г. Киров
20 апреля 2011 г. |
Дело N А29-8974/2005 (З-2483/2011) |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сандалова В.Г.,
судей: Дьяконова Т.М., Кобелева О.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Русиновой А.И.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Инте Республики Коми
на определение Арбитражного суда Республики Коми от 28.02.2011 по делу N А29-8974/2005 (З-2483/2011), принятое судом в составе судьи Токарева С.Д.,
по заявлению конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Инта-Жилкомхоз" Станкевича Анатолия Алексеевича
о признании недействительными решений собрания кредиторов муниципального унитарного предприятия "Инта-Жилкомхоз" от 12.01.2011,
установил:
решением Арбитражного суда Республики Коми от 15.11.2007 муниципальное унитарное предприятие "Инта-Жилкомхоз" (далее - МУП "Инта-Жилкомхоз", должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением арбитражного суда от 11.12.2007 конкурсным управляющим должника утвержден Станкевич Анатолий Алексеевич (далее - конкурсный управляющий).
Конкурсный управляющий Станкевич А.А обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительными решений собрания кредиторов МУП "Инта-Жилкомхоз" от 12.01.2011.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 28.02.2011 заявление конкурсного управляющего удовлетворено, решения собрания кредиторов МУП "Инта-Жилкомхоз" от 12.01.2011 признаны недействительными.
Не согласившись с принятым судебным актом, Федеральная налоговая служба России в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Инте Республики Коми (далее - Инспекция, уполномоченный орган, налоговый орган, заявитель жалобы) обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит определение от 28.02.2011 отменить, в удовлетворении требования конкурсному управляющему отказать.
По мнению заявителя жалобы, выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющие значение для дела обстоятельства, которые суд посчитал установленными, не доказаны, имеет место неправильное толкование и применение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов, изложенных в жалобе, заявитель отмечает, что принятие решений на собрании кредиторов не может быть поставлено в зависимость от личного участия арбитражного управляющего, собрание кредиторов, назначенное на 12.01.2011 по требованию конкурсных кредиторов, на которое конкурный управляющий, надлежащим образом уведомленный не явился, проведено прибывшим для участия в собрании кредиторов МУП "Инта-жилкомхоз" представителем налогового органа в целях реализации своих имущественных интересов и организационных прав на участие в управлении делами должника при проведении собрания 12.01.2011.
Заявитель полагает, что у уполномоченного органа отсутствовала необходимость и обязанность по уведомлению конкурсных кредиторов, надлежаще уведомленных арбитражным управляющим о проведении собрания кредиторов 22.12.2010, но не пожелавших участвовать в принятии решений по вопросам повестки дня; решение об отстранении Станкевича А.А. от исполнения обязанностей конкурсного управляющего МУП "Инта-жилкомхоз" принято не уполномоченным органом, а большинством голосов собрания кредиторов, конкурсный управляющий уведомлен 22.12.2010 о принятых решениях и мотивах отложения проведения собрания кредиторов под роспись, а также уведомлен о месте, дате и времени проведения собрания кредиторов 12.01.2011. Таким образом, заявитель полагает, что Станкевич А.А., не явившись на собрание кредиторов 12.01.2011 без уважительной причины, не воспользовался правом высказать свои пояснения, доводы и возражения в ходе принятия решений по вопросам повестки дня. При этом место проведения собрания кредиторов 12.01.2011 по адресу: г.Сыктывкар, ул.Первомайская, д.53, было определено кредиторами. Собрание кредиторов, проведенное конкурсным управляющим 22.12.2010 признано состоявшимся, принятые на нем решения конкурсным управляющим не оспаривались. В отсутствие конкурсного управляющего на собрании кредиторов представителем уполномоченного органа соблюдена вся процедура по проведению собрания кредиторов, в том числе по включению дополнительных вопросов в повестку дня.
Кроме того, заявитель считает, что оспариваемое определение вынесено в нарушение части 3 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Так, в своем заявлении о признании решений, принятых на собрании кредиторов 12.01.2011 недействительными, конкурсный управляющий в обоснование своих требований указывает на технические основания нарушения порядка проведения собрания и включения дополнительных вопросов, причем доказательства, подтверждающие указанные в заявлении требования арбитражным управляющим представлены не были. Однако судом первой инстанции при рассмотрении дела требования конкурсного управляющего были удовлетворены совершенно по иным основаниям, которые установлены судом самостоятельно и отличны от указанных в заявлении конкурсного управляющего. Дополнительные основания конкурсным управляющим в судебном заседании заявлены не были. В связи с этим, вынесение судебного акта по основаниям и доказательствам, выявленными судом в самостоятельном порядке, а также не представленными в адрес уполномоченного органа в установленный законодательством срок противоречит положениям пункта 3 статьи 65 АПК РФ.
