г. Чита |
Дело N А19-10341/2009 |
21 июля 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2010 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Г. Г. Ячменёва, Т. О. Лешуковой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А. А. Ульзутуевой,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 апреля 2010 года по делу N А19-10341/2009 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области к Финансовому управлению Администрации муниципального образования "Братский район" о признании незаконным бездействия
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Муниципальное общеобразовательное учреждение "Вихоревская средняя общеобразовательная школа N 10"
(суд первой инстанции судья Куклина Л. А.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился;
от третьего лица: не явился,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области (далее налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованием, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования "Братский район" в лице Финансового управления Администрации муниципального образования "Братский район" (Финансовое управление, заинтересованное лицо), выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 17.01.2008 г. по делу N А19-17200/07-15 и обязании Администрации муниципального образования "Братский район" приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Муниципального общеобразовательного учреждения "Вихоревская средняя общеобразовательная школа N 10" до момента фактического исполнения исполнительного листа N 4310, выданного на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 17.01.2008 г. по делу N А19-17200/07-15.
Решением суда первой инстанции от 13.04.2010 г. заявленные требования удовлетворены частично, в части признания незаконным бездействия Администрации муниципального образования "Братский район" в лице Финансового управления Администрации муниципального образования "Братский район", выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 17.01.2008 г. по делу N А19-17200/07-15.
В удовлетворении требований налогового органа об обязании Администрации муниципального образования "Братский район" приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Муниципального общеобразовательного учреждения "Вихоревская средняя общеобразовательная школа N 10" до момента фактического исполнения исполнительного листа N 4310, выданного на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 17.01.2008 г. по делу N А19-17200/07-15 отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, налоговый орган обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований налогового органа.
Заинтересованное лицо и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу в суд не представили.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель, заинтересованное лицо и третье лицо своих представителей в судебное заседание не направили. Заявитель обратился с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствии его представителя. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в соответствии с п. 5 ст. 268, в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 января 2008 года по делу N А19-17200/07-15 были удовлетворены требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области о взыскании с Муниципального общеобразовательного учреждения "Вихоревская средняя общеобразовательная школа N 10" недоимки и пени по единому социальному налогу в сумме 197012 руб. 65 коп. и государственной пошлины в сумме 5440 руб. 25 коп.
На основании указанного решения Арбитражным судом Иркутской области Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области выдан исполнительный лист N 4310.
16.07.2008 года данный исполнительный лист был предъявлен налоговым органом в Финансовое управление, что подтверждается заявлением от 14.07.2008 года N 06-11/30783.
Судом первой инстанции установлено, что на момент вынесения решения указанный исполнительный документ Финансовым управлением не исполнен, лимиты на погашение задолженности Муниципального общеобразовательного учреждения "Вихоревская средняя общеобразовательная школа N 10" не выделены, осуществление операций по лицевым счетам не приостановлено, денежные средства в доходы соответствующих бюджетов не поступили.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что бездействие Администрации муниципального образования "Братский район" в лице Финансового управления Администрации муниципального образования "Братский район" противоречит ст.ст. 242.1, 242.2 и 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которыми регулируются отношения по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем, суд первой инстанции посчитал, что требование налогового органа о об обязании Администрации муниципального образования "Братский район" приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Муниципального общеобразовательного учреждения "Вихоревская средняя общеобразовательная школа N 10" до момента фактического исполнения исполнительного листа N 4310, выданного на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 17.01.2008 г. по делу N А19-17200/07-15 удовлетворению не подлежит, как не обоснованное.
Суд апелляционной инстанции находит вышеуказанный вывод суда первой инстанции не правильным, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Согласно пунктам 3, 4, 6 статьи 242.5 Бюджетного кодекса финансовый орган не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта с заявлением взыскателя.
Пункт 3 указанной статьи содержит перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление должником, либо взыскателем, либо судом документа, отменяющего судебный акт, подлежащий исполнению; представление взыскателем либо судом заявления об отзыве исполнительного документа.
При наличии указанных оснований, орган возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
Как установлено материалами дела, предъявленный к исполнению исполнительный лист не был возвращен Финансовым управлением в установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации срок, то есть был принят к исполнению.
В соответствии с положениями частей 5, 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием. При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.
Из представленных в материалы дела документов следует, что заинтересованное лицо не исполнило в установленный законом трехмесячный срок свои обязательства - обязанности по уведомлению о неисполнении должником исполнительного листа и по приостановлению расходования средств на счетах.
Статья 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не содержит каких либо условий для ее применения. Неисполнение должником в течении трех месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, в данном случае Муниципального общеобразовательного учреждения "Вихоревская средняя общеобразовательная школа N 10", до момента устранения нарушения.
Таким образом, финансовое управление не правомерно не приостановило операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Муниципального общеобразовательного учреждения "Вихоревская средняя общеобразовательная школа N 10" до момента фактического исполнения исполнительного листа N 4310, выданного на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 17.01.2008 г. по делу N А19-17200/07-15.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости удовлетворения апелляционной жалобы заявителя и отмены решения суда первой в части отказа в удовлетворении требований налогового органа.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 апреля 2010 года по делу N А19-10341/2009, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 апреля 2010 года по делу N А19-10341/2009 в части отказа в удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области об обязании Администрации муниципального образования "Братский район" приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Муниципального общеобразовательного учреждения "Вихоревская средняя общеобразовательная школа N 10" до момента фактического исполнения исполнительного листа N 4310, выданного на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 17.01.2008 г. по делу N А19-17200/07-15 - отменить. В указанной части принять новый судебный акт.
Обязать Администрацию муниципального образования "Братский район" в лице Финансового управления Администрации муниципального образования "Братский район" приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Муниципального общеобразовательного учреждения "Вихоревская средняя общеобразовательная школа N 10" до момента фактического исполнения исполнительного листа N 4310, выданного на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 17.01.2008 г. по делу N А19-17200/07-15.
В остальной части решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 апреля 2010 года по делу N А19-10341/2009 оставить без изменения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Т. О. Лешукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-10341/2009
Истец: МИ ФНС России N9 по Иркутской области, МИФНС N 11 по ИО, МИФНС N11 по ИО
Ответчик: Администрация МО "Братский район" в лице Финансового управления Администрации МО "Братский район", Администрация МО "Братский район"
Третье лицо: МОУ "Вихоревская средняя общеобразовательная школа N 10", Муниципальное общеобразовательное учреждение "Вихоревская Средняя общеобразовательная школа N10"
Хронология рассмотрения дела:
21.07.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2628/10