г. Вологда
19 апреля 2011 г. |
Дело N А66-8284/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Журавлева А.В., судей Матерова Н.В. и Рогатенко Л.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воеводиной О.Н.,
при участии от открытого акционерного общества "Тверская объединенная теплоэнергетическая компания" Павлова Д.В. по доверенности от 15.11.2010 N 01/11, Успенской Н.М. по доверенности от 15.11.2010 N 03/11, от Региональной энергетической комиссии Тверской области Волченко В.С. по доверенности от 11.01.2011 N 02, от Департамента финансов Тверской области Носкова Д.А. по доверенности от 09.03.2011 N 13,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тверская объединенная теплоэнергетическая компания" на решение Арбитражного суда Тверской области от 03 февраля 2011 года по делу N А66-8284/2010 (судья Рожина Е.И.),
установил
открытое акционерное общество "Тверская объединенная теплоэнергетическая компания" (далее - ОАО "ТОТЭК") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к Тверской области в лице Региональной энергетической комиссии Тверской области (далее - РЭК) о взыскании реального ущерба в сумме 33 940 780 руб. 51 коп. и упущенной выгоды в размере 9 582 944 руб. 39 коп.(с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
В качестве третьего лица к участию в деле привлечена администрация Тверской области (далее - Администрация).
Определением суда от 16 ноября 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Тверская область в лице Департамента финансов Тверской области (далее - Департамент).
Определением от 15 декабря 2010 года, при согласии сторон, в порядке статьи 46 АПК РФ суд привлек Тверскую область в лице Департамента финансов к участию в деле в качестве соответчика.
Решением от 03 февраля 2011 года суд отказал в удовлетворении исковых требований.
ОАО "ТОТЭК" с указанным решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что ответчиком по делу должна выступать Тверская область в лице РЭК. Истец требует взыскать убытки, возникшие из-за незаконных действий РЭК по утверждению экономически необоснованных тарифов.
Представители истца в судебном заседании полностью поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании возражали против ее доводов, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
РЭК в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании возражали против ее доводов, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация надлежащим образом извещена о времени и месте разбирательства дела, представителей в суд не направила. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ее представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав представителей истца и ответчиков, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на рынке услуг по развитию теплоэнергетического комплекса городских округов, городских и сельских поселений Тверской области, предоставлению тепловой энергии ОАО "ТОТЭК" работал со второго полугодия 2009 года.
По договорам от 31.07.2009 с Комитетом по управлению имуществом администрации Молоковского района, от 21.09.2009 с Комитетом по управлению имуществом и земельными вопросами администрации Селижаровского района, от 01.09.2009 с Комитетом по управлению имуществом Андреапольского района, ОАО "ТОТЭК" были переданы в аренду объекты теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности, для эксплуатации, самостоятельного осуществления передачи и распределения тепловой энергии по потребителям указанных районов Тверской области.
Приказом РЭК от 24.12.2009 N 179-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Тверская объединенная теплоэнергетическая компания", для потребителей", на основании предоставленных заявителем документом установлены и введены в действие на период с 01.01.2010 по 21.12.2010 тарифы на тепловую энергию для городского поселения поселок Молоково, для городского поселения город Андреаполь и для городского поселения поселок Селижарово.
Тариф для городского поселения поселок Молоково для населения и нужд жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) установлен в размере 1 155,40 руб./Гкал без налога на добавленную стоимость (далее - НДС) (приложение N 2 к приказу), для бюджетных и прочих потребителей - 2 642,60 руб./Гкал без НДС (приложение N 1 к приказу).
Тариф для городского поселения города Андреаполь для населения и нужд ЖКХ установлен в размере 1 155,40 руб./Гкал без НДС (приложение N 4 к приказу), для бюджетных и прочих потребителей - 2 120,0 руб./Гкал без НДС (приложение N 3 к приказу).
Тариф для городского поселения поселок Селижарово для населения и нужд ЖКХ установлен в размере 1 164,70 руб./Гкал без НДС (приложение N 6 к приказу), для бюджетных и прочих потребителей - 1 493,90 руб./Гкал без НДС (приложение N 5 к приказу).
Приказом РЭК от 31.12.2009 N 363-нп "О внесении изменений в приказ РЭК Тверской области от 24.12.2009 N 179-нп" тарифы, указанные в приложениях N 5 и 6 приказа N 179-нп, изложены в новой редакции: тариф для городского поселения поселок Селижарово для населения и нужд ЖКХ установлен в размере 1 068,5 руб./Гкал без НДС (приложение N 2 к приказу N 363-нп), для бюджетных и прочих потребителей - 1 472,4 руб./Гкал без НДС (приложение N 1 к приказу N 363-нп).