Конкурсный управляющий в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить жалобу без удовлетворения, определение суда от 28.02.2011 - без изменения, считает, что уполномоченным органом нарушены требования и порядок созыва и проведения собрания кредиторов, установленных Федеральным законом о банкротстве, уполномоченный орган не уведомил шесть конкурсных кредиторов и конкурсного управляющего о проведении собрания кредиторов 12.01.2011. Дело просит рассмотреть в свое отсутствие.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, кредиторы отзывов на апелляционную жалобу не представили.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц сторон по имеющимся материалам.
Законность определения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено, 22.12.2010 по инициативе конкурсного управляющего Станкевича А.А по адресу: г.Сыктывкар, ул.Первомайская, д.53, каб.111, состоялось собрание кредиторов МУП "Инта-Жилкомхоз".
В собрании принимали участие с правом голоса уполномоченный орган и конкурсный кредитор в лице ОАО "Коми энергосбытовая компания" Администрации муниципального образования муниципальный район с общей суммой требований 109 289 165 руб. 93 коп. (84,8 % голосов включенных в реестр требований кредиторов).
На рассмотрение собрания кредиторов конкурсный управляющий Станкевич А.А вынес следующие вопросы: отчет конкурсного управляющего МУП "Инта-Жилкомхоз"; ходатайство о продлении конкурсного производства.
На собрании кредиторов МУП "Инта-Жилкомхоз" уполномоченный орган (82 % голосов) проголосовал об отложении рассмотрения вопросов повестки дня на 12.01.2011 в 16.00 час. по адресу: г.Сыктывкар, ул.Первомайская, 53, каб.106.
В дополнении к протоколу собрания кредиторов МУП "Инта-Жилкомхоз" 12.01.2011 уполномоченный орган указал, что отложение рассмотрение вопросов повестки дня обусловлено необходимостью изучения документов, представленных конкурсным управляющим.
Данное дополнение с предложением уполномоченного органа об отложении рассмотрения вопросов по повестке дня собрания кредиторов на 12.01.2011 в 16.00 час. по адресу: г.Сыктывкар, ул.Первомайская, 53, кабинет 106, получено конкурсным управляющим Станкевичем А.А.
12.01.2011 повторно созванное собрание кредиторов МУП "Инта-Жилкомхоз" продолжено в присутствии единственного участника - представителя уполномоченного органа (л.д.-19-20).
Представитель уполномоченного органа в присутствии сотрудника Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Коми составил акт от 12.01.2011 о неявке в судебное заседание конкурсного управляющего МУП "Инта-Жилкомхоз" Станкевича А.А. (л.д.-21).
Представитель уполномоченного органа внес в повестку дня собрания кредиторов МУП "Инта-Жилкомхоз" дополнительные вопросы, которые были включены в повестку дня собрания кредиторов МУП "Инта-Жилкомхоз" (л.д.-22):
- об отстранении Станкевича А.А. от исполнения обязанностей конкурсного управляющего МУП "Инта-Жилкомхоз";
- о выборе саморегулируемой организации арбитражных управляющих, из числа членов которой должен быть назначен конкурсный управляющий;
- об избрании представителя собрания кредиторов для обращения в арбитражный суд с ходатайством об отстранении конкурсного управляющего Станкевича А.А.;
- о размере вознаграждения конкурсного управляющего.
По основным вопросам повестки дня уполномоченный орган принял следующие решения: не принимать отчет конкурсного управляющего к сведению; продлить срок конкурсного производства на два месяца. По дополнительным вопросам повестки приняты решения об отстранении Станкевича А.А. от исполнения обязанностей конкурсного управляющего МУП "Инта-Жилкомхоз" и об определении в качестве саморегулируемой организации арбитражных управляющих, которая должна представить кандидатуру конкурсного управляющего, некоммерческого партнерства "Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Содействие", а также об избрании Чижа В.Л. представителем собрания кредиторов для обращения в арбитражный суд с ходатайством об отстранении Станкевича А.А. от исполнения обязанностей конкурсного управляющего, об определении размера вознаграждения конкурсного управляющего в сумме 10 000 руб. ежемесячно с 12.01.2011.
После проведения собрания кредиторов МУП "Инта-Жилкомхоз" уполномоченный орган направил 13.01.2011 протокол собрания и документы, приложенные к нему, в адрес конкурсного управляющего.
Полагая, что решения собрания кредиторов МУП "Инта-Жилкомхоз" от 12.01.2011, принятые по вопросам повестки дня, противоречат действующему законодательству и нарушают установленный порядок подготовки, организации и проведения собраний кредиторов, а также, учитывая, что конкурсный управляющий, не был извещен о дополнительных вопросах, включенных уполномоченным органом в повестку дня собрания кредиторов, последний обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Республики Коми.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения определения суда исходя из нижеследующего.
Статьи 13, 14, 15 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) устанавливают порядок уведомления о проведении собрания кредиторов, созыва собрания кредиторов и принятия решений собранием кредиторов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о банкротстве собрание кредиторов созывается по инициативе: арбитражного управляющего; комитета кредиторов; конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, права требования, которых составляют не менее чем десять процентов общей суммы требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов; одной трети от общего количества конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.
