал. При этом суд первой инстанции обоснованно указал, что другие признаки самовольной постройки в материалах дела отсутствуют.
Как следует из материалов дела, строительство осуществлялось на основании выданного уполномоченным органом разрешения на строительство.
Собственником земельного участка, на котором расположен спорный объект - Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю был заключен договор аренды N 11-9 от 28.02.2007 с ООО "Инвестиционная компания "Кратос" на земельный участок, площадью 13282 кв.м. с кадастровым номером 24:11:210201:0496 для строительства грузового терминала на срок с 28.02.2007 по 27.02.2012.
ФГУ "Главное Управление Государственной Экспертизы" выдано положительное заключение государственной экспертизы на рабочий проект "Грузовой склад в аэропорту "Красноярск", N 300-08/КР-Э-0192/05 от 30.06.2008 (л.д. 92, т. 1), согласно которому рабочий проект соответствует требованиям нормативных технических документов и результатам инженерных изысканий.
Отделом архитектуры и градостроительства Администрации посёлка Емельяново ООО "Инвестиционная группа "Кратос" выдано разрешение на строительство объекта N 83 от 04.07.2008 по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, Аэропорт "Красноярск", участок N 12.
Согласно заключению Енисейского межрегионального территориального управления технического и экологического надзора от 25.02.2009 N 5 и акту проверки N 53-3 грузовой склад, расположенный по адресу: Емельяновский район, аэропорт "Красноярск", участок N 12, соответствует требованиям, нормам и правилам, проектной документации.
Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N 3 от 06.03.2009 Отделом архитектуры и градостроительства администрации посёлка Емельяново разрешен ввод в эксплуатацию нежилого здания - грузовой склад с насосной станцией пожаротушения по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, аэропорт "Красноярск", участок N 12.
Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N 4 от 06.03.2009 Отдел архитектуры и градостроительства администрации посёлка Емельяново разрешен ввод в эксплуатацию нежилого здания - трансформаторная подстанция с насосной станцией пожаротушения по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, аэропорт "Красноярск", участок N 12.
Право собственности ООО "Инвестиционная компания "Кратос" на грузовой склад, наружные сети и объекты инфраструктуры, зарегистрированы в установленном законом порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 17.03.2009.
Соглашением между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю и ООО "Инвестиционная компания "Кратос" от 21.05.2009 внесены изменения в договор аренды земельного участка от 28.02.2007 N 11-9, цель аренды изменилась на использование - для эксплуатации объектов воздушного транспорта.
Поскольку в настоящем деле отсутствуют признаки самовольной постройки спорного объекта недвижимого имущества, то основания для удовлетворения требования о признании нежилого здания - грузового склада, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, аэропорт "Красноярск", участок N 12, самовольной постройкой и обязании общества с ограниченной ответственностью "Кратос" снести указанный объект недвижимости у суда отсутствовали.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права. Подлежащие доказыванию обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены правильно и полностью выяснены.
С учетом изложенного основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя, который от ее уплаты в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "19" ноября 2010 года по делу N А33-9123/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
Н.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-9123/2010
Истец: Красноясркий край в лице Агентства по управлению государственным имуществом Красноясркого края
Ответчик: Администрация поселка Емельяново, Администрация поселка Емельяново Красноярского края, ООО "Инвестиционная группа "Кратос"
Третье лицо: ГУ Войсковая часть N15543, ОАО "Аэропорт Красноярск", ООО "Аэропорт Емельяново", ООО "Инвестиционная группа "Кратос", Сибирский региональный центр по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихиных бедствий, Сибирский региональный центр по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихиных бедствий, Территориальное управление Федерального агентства по управлению гос. имуществом в КК, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, МИФНС N 23