город Ростов-на-Дону |
дело N А01-1478/2009 |
16 августа 2010 г. |
15АП-8794/2010 |
15АП-9001/2010
15АП-9274/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей Глазуновой И.Н.,
при участии:
от заявителя:
от ОАО "Конзавод "Адыгейский": представитель по доверенности от 11.01.2010 Сиюхов Р.А.,
от заинтересованного лица:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея: представитель по доверенности от 02.07.2010 N 13 Полуэктова И.А.,
от третьих лиц:
от Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям: представитель по доверенности от 11.01.2010 N 01-3 Ожев Р.А.,
от Администрации муниципального образования город Майкоп: явка представителя не обеспечена, о времени и месте рассмотрения жалобы лицо извещено надлежащим образом,
от Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Майкоп": представитель по доверенности от 16.11.2009 N 4252 Ивко Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея, Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям, Администрации муниципального образования г.Майкоп
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 01.07.2010 по делу А01-1478/2009
по заявлению открытого акционерного общества "Конзавод "Адыгейский"
к Территориальному управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея
при участии третьих лиц: Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям, Администрация муниципального образования г. Майкоп, Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Майкоп",
о признании незаконным отказа в переоформлении прав на земельный участок, принятое судьей Шебзуховым З.М.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Конзавод "Адыгейский" обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея о признании незаконным отказа в переоформлении права бессрочного пользования на следующие земельные участки:
земельный участок площадью 4021129 кв.м., расположен: г. Майкоп, 3,0 км. северо-восточнее х. Косинов, кадастровый номер 01:08:1109005:57;
земельный участок площадью 588930 кв.м., расположен: г. Майкоп, 0,5 км. севернее х. Гавердовский, кадастровый номер 01:08:1312002:110;
земельный участок площадью 1187252 кв.м., расположен: г. Майкоп, х. Гавердовский, кадастровый номер 01:08:1313004:49;
земельный участок площадью 2377236 кв.м., расположен: г. Майкоп, х. Гавердовский, кадастровый номер 01:08:1313004:48,
земельный участок площадью 979242 кв.м., расположен р-н Гиагинский, в границах бывшего СПК "Октябрь", кадастровый номер 01:01:3401000:944,
и об обязании к заключению договора купли-продажи (с учетом уточнений первоначально заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 72-73, 193)).
Заявленные требования мотивированы отказом Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования открытого акционерного общества "Конзавод "Адыгейский" на участки, ограниченные в обороте (письмо N 2002 от 04.08.2009).
Решением арбитражного суда Республики Адыгея от 01.07.2010 отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея от предоставления в собственность открытому акционерному обществу "Конзавод "Адыгейский" за плату находящихся в собственности Российской Федерации указанных земельных участков признан незаконным. Суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея (далее - Теруправление) подготовить подписанные руководителем (уполномоченным лицом) и скрепленные печатью проекты договоров купли-продажи названных земельных участков и направить их открытому акционерному обществу "Конзавод "Адыгейский" (далее - ОАО "Конзавод "Адыгейский") в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу данного решения.
Суд указал на отсутствие в деле доказательств того, что в отношении земельного участка имеются основания для отказа в его предоставлении, предусмотренные статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации, а также отсутствие доказательств законности отказа и полномочий на его совершение заинтересованным лицом.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям, Администрация муниципального образования г. Майкоп, Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Майкоп" (л.д.63-70).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея, Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям, Администрация муниципального образования г.Майкоп, не согласившись с решением суда первой инстанции от 01.07.2010, обжаловали его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просят отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея в апелляционной жалобе указывает, что спорные участки не вошли в состав имущества, подлежащего приватизации, пунктом 4.8 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея предусмотрено, что Теруправление осуществляет продажу земельных участков исключительно по поручению Агентства, что не учел суд. Теруправление также указало, что при приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия имущество, не включенное в состав подлежащих приватизации активов указанного предприятия, изымается собственником. Статьей 14 Закона Республики Адыгея от 07.06.2007 N 86 "О регулировании земельных отношений" предусмотрено начало приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с 09.01.2050. В результате выкупа спорного земельного участка может быть причинен существенный вред интересам конкурсных кредиторов ОАО "Конзавод "Адыгейский".
В апелляционной жалобе Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям указывается, что Арбитражный суд Республики Адыгея не принял во внимание нормы Закона Республики Адыгея от 07.06.2007 N 86 "О регулировании земельных отношений", в соответствии с которыми приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения может осуществляться только с 09.01.2050 года, за исключением участков, предоставленных гражданам для личного пользования и занятых строениями и сооружениями. Кроме того, по мнению подателя жалобы, открытое акционерное общество "Конзавод "Адыгейский" не является правопреемником по спорным земельным участкам, поскольку последние не вошли в план приватизации ГУП по коневодству "Адыгейское".