Закон о банкротстве допускает проведение собрания кредиторов лицом или лицами, требующими его созыва, лишь в случае, если собрание кредиторов не проведено арбитражным управляющим в сроки, установленные пунктом 3 статьи 14 Закона (пункт 5 статьи 12 Закона о банкротстве).
По смыслу названной нормы, если арбитражным управляющим не проведено собрание кредиторов в установленные законом сроки, то кредитор, требующий созыва такого собрания, может самостоятельно провести это собрание, при этом он должен соблюсти установленную законом процедуру созыва собрания кредиторов и уведомления об этом собрании других лиц, участвующих в деле.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона о банкротстве надлежащим уведомлением признается направление конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в собрании кредиторов, сообщения о проведении собрания кредиторов по почте не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять дней до даты проведения собрания кредиторов.
Как установлено судом и не оспаривается уполномоченным органом, в нарушение пункта 4 статьи 12, пункта 3 статьи 13 Закона о банкротстве после проведения 22.12.2010 собрания кредиторов МУП "Инта-Жилкомхоз" уполномоченный орган не уведомил конкурсных кредиторов об отложении рассмотрения вопросов по повестке дня до 12.01.2011 до 16.00 час.
Уполномоченный орган также не направил (не вручил) конкурсным кредиторам и конкурсному управляющему предложения о включении в повестку дня собрания кредиторов дополнительных вопросов, перечисленных выше.
В пункте 4 статьи 14 Закона о банкротстве предусмотрено, что собрание кредиторов проводится по месту нахождения должника или органов управления должника, если иное не установлено собранием кредиторов.
При невозможности проведения собрания кредиторов по месту нахождения должника или органов управления должника место проведения собрания определяется арбитражным управляющим.
Дата, время и место проведения собрания кредиторов не должны препятствовать участию в таком собрании кредиторам или их представителям, а также иным лицам, имеющим право в соответствии с настоящим Законом принимать участие в собрании кредиторов.
Как следует из обстоятельств дела, собранием кредиторов МУП "Инта-Жилкомхоз" принято решение местом проведения собраний кредиторов избрать помещение по адресу: г.Инта, ул.Полярная, д.5.
Вместе с тем, место проведения повторного собрания кредиторов МУП "Инта-Жилкомхоз" 12.01.2011 по адресу: г.Сыктывкар, ул.Первомайская, д.53, каб.106, является местом нахождения Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Коми и определено самим представителем уполномоченного органа.
Доказательств согласования с кредиторами изменения места проведения собрания кредиторов уполномоченным органом не представлено.
Кроме того, как справедливо отметил арбитражный суд, принятие уполномоченным органом решения об отстранении Станкевича А.А. от исполнения обязанностей конкурсного управляющего МУП "Инта-Жилкомхоз" без его участия в собрании кредиторов, а также без возможности высказать свои возражения по поводу предъявленных к нему замечаний и претензий, нарушает его права и законные интересы.
Материалы дела не содержат и заявителем жалобы не представлены доказательства, опровергающие установленные судом фактические обстоятельства.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно указал на принятие уполномоченным органом решений по вопросам повестки дня собрания кредиторов от 12.01.2011 с нарушением требований и порядка, установленных Законом о банкротстве.
В порядке пункта 4 статьи 15 Закона о банкротстве недействительными могут быть признаны судом решения собрания кредиторов, которые затрагивают права и законные интересы конкурсных кредиторов, уполномоченного органа, конкурсного управляющего.
В рассматриваемом случае арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о признании принятых на собрании кредиторов решений 12.01.2011 недействительными.
Доводы заявителя жалобы суд апелляционной инстанции отклоняет ввиду их необоснованности по вышеизложенным мотивам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
определение Арбитражного суда Республики Коми от 28.02.2011 по делу N А29-8974/2005 (З-2483/2011) оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Инте Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
В.Г. Сандалов |
Судьи |
Т.М. Дьяконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-8974/2005
Истец: Федеральная налоговая служба, Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Инте Республики Коми
Ответчик: муниципальное унитарное предприятие "Инта-Жилкомхоз", Конкурсный управляющий муниципального унитарного предприятия "Инта-Жилкомхоз" Станкевич А.А., Арбитражный управляющий Баринова З.Б.
Третье лицо: открытое акционерное общество "Районная котельная N1", открытое акционерное общество "МСРК"Северо-Запада", открытое акционерное общество "Коми энергосбытовая компания", ОАО "Коми энергосбытовая компания", Государственное учреждение "Коми республиканский центр энергосбережения"
Хронология рассмотрения дела:
05.06.2012 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1522/12
05.03.2012 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1044/12
07.02.2012 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-8974/05
26.12.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7397/11
26.12.2011 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-8974/05
15.11.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6312/11
08.11.2011 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-8974/05
25.05.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2105/11
20.04.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2081/11
23.10.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А29-8974/2005
15.07.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2731/2007
15.07.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2628/09
18.05.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2731/2007
18.05.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1632/09
15.04.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2731/2007
15.04.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-763/09
02.10.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2731/2007
02.10.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3702/08
13.09.2007 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2731/07