г. Санкт-Петербург
13 апреля 2011 г. |
Дело N А21-2694/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей И.Б. Лопато, И.Г. Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Ж.А. Алыбиной
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3549/2011) Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.12.2010 по делу N А21-2694/2008 (судья Е.Ю. Приходько), принятое
по иску (заявлению) ЗАО "Автотор"
к Калининградской областной таможне
о признании недействительными решений и требований
при участии:
от истца (заявителя): представителя А.Р. Глазунова (доверенность от 29.03.2011)
от ответчика (должника): представителей Д.А. Волкова (доверенность от 21.12.2010 N 05-35/33806), Е.А. Огурцовой (доверенность от 17.01.2011 N 05-35/00655)
установил:
Закрытое акционерное общество "Автотор" (далее - ЗАО "Автотор", общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлениями о признании недействительными ненормативных актов Калининградской областной таможни (далее - таможня):
- решения от 07 мая 2008 года N 10226000/25-16/77 о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД и требования от 14 мая 2008 года N 10226000/140508/0000036 об уплате таможенных платежей (дело N А21-2690/2008);
- решения от 06 мая 2008 года N 10226000/25-16/83 о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД и требования от 13 мая 2008 года N 10226000/130508/0000021 об уплате таможенных платежей (дело N А21-2691/2008);
- решения от 06 мая 2008 года N 10226000/25-16/66 о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД и требования от 14 мая 2008 года N 10226000/140508/0000053 об уплате таможенных платежей (дело N А21-2692/2008);
- решения от 06 мая 2008 года N 10226000/25-16/69 о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД и требования от 09 мая 2008 года N 10226000/090508/0000011 об уплате таможенных платежей (дело N А21-2693/2008);
- решения от 06 мая 2008 года N 10226000/25-16/75 о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД и требования от 09 мая 2008 года N 10226000/090508/0000020 об уплате таможенных платежей (дело N А21-2694/2008).
Протокольным определением от 24.06.2008 суд объединил указанные дела в одно производство с присвоением делу N А21-2694/2008.
Определением от 08.07.2008 производство по делу приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта по делу А21-587/2008. Определением от 30.11.2008 производство по делу возобновлено.
Определением от 27.12.2010 суд объединил в одно производство дела N А21-2694/2008 и N А21-2815/2008 (об оспаривании решения от 07 мая 2008 года N 10226000/25-16/84 о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД и требования от 14 мая 2008 года N 10226000/140508/0000055 об уплате таможенных платежей).
Решением суда от 28.12.2010 заявленные обществом требования удовлетворены, суд признал недействительными оспариваемые обществом решения о классификации товаров и требования об уплате таможенных платежей.
В апелляционной жалобе таможня, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и нарушение норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, таможней правомерно применено правило 2а) Основных правил интерпретации ТН ВЭД России при определении кода ввозимых комплектующих в соответствии с ТН ВЭД России, и приняты решения о классификации везенных обществом товаров в товарной позиции 8703 ТН ВЭД России - легковой автомобиль.
В судебном заседании представители таможни поддержали доводы апелляционной жалобы. Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Таможней также заявлено ходатайство о назначении судебной комплексной экспертизы. Представитель общества возражал против удовлетворения заявленного ходатайства.