На основании тарифов, установленных приказами РЭК от 24.12.2009 N 179-нп, от 31.12.2009 N 363-нп, начиная с 01.01.2010 ОАО "ТОТЭК" поставляло тепловую энергию для отопления и горячего водоснабжения потребителям Селижаровского, Андреапольского и Молоковского районов Тверской области.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 16 июля 2010 по делу N А66-1198/2010, вступившим в законную силу, приказы РЭК от 24.12.2009 N 179-нп и от 31.12.2009 N 363-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Тверская объединенная теплоэнергетическая компания", для потребителей" признаны не соответствующими Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и не действующими.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. На основании статьи 1082 ГК РФ размер ущерба определяется по правилам статьи 15 ГК РФ.
В пункте 1 статьи 393 ГК РФ установлено, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В силу статьи 65 АПК РФ бремя доказывания требований по иску и возражений возложено на сторону, их представляющую.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является Тверская область в лице Департамента.
К данному выводу суд пришел на основании следующего.
Статьей 1071 ГК РФ определено, что от имени казны Тверской области выступают соответствующие финансовые органы.
Согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии с пунктом 10 статьи 158 БК РФ в суде по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов либо должностных лиц этих органов, выступает главный распорядитель бюджетных средств. При принятии такого искового заявления к публично-правовому образованию суду следует исходить из того, что указание истцом в исковом заявлении органа, не являющегося соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, не препятствует рассмотрению спора по существу. В данном случае суд при подготовке дела к судебному разбирательству должен выяснить, какой орган на основании пункта 10 статьи 158 БК РФ как главный распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового образования.
Судом первой инстанции правомерно указано, что в сложившейся после отмены приказов РЭК ситуации, ОАО "ТОТЭК" и РЭК Тверской области необходимо было учитывать требования части 5 статьи 195 АПК РФ, согласно которым нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Как установлено судом, после состоявшегося судебного решения по делу N А66-1198/2010, тариф для истца на 2010 год РЭК пересмотрен не был, в том числе по причине ухода ОАО "ТОТЭК", со второго полугодия 2010 года, с рынка услуг по предоставлению тепловой энергии потребителям Тверской области, в том числе Молоковского, Селижаровского, Андреапольского районов.
Таким образом, величина тарифа, подлежащая применению вместо тарифа, признанного заниженным не определена.
Ходатайство о назначении экспертизы по данному вопросу также не заявлялось.
Материалы дела также не содержат доказательств, подтверждающих размер фактически оказанных ОАО "ТОТЭК" услуг по передаче тепловой энергии для потребителей в 2010 году, что исключает расчет убытков даже при определении экономически обоснованного тарифа.
Заявленная к возмещению сумма убытков, по расчету истца, складывается из реального ущерба в размере 33 940 780 руб. 51 коп., причиненного установлением экономически необоснованного тарифа на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "ТОТЭК" потребителям Молоковского, Селижаровского, Андреапольского районов Тверской области, составляющего разницу между полученными доходами и понесенными расходами, включая исчисленный налог на прибыль (6 282 389 руб. 99 коп.), приведенная в таблицах расчета заявления об уменьшении суммы иска от 21.01.2011, а также упущенной выгоды в размере 9 582 944 руб., которая сложилась из-за недополученных доходов истца вследствие снижения необходимой выручки по деятельности отопительных котельных в Молоковском, Андреапольском районах.
Апелляционная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что ОАО "ТОТЭК" не доказало, что в конкретном случае убытки в сумме 43 523 724 руб. 90 коп. возникли у истца в результате незаконных действий РЭК по установлению для истца экономически не обоснованных тарифов. Истец не представил доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных требований по размеру, наличия причинной связи между действиями РЭК, связанными с утверждением экономически необоснованного тарифа на теплоэнергию и убытками.
С учетом того, что суд принял решение без нарушений норм материального и процессуального права, основания для отмены судебного акта отсутствуют.
В соответствии со статьями 110, 112 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 03 февраля 2011 года по делу N А66-8284/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тверская объединенная теплоэнергетическая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Журавлев |
Судьи |
Н.В. Матеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-8284/2010
Истец: ОАО "Тверская объединенная теплоэнергетическая компания"
Ответчик: Тверская область в лице Региональной энергетической комиссии Тверской области
Третье лицо: Администрация Тверской области, Тверская область в лице Департамента финансов Тверской области
Хронология рассмотрения дела:
30.04.2013 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2262/13
18.02.2013 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-8284/10
16.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5995/11
19.04.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1714/11