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования "Город Майкоп" просила решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" земли сельскохозяйственного назначения не подлежали приватизации. Имущество, не включенное в состав подлежащих приватизации активов предприятия, изымается собственником. Законом Республики Адыгея разрешена приватизация земель сельскохозяйственного назначения только с 09.01.2050.
В отзыве на апелляционные жалобы ОАО "Конзавод "Адыгейский" доводы жалоб не признало, просило решение суда оставить без изменения.
От администрации муниципального образования "Город Майкоп" в арбитражный суд апелляционной инстанции поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации муниципального образования "Город Майкоп". В указанном ходатайстве администрация муниципального образования "Город Майкоп" заявила также о поддержке доводов апелляционной жалобы в полном объеме.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представители Теруправления ФАУГИ в Республике Адыгея, Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям, комитета по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп" доводы апелляционных жалоб поддержали, просили решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Представитель ОАО "Конзавод "Адыгейский" доводы апелляционных жалоб не признал, просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением главы администрации г.Майкопа от 20.09.1999 N 1032 государственному унитарному предприятию по коневодству "Адыгейское" выдан государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками общей площадью 936,74 кв.м серии РА-2 N 000791(л.д.7-13).
В соответствие с распоряжением Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Республики Адыгея от 30.04.2004 N 55 "Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия по коневодству "Адыгейское" государственное унитарное предприятие по коневодству "Адыгейское" приватизировано путем преобразования в открытое акционерное общество "Конзавод "Адыгейский" (л.д.14-16).
Согласно приложению N 1 к распоряжению от 30.04.2004 N 55 в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса вошли 8 земельных участков общей площадью 24,6852 га, занятые объектами недвижимости, предоставленные предприятию на основании государственного акта РА-2 N000791 (л.д.17-25).
Согласно подпункту "в" пункта 11 распоряжения от 30.04.2004 N 55 открытому акционерному обществу "Конзавод "Адыгейский" предписывалось переоформить в пользование земельные участки сельскохозяйственного назначения, не включенные в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса государственного унитарного предприятия по коневодству "Адыгейское", в том числе, с кадастровым номером 01:08:013 016 0000:0001, площадью 56,3654 га (пашня), граничит с садовым товариществом "Яблонька" к северо-востоку, северо-западу от х. Гавердовский; 10 км. на север от х. Гавердовский, площадью 397,56га (пашня), граничит с землями АНИИСХ и Майкопского района; 0,0 км. на северо-восток от х. Гавердовский по ул. Гагарина, площадью 359,3664га (пашня); 15км на север от х. Гавердовский, на границе с Гиагинским районом, площадью 99,73га (пашня).
Указанные земельные участки, предоставленные ГУП по коневодству "Адыгейское" на оснвоании государственного акта N РА-2 000791, согласно пункту 11 распоряжения от 30.04.2004 N 55 не были включены в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса государственного унитарного предприятия по коневодству "Адыгейское" (л.д. 16, 26).
Открытое акционерное общество "Конзавод "Адыгейский" произвело межевание указанных земельных участков, в результате которого образовались следующие земельные участки: земельный участок площадью 4 021 129 кв.м., расположен: г. Майкоп, 3,0 км. северо-восточнее х. Косинов, кадастровый номер 01:08:1109005:57; земельный участок площадью 588 930 кв.м., расположен: г. Майкоп, 0,5 км. севернее х. Гавердовский, кадастровый номер 01:08:1312002:110; земельный участок площадью 1 187 252 кв.м., расположен: г. Майкоп, х. Гавердовский, кадастровый номер 01:08:1313004:49; земельный участок площадью 2 377 236 кв.м., расположен: г. Майкоп, х. Гавердовский, кадастровый номер 01:08:1313004:48; земельный участок площадью 979 242 кв.м., расположен: р-н Гиагинский, в границах бывшего СПК "Октябрь", кадастровый номер 01:01:3401000:944 (л.д. 74-92).
22.06.2009 (03.07.2009 получено) открытое акционерное общество "Конзавод "Адыгейский" направило в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея заявление о предоставлении в собственность за плату предоставленных его правопредшественнику в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков согласно государственному акту серия РА-2 N 00791 (л.д.30).
04.08.2009 Теруправление отказало обществу в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования (л.д.31-33).
Полагая, что оспариваемым отказом в переоформлении права постоянного бессрочного пользования земельными участками нарушаются его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий государственных органов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который совершил оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли эти действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, заявленное требование может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным ненормативным актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8).
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно указал, что в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01.01.2012 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Наличие у общества права постоянного (бессрочного) пользования испрашиваемыми земельными участками подтверждается имеющимися в материалах дела документами.
Согласно пункту 3 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей во время приватизации ГУП по коневодству "Адыгейское" путем преобразования в открытое акционерное общество) в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства. Данная норма права содержится в пункте 3 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации и в настоящей его редакции (в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства).
Таким образом, у ОАО "Конзавод "Адыгейский" в силу прямого указания закона сохранилось право постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками, ранее принадлежавшими его правопредшественнику. В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ОАО "Конзавод "Адыгейский" в силу пункта 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, является носителем права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным его правопредшественнику.
Доводы заявителей жалоб о том, что ОАО "Конзавод "Адыгейский" не является правопреемником ГУП по коневодству "Адыгейское" в отношении спорных земельных участков, несостоятельны. Поскольку ограниченное вещное право сохраняется за правопреемником юридического лица в силу императивного указания закона, оснований для включения указанного вещного права в перечень подлежащего приватизации имущества не было, поскольку земельный участок продолжал оставаться в государственной собственности и использоваться правопреемником преобразованного государственного унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования (аналогичная правовая позиция выражена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2010 по делу N А01-2197/2009).
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей".
Перечень земельных участков, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса государственного унитарного предприятия по коневодству "Адыгейское" (к распоряжению Теруправления Минимущества Российской Федерации по Республике Адыгея от 30.04.2004 N 55) составлен, как видно из текста данного документа, в соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (л.д. 26).
Согласно пункту 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в редакции на дату принятия распоряжения Теруправления Минимущества РФ от 30.04.2004 N 55) отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов.
Между тем, содержание данной нормы права в системном ее толковании означает, что приватизация земель сельскохозяйственного назначения регулируется нормами гражданского и земельного законодательства, определяющими оборот земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ (в редакции по состоянию на 30.04.2004) действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы. Отчуждение указанного в настоящем пункте государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Таким образом, включение спорных земель в перечень земельных участков, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ГУП по коневодству "Адыгейское", было обусловлено выполнением норм Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ, выделивших приватизацию земель сельскохозяйственного назначения, не занятых объектами недвижимости, в сферу регулирования специального законодательства.
Вхождение указанных в заявленных требованиях земельных участков с кадастровыми номерами 01:08:1109005:57, 01:08:1312002:110, 01:08:1313004:49, 01:08:1313004:48, 01:01:3401000:944 в состав земель, указанных в перечне земельных участков, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ГУП по коневодству "Адыгейское", заявителями жалоб не оспаривается.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что в перечне пункта 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствуют юридические лица, находящиеся в процедуре банкротства. Введение конкурсного производства не прекращает правоспособности юридического лица, Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не содержат запрета на приобретение должником права собственности на земельные участки, принадлежащие ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, а пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривает обязанность общества переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2012 года. Отказ от права постоянного (бессрочного) пользования может нанести ущерб интересам кредиторов банкрота, поскольку препятствует включению земельного участка в состав конкурсной массы, что нарушает права и законные интересы должника и его кредиторов.
Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования указаны в статье 45 Земельного кодекса Российской Федерации, среди которых приведенные заявителями жалоб обстоятельства не усматриваются.
Согласно разъяснению, данному в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.
Перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержден приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370. Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что согласно заявлению и приложениям к нему, требования данного приказа были соблюдены заявителями в полном объеме.
По мнению Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям, суд первой инстанции неправильно сослался на нормы ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации и Приказ Минэкономразвития N 370 от 30.10.2007г., которые регулируют правоотношения по приобретению прав на земельные участки, на которых находятся здания, строения, сооружения, поскольку спорные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения, и на них отсутствуют какие-либо объекты недвижимости, принадлежащие ОАО "Конзавод "Адыгейский". Указанный довод заявителя отклоняется судом по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 1, 2 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20 - 24 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти в месячный срок со дня поступления заявления обязан подготовить проект договора и направить его заявителям с предложением о заключении соответствующего договора. Теруправление данной своей обязанности не выполнило.
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом и регулируется Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Из указанной нормы следует, что право на выкуп земельных участков сельскохозяйственного назначения принадлежит лицам, имеющим статус сельскохозяйственных организаций, которые используют принадлежащие им на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки по целевому назначению.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации органом, уполномоченным принять такое решение, является Теруправление, поскольку испрашиваемый земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование государственному унитарному предприятию, созданному федеральным органом государственной власти, который в последующем принял решение о приватизации этого предприятия (пункт 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
Аналогичная правовая позиция выражена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.05.2010 по делу N А01-1382/2009.
Отсутствие на спорных земельных участках объектов недвижимости, принадлежащих ОАО "Конзавод "Адыгейский" на праве собственности, не исключает приватизацию земельных участков, поскольку норма пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ предусматривает специальное основание приобретения земельных участков в собственность или в аренду, обусловленное обязанностью юридических лиц, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, переоформить возникшее до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования.
Законом Республики Адыгея от 07.06.2007 N 86 "О регулировании земельных отношений" установлено, что начало приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной или государственной собственности, осуществляется с 09.01.2050 года, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также занятых зданиями, строениями, сооружениями.
Между тем, данная норма не отменяет действие пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ и не может применяться как ограничивающая право землепользователей, владеющих земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, приобрести их в собственность в порядке переоформления указанного ограниченного вещного права.
В соответствии с пунктом 3 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно разъяснению, данному в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, необходимо учитывать доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Между тем, доказательств, свидетельствующих о запрете приватизации спорных земельных участков, установленном федеральным законом, а равно о наличии иных перечисленных в пункте 4 указанного постановления от 24.03.2005 N 11 обстоятельств, заявители жалобы не привели.
Спорные земельные участки не относятся к землям, указанным в пунктах 4, 5, 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Довод заявителей жалоб о необоснованном отнесении спорных земельных участков к федеральному уровню государственной собственности апелляционным судом отклоняется как основанный на неправильном применении норм материального права.
То обстоятельство, что преобразование ГУП в акционерное общество в порядке приватизации состоялось до 01.07.2006, то есть до даты вступления в силу статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, не исключает применения к данным землям правил статьи 3.1 указанного Федерального закона.
По смыслу указанной нормы права изменение организационно-правовой формы государственного унитарного предприятия, находившегося в федеральном подчинении, при сохранении за ним права постоянного (бессрочного) пользования землей, не является основанием для отказа в отнесении спорных земельных участков к федеральному уровню государственной собственности на землю. Поскольку факт принадлежности спорных земельных участков к землям, предоставленным государственному унитарному предприятию, созданному федеральным органом государственной власти, судом установлен и заявителями жалоб не оспаривается, последующее преобразование государственного унитарного предприятия в акционерное общество, все акции которого принадлежат единственному учредителю - Российской Федерации, не исключает применения норм статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ.
Данный вывод подтверждается регистрацией права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки с кадастровыми номерами 01:08:1313004:49, 01:08:1313004:48, 01:08:1312002:110, 01:08:1109005:57, о чем 18.06.2010 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество были сделаны записи регистрации (согласно предоставленным апелляционному суду свидетельствам о государственной регистрации права от 21.06.2010 серия 01-АА N 297560, серия 01-АА N 297561, серия 01-АА N 297562, серия 01-АА N 297563). В качестве основания государственной регистрации права собственности Российской Федерации в данных свидетельствах указан государственный акт о праве на землю N 000791 от 20.09.1999, то есть документ, являющийся основанием права постоянного (бессрочного) пользования ГУП по коневодству "Адыгейское" землей площадью 936,74га, предоставленной для сельскохозяйственных нужд (л.д. 7-8).
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно сделал вывод о нарушении Теруправлением обязанностей, установленных нормами Земельного кодекса Российской Федерации, что нарушило права заявителя в сфере предпринимательской деятельности и явилось основанием для признания указанных выше действий незаконными, а также о необходимости обязания Теруправления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем подготовки и направления в адрес открытого акционерного общества "Конзавод "Адыгейский" проектов договоров купли-продажи указанных земельных участков.
Правомочия Теруправления на распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, судом первой инстанции проверены.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что обжалуемый отказ в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки не соответствует закону, а также нарушает права и законные интересы заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 01.07.2010 по делу N А01-1478/2009 оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-1478/2009
Истец: ОАО "Конзавод "Адыгейский"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея, ТУ ФАУГИ по Республике Адыгея
Третье лицо: Администрация муниципального образования "город Майкоп", Администрация Муниципального образования г. Майкоп, Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Майкоп", Комитет по управлению имуществом муниципального облразования "Город Майкоп", Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям, Межрайонный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Адыгея, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7213/12
16.10.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12602/12
17.08.2012 Решение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-1478/09
04.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2284/12
20.03.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2352/12
20.09.2011 Постановление Президиума ВАС РФ N 4344/11
18.07.2011 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8145/11
20.06.2011 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7007/11
20.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4344/11
21.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4344/11
28.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4344/11
03.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А01-1478/2009
25.01.2011 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7149/10
16.08.2010 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8794/10