г. Челябинск
19 апреля 2011 г. |
N 18АП-3058/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2011 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Багдасарян Г.Х.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Урал Лото" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03 февраля 2011 года по делу N А07-19656/2010 (судья Безденежных Л.В.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Урал Лото" - Кильметов А.А. (доверенность от 28.10.2010 N 39), Сливчикова Я.В. (доверенность от 31.01.2011 N 09-11);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан - Ишбулатов Р.Р. (доверенность от 12.01.2011 N 15-08/17), Нагаева Г.М. (доверенность от 11.01.2011 N 15-08/8).
Общество с ограниченной ответственностью "Урал Лото" (далее - заявитель, налогоплательщик, ООО "Урал Лото") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными решений от 13.09.2010 N N 21932, 21933, 21934 вынесенных Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Межрайонная инспекция).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов Республики Башкортостан (далее - третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 03 февраля 2011 года в удовлетворении заявленных требований налогоплательщику отказано.
В апелляционной жалобе налогоплательщик просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования, заявленные ООО "Урал Лото". В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на имеющее, по его мнению, место быть, со стороны арбитражного суда первой инстанции, нарушение норм материального права при принятии решения, и неполное выяснение арбитражным судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. В частности, ООО "Урал Лото" указывает на то, что, организация и проведение лотерей, а также реализация лотерейных билетов не подпадает под определение объекта налогообложения в смысле, придаваемом п. п. 3, 4, 5 ст. 38, ст. 39, пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), так как спорные правоотношения регулируются нормами п. п. 1, 2 ст. 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также нормами п. п. 1, 5 ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ). Кроме того, по мнению налогоплательщика, взимание налога на добавленную стоимость (далее - НДС) с выручки от реализации лотерейных билетов противоречит правовой природе налога на добавленную стоимость, так как ООО "Урал Лото" не взимает НДС с покупателей лотерейных билетов. ООО "Урал Лото" полагает, что толкование арбитражным судом первой инстанции норм пп. 8.1 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации противоречит п. 7 ст. 3 НК РФ и ст. ст. 4, 6, 7, 13 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Министерство финансов Республики Башкортостан, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу не представило и явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечило.
С учетом мнения представителей ООО "Урал Лото" и Межрайонной инспекции, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьего лица.
Присутствовавшие в судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей налогового органа и налогоплательщика, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан проведены камеральные налоговые проверки представленных обществом с ограниченной ответственностью "Урал Лото" уточненных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за 1 и 4 кварталы 2009 года, за 1 квартал 2010 года. Итогом проведения мероприятий налогового контроля явилось составление налоговым органом актов камеральных налоговых проверок от 02.08.2010 NN 43413, 43414, 42967 и вынесение решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 13.09.2010 NN 21932, 21933, 21934, которыми обществу с ограниченной ответственностью "Урал Лото" отказано в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, но предложено уплатить налог на добавленную стоимость в суммах 39 622 руб., 4 966 677 руб., 21 508 497 руб.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 27.10.2010 N N 646/16, 647/16, 648/16 апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Урал Лото" оставлены без изменения.
Основанием для вынесения оспариваемых заявителем решений для Межрайонной инспекции послужил факт нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Урал Лото" условий пп. 8.1 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающих освобождение от налогообложения проведение лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа исполнительной власти, включая оказание услуг по реализации лотерейных билетов.
Суд первой инстанции, отказывая обществу с ограниченной ответственностью "Урал Лото" в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что деятельность налогоплательщика не подпадает под условия пп. 8.1 п. 3 ст. 149 Кодекса.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными и соответствуют фактическим обстоятельствам.
В силу условий ст. 5 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ, региональной лотереей признается лотерея, проводимая на территории одного субъекта Российской Федерации; организатором региональной лотереи может являться муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическое лицо.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25.08.2004 N 158 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Башкортостан по государственному регулированию отношений, возникающих в области организации региональных лотерей и их проведения на территории Республики Башкортостан", функции по выдаче разрешений на проведение региональных лотерей, по ведению государственного реестра региональных лотерей и контролю за их проведением, были возложены на Комиссию Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг.
Комиссия Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг была ликвидирована Указом Президента Республики Башкортостан от 04.08.2010 N УП-449, а, соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти определено Министерство Финансов Республики Башкортостан (постановление Правительства Республики Башкортостан от 08.11.2010 N 419).
Между тем, Комиссией Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг, обществу с ограниченной ответственностью "Урал Лото" письмами от 25.11.2008 N 36-614/01, и от 30.01.2009 N 40-40/01 было сообщено, что Комиссия Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг не имеет возражений против проведения налогоплательщиком негосударственной бестиражной лотереи "Счастливые Сердца" и негосударственной тиражной лотереи "Лото 6 из 40"; к данным письмам прилагались выписки из государственного реестра региональных лотерей в Республике Башкортостан.
Положения пп. 8.1 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации приведены в настоящем судебном акте, выше.
В то же время, согласно п. 1 ст. 13, п. 1 ст. 14 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ, по решению уполномоченного органа исполнительной власти проводятся следующие лотереи: всероссийская государственная лотерея на основании решения Правительства Российской Федерации; региональная государственная лотерея на основании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; муниципальная лотерея на основании решения органа местного самоуправления.
В рассматриваемой ситуации решения о проведении лотерей "Счастливые Сердца" и "Лото 6 из 40", уполномоченный орган исполнительной власти не принимал, а, разрешительный характер проведения лотерей для субъектов предпринимательской деятельности - коммерческих структур, коей является, и общество с ограниченной ответственностью "Урал Лото", регламентирован п. 3 ст. 6 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ.
При этом выдача разрешения на проведение лотерей для коммерческой структуры не тождественно принятию уполномоченным органом исполнительной власти решения о проведении региональной государственной лотереи, как ошибочно полагает общество с ограниченной ответственностью "Урал Лото".
Каких либо сомнений, которые в силу условий п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации могли бы быть истолкованы в пользу налогоплательщика, пп. 8.1 п. 3 ст. 149 НК РФ не содержит, в том числе, и применительно к положениям п. п. 3, 4, 5 ст. 38, ст. 39, пп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса, на которые ссылается общество с ограниченной ответственностью "Урал Лото".
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке п. 4 ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба Инспекции ФНС России по г. Салавату удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03 февраля 2011 года по делу N А07-19656/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Урал Лото" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу: http://fasuo.arbitr.ru либо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по адресу: http://rad.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-19656/2010
Истец: ООО "Урал Лото"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 40 по Республике Башкортостан, Межрайонная ИФНС России N40 по Республике Башкортостан, Министерство финансов РБ
Третье лицо: Министерство финансов Республики Башкортостан
Хронология рассмотрения дела:
07.06.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 15474/11
29.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15474/11
08.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15474/11
18.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15474/2011
11.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4124/11
05.05.2011 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-19656/10
19.04.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3058/11