22 апреля 2011 г. |
Дело N А65-22801/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 20 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 22 апреля 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Степановой Ю.В.,
с участием:
от закрытого акционерного общества "Татгазэнерго" - не явился, извещен,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - не явился, извещен,
от Шагиевой Светланы Владимировны - не явился, извещен,
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный дом" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Татгазэнерго"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 декабря 2010 года по делу N А65-22801/2010 (судья Латыпов И.И.),
по заявлению закрытого акционерного общества "Татгазэнерго", Республика Татарстан, г.Казань,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
третьи лица: Шагиева Светлана Владимировна, Республика Татарстан, г. Бавлы,
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный дом", Республика Татарстан, г.Бавлы,
о признании недействительными решения и предписаний N 1 и N 2 по делу N05-84/2010 от 30 июня 2010 года,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Татгазэнерго" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик) о признании решения и предписаний N N 1,2 по делу N05-84/2010 от 30 июня 2010 года недействительными.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 декабря 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "Татгазэнерго" обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу антимонопольный орган отклонил приведенные в ней доводы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходил из следующего.
Шагиева Светлана Владимировна обратилась в адрес ответчика с жалобой на действия заявителя, выразившиеся в нарушении порядка расчета объема тепловой энергии, результатом которого является или может являться ущемление интересов населения г. Бавлы и Бавлинского района.
30.06.2009 ответчиком вынесено решение по делу N 05-84/2010.
Указанным решением ЗАО "Татгазэнерго" признано нарушившим ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части нарушения порядка определения объема потребленной тепловой энергии, путем применения самостоятельно установленных нормативов потребления тепловой энергии, результатом которого может являться ущемление интересов потребителей тепловой энергии.
На основании указанного решения УФАС России по РТ выдало Предписания N 1, 2 , которыми ЗАО "Татгазэнерго" предписано в течение 30 дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно не допускать взимания с потребителей платы за потребленную тепловую энергию на основании самостоятельно установленных нормативов потребления тепловой энергии, а также не допускать действий, которые могут привести к ущемлению интересов потребителей тепловой энергии, а именно: осуществлять расчеты за тепловую энергии в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" и Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг".
Арбитражный суд первой инстанции, признавая правильными выводы ответчика, правомерно исходил из следующего.
Положениями ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
В результате анализа состояния конкурентной среды на рынке тепловой энергии, проведенного в соответствии с "Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке" (приказ ФАС России от 25.04.2006г. N 108), Комиссией сделан вывод, что доля ЗАО "Татгазэнерго" на рынке тепловой энергии на территории города Бавлы и Бавлинского района, в переделах присоединенных тепловых сетей ЗАО "Татгазэнерго", составляет 100 %.
По результатам анализа составлен Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке тепловой энергии.
Глава X Приказа ФАС России от 25.04.2006г. N 108 содержит требования к содержанию аналитического отчета. Указаний на то, что аналитический отчет должен содержать доказательства злоупотребления доминирующим положением в указанном документе нет.
Факт злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением устанавливается при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и отражается в решении. Аналитический отчет направлен только на анализ состояния конкурентной среды и проводится с целью установления доминирующего положения, а не для доказывания злоупотребления доминирующим положением.
С 8 июня 2006 года вступили в законную силу "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. N 307 . В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг при отсутствии у потребителя тепловой энергии прибора учета тепловой энергии, для расчета размера платы за тепловую энергию применяется норматив потребления тепловой энергии.
С 8 июня 2006 года вступили в законную силу "Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. N 306.
В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления коммунальных услуг, данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также в том числе, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В соответствии со статьей 3 Правил установления норматива, данные Правила применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги, в том числе при установлении норматива отопления.
Соответственно, с 8 июня 2006 года при расчете норматива потребления тепловой энергии ЗАО "Татгазэнерго" обязано соблюдать Правила установления норматива.
В соответствии с Правилами установления нормативов, норматив потребления коммунальных услуг - это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном жилом доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами. При этом, установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций (п.8 Правил установления норматива).
Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства.
Для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению Правил (п. 14 Правил установления норматива).
Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления.
При определении нормативов потребления тепловой энергии учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
Срок рассмотрения результатов определения и расчета нормативов потребления коммунальных услуг составляет не более 30 дней с даты их поступления. Уполномоченные органы проводят анализ представленных материалов и при необходимости запрашивают дополнительные сведения с обоснованием запроса. В случае если при подготовке материалов не соблюдены требования, установленные Правилами, соответствующий уполномоченный орган возвращает материалы без рассмотрения с указанием причины возврата (п. 15 Правил установления норматива).
Решение уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 18 Правил установления норматива).
В рассматриваемом случае антимонопольным органом установлено, что Постановлением Исполнительного Комитета Бавлинского муниципального района от 30.11.2006г. N 167, Постановлением Исполнительного Комитета МО г.Бавлы от 30.11.2006г. N 66 нормативы потребления тепловой энергии не установлены, установлен лишь порядок расчета норматива потребления тепловой энергии. Иные документы, подтверждающие использование ЗАО "Татгазэнерго" при расчетах с потребителями утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативов потребления тепловой энергии не представлены.
УФАС при рассмотрении дела установлено, что ЗАО "Татгазэнерго" на праве собственности владеет теплосетевыми комплексами (на основании свидетельств о государственной регистрации права): котельная N 9, котельная N 10, котельная N 15, котельная N 17, котельная N 23, котельная N 28, блочно-модульная котельная N 26, блочно-модульная котельная N 27, блочно-модульная котельная N 29, блочно-модульная котельная ЦРБ. Основными конечными потребителями тепловой энергии, производимой ЗАО "Татгазэнерго", является население г.Бавлы и Бавлинского района, однако напрямую с населением Бавлинский филиал ЗАО "Татгазэнерго" не работает. ЗАО "Татгазэнерго" заключены договоры с управляющими организациями, предоставляющими населению г.Бавлы и Бавлинского района услугу теплоснабжения - муниципальное учреждение "Управляющая компания "ЖКХ Бавлинского района и города Бавлы", ООО "Управляющая компания "Уютный дом" и т.д.