Суд апелляционной инстанции счел ходатайство таможни о назначении судебной экспертизы подлежащим отклонению, поскольку указанное ходатайство не было заявлено таможней при рассмотрении дела в суде первой инстанции, что следует из протокола судебного заседания от 27.12.2010, обжалуемого судебного акта и не оспаривается представителями таможни. Данная позиция согласуется с правовой позицией, высказанной Высшим Арбитражным Судом РФ в пункте 26 постановления Пленума N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции". Кроме того, производство по данному делу было возбуждено в мае 2008 года, приостанавливалось до вступления в законную силу решения по другому аналогичному делу NА21-587/2008, решение вынесено 28.12.2010. По мнению апелляционного суда, за время рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции таможенный орган не был лишен возможности в полном объеме реализовать гарантированные ему процессуальным законом права, в том числе, заявить ходатайство о проведении экспертизы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании заключенного с фирмой "General Motors Overseas Distributian Corporation" (США) договора поставки от 02.04.2004 и изменения к договору N 3 от 01.12.2005 ЗАО "Автотор" в 2007 году ввезло на территорию Российской Федерации комплектующие для автомобилей марки Cadillac Escalade оформленные по ГТД N 10205020/120507/0003562, 10205020/100507/0003468, 10205020/110507/0003321, 10205020/020507/0003293, 10205020/020507/0003300, 10205020/050507/0003384 (далее - спорные ГТД), с указанием классификационного кода товара в соответствии с ТН ВЭД по наименованиям отдельных деталей и узлов автомобиля.
Товар выпущен таможней в свободное обращение в соответствии с заявленным таможенным режимом "свободная таможенная зона".
По результатам таможенного контроля достоверности заявленного кода товара, проведенного после выпуска товара в порядке статьи 361 ТК РФ, таможней принято решение от 05.05.2008 N 10226000/050508/7 об отмене в порядке ведомственного контроля решения Космодемьянского таможенного поста о принятии классификационных кодов ТН ВЭД ввезенных обществом товаров по спорным ГТД (т.1 л.д.75-76). Таможня пришла к выводу, что представленные к таможенному оформлению в несобранном и некомплектном виде комплектующие автомобилей обладали основными свойствами комплектных или завершенных товаров - легковых автомобилей.
В связи с этим Калининградской областной таможней вынесены решения от 06.05.2008 N 10226000/25-16/83, N 10226000/25-16/66, N 10226000/25-16/69, N 10226000/25-16/75 и от 07.05.2008 N 10226000/25-16/77, N 10226000/25-16/84 о классификации спорных товаров (легковой автомобиль "Cadillac Escalade" в несобранном виде, без двигателя, новый) в соответствии с кодом 8703 24 109 0 ТН ВЭД (автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили: -- с рабочим объемом цилиндров двигателя более 3000 см3, --- новые: ---- прочие).
Изменение таможенным органом классификационного кода товара по ТН ВЭД повлекло доначисление декларанту таможенных платежей, в связи с чем в адрес общества выставлены требования об уплате таможенных платежей от 06.05.2008 N 10226000/090508/0000020, от 09.05.2008 N 10226000/090508/0000011, от 13.05.2008 N 10226000/130508/0000021, от 14.05.2008 N 10226000/140508/0000053, N 10226000/140508/0000036 и N 10226000/140508/0000055.
Общество оспорило решения и требования таможни в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 40 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ, в редакции, действовавшей в спорный период) товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по ТН ВЭД. В случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров. Решения таможенных органов о классификации товаров являются обязательными (пункты 1, 3 и 5 статьи 40 ТК РФ).
Согласно положениям Таможенного тарифа Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 718 "О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности", правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с определенными (основными) правилами интерпретации товарных позиций (ОПИ ТН ВЭД).
При этом в силу правила 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с иными правилами, в частности правилом 2а ОПИ ТН ВЭД.
Согласно правилу 2а ОПИ ТН ВЭД любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в целях обеспечения единообразия интерпретации и применения ТН ВЭД подготовлены Пояснения к ТН ВЭД, которые содержат толкования позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного представленного товара к определенной позиции ТН ВЭД.
Исходя из пункта V Пояснений к правилу 2а ОПИ ТНВЭД вторая часть Правила 2а предусматривает, что комплектные или готовые изделия, представленные в несобранном или разобранном виде, классифицируются в тех же товарных позициях, что и собранные изделия.
При этом в согласно пункту VII Пояснений к правилу 2а ОПИ ТН ВЭД термин "товары, представленные в несобранном или разобранном виде" означает изделия, компоненты которых должны собираться при помощи крепежного материала (винтов, гаек, болтов и др.) или же, например, клепкой или сваркой, при условии, что для этого требуются лишь сборочные операции. Не следует принимать во внимание в этом случае сложность способа сборки. Несмотря на это, компоненты не будут подвергаться дальнейшим рабочим операциям для приведения в завершенный вид. Несобранные компоненты изделия сверх количества, необходимого для сборки данного изделия, должны классифицироваться отдельно.
В товарной позиции 8703 ТН ВЭД классифицируются автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили.
Как следует из материалов дела, при декларировании товаров общество, в частности, указало коды ТН ВЭД применительно к товарным позициям 8407, 8707, 8708, предназначенным для классификации автомобильных комплектующих (частей и узлов).
В данном случае, как правомерно указал суд первой инстанции, таможенным органом не представлено доказательств, подтверждающих, что для получения готового изделия (автомобиля) обществом применялись исключительно сборочные операции, в то время как в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, принявший указанный акт.
В свою очередь общество в подтверждение своей позиции представило в материалы дела маршрутный технологический процесс производства автомобилей (том 1 л.д.107-116), из которого следует, что при сборке автомобилей заявитель дорабатывает ввозимые узлы и детали посредством не сборочных, а иных технологических операций (входной контроль, комплектация, набивка VIN номера, контроль и регулировка колес, тормозов, систем двигателя, электропитания, фар, герметичности кузова, доводка наружного покрытия и устранение дефектов окраски). Общество также представило в материалы дела письмо ФГУП "ГИПРОАВТОПРОМ" от 05.10.2007N 3340/100-85 и письмо ВНИИНМАШ от 03.10.2007 N 203/1-648 (том 1, л.д. 117-121), в которых изложены позиции указанных организаций относительно технологии производства автомобилей как предусматривающей (помимо сборочных операций) контрольно-диагностические и регулировочные работы с применением специального стендового оборудования, программирование, отладку электронных систем автомобилей, идентификацию продукции. Полнота и сложность технологических операций определены этими организациями как промышленное производство.
В материалы дела представлен акт экспертизы происхождения товара N 1036-07 "Э" (том 1 л.д.122-131), подтверждающий фактическую сборку легковых автомобилей в соответствии с маршрутными технологическими процессами их производства. В результате этих процессов происходит изменение классификационного кода ТН ВЭД на уровне одного из первых четырех знаков, что отвечает критериям достаточной переработки. Кроме того, в материалах дела имеются сертификаты происхождения товара, подвергнутого достаточной переработке на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, выданные на основании акта экспертизы N 1036-07 "Э" (том 1 л.д. 132-143), подтверждающие фактическую сборку легковых автомобилей в соответствии с критериями достаточной переработки.
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что сборка автомобилей, производимая обществом, включает в себя комплекс подготовительных, отладочных, испытательных и контрольных операций, предусмотренных технологическим процессом, компоненты подвергаются дальнейшим рабочим операциям для приведения в завершенный вид. Такой последующий технологический этап исключает применение правила 2а ОПИ ТН ВЭД и классификацию ввозимых компонентов в товарной позиции 8703 (с учетом Пояснений к ТН ВЭД, подготовленных Государственным таможенным комитетом Российской Федерации).
Таможенным органом не доказано, что сборка автомобилей, производимая обществом, не является сложным технологическим процессом. Материалами дела также не подтверждается, что в спорных ГТД обществом заявлен полный комплект узлов и деталей, необходимых для производства автомобилей, с учетом их основного свойства - перевозка людей.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии у таможенного органа оснований для принятия оспариваемых классификационных решений и, как следствие, начисления таможенных платежей. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы таможни не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 28 декабря 2010 года по делу N А21-2694/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2694/2008
Истец: ЗАО "АВТОТОР", ЗАО "Автотор-Менеджмент"
Ответчик: Калининградская областная таможня