ЗАО "Татгазэнерго" осуществляет теплоснабжение - производство тепловой энергии и ее передачу (реализацию) для обеспечения тепловой энергией абонентов (потребителей), теплоэнергетические устройства которых технологически присоединены к распределительным тепловым сетям ЗАО "Татгазэнерго".
ЗАО "Татгазэнерго" производит расчеты с управляющими компаниями (в том числе с ООО "УК "Уютный дом") за поставленную тепловую энергию, в соответствии с тарифом, утвержденным Государственным Комитетом Республики Татарстан по тарифам.
Между заявителем и ООО "УК "Уютный дом" в 2009 год заключен договор теплоснабжения от 01.02.2009г. N 01-02/09-УК (далее по тексту - Договор теплоснабжения).
В соответствии с пунктом 2.7. Договора теплоснабжения при временном отсутствии приборов учета определение количества потребленной тепловой энергии производится расчетным путем согласно пункта 1.2 Договора.
Пунктом 1.2 Договора теплоснабжения предусмотрено, что расчет необходимого количества тепловой энергии осуществляется на основании "Методических указаний по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку теплоты отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий", ГУП Академии Коммунального Хозяйства им. К.Д.Памфилова издание 4-ое 2002 г.
ЗАО "Татгазэнерго" до 2010 года не обращалось в орган местного самоуправления - Исполнительный комитет Бавлинского муниципального района, который является на территории Бавлинского муниципального района уполномоченным органом по установлению нормативов потребления, в том числе по установлению норматива потребления тепловой энергии, для расчета и утверждения норматива потребления тепловой энергии для многоквартирных жилых домов, в которых отсутствуют приборы учета тепловой энергии, в том числе для дома N 15 по улице Гоголя города Бавлы.
Таким образом, вывод суда и ответчика о том, что заявитель, имея возможность обратиться в уполномоченный орган за установлением норматива потребления тепловой энергии, данное право не реализовал, и в нарушение Правил установления норматива, самостоятельно установил норматив потребления тепловой энергии и применил его при расчетах с управляющей компанией за тепловую энергию, потребляемую населением жилого дома N 15 по улице Гоголя города Бавлы, является правильным.
После вынесения решения антимонопольным органом, Исполнительный комитет Бавлинского муниципального района установил норматив потребления тепловой энергии (Постановление от 02.08.2010 г. N 33) в соответствии с которым был установлен норматив потребления тепловой энергии в размере 0,02969 Гкал/кв.м., а не порядок расчета норматива потребления тепловой энергии (Постановление от 30.11.2006 г. N 167).
ЗАО "Татгазэнерго" исполнило предписания антимонопольного органа в полном объеме, представив письмо (исх.N 396 от 09.08.2010г.) и документы, подтверждающие исполнение указанных предписаний.
Судебная коллегия апелляционного суда соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что УФАС по РТ не нарушен принцип недопустимости повторного привлечения к ответственности по тому же предмету, поскольку поводом для возбуждения в отношении ЗАО "Татгазэнерго" дел о нарушениях антимонопольного законодательства послужило заявление жительницы города Бавлы Шагиевой СВ.
Антимонопольным органом вынесено решение по делу N 05-334/2009 ЗАО "Татгазэнерго" и МУ "УК "ЖКХ Бавлинского района и г.Бавлы", которым признал их нарушившим часть 1 статьи 11 Закона "О защите конкуренции" в части заключения и исполнения в период с 01.01.2008г. по 01.02.2009г. ограничивающего конкуренцию соглашения на рынке услуг теплоснабжения, которое привело к навязыванию потребителям - собственникам многоквартирных жилых домов поставки тепловой энергии, в части расчета объема тепловой энергии, необходимого для отопления многоквартирного дома на основании Методических указаний (в нарушение Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, и Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг), не относящихся к предмету договора и в которых потребители не заинтересованы.
Таким образом, предметом рассмотрения в первом случае было соглашение между ЗАО "Татгазэнерго" и МУ "УК "ЖКХ Бавлинского района и г.Бавлы", а во втором- применение ЗАО "Татгазэнерго" самостоятельно установленного норматива потребления тепловой энергии.
Правильным также является вывод суда о том, что антимонопольным органом не допущены нарушения норм процессуального права при рассмотрении дела в отношении заявителя.
В соответствии со статьей 41.1 Федерального закона от 26.07.2006г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства. Антимонопольный орган не вышел за рамки представленных ему полномочий - возбудило и рассмотрело дело о нарушении антимонопольного законодательства в установленные законом сроки.
Довод заявителя о том, что аналитический отчет, составленный по итогам анализа конкурентной среды на рынке теплоснабжения в границах тепловых сетей ЗАО "Татгазэнерго", составлен с грубыми нарушениями порядка, установленного Приказом ФАС России от 25.04.2006г. N 108, правомерно отклонен, поскольку заявителем не указано какие грубые нарушения при составлении аналитического отчета были допущены антимонопольным органом.
Довод заявителя о том, что рассчитанный на основании Методических указаний норматив потребления тепловой энергии является более выгодным по сравнению с нормативом потребления тепловой энергии, рассчитанным на основании "Правил определения и установления нормативов потребления коммунальных услуг", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. N 306 и, соответственно, не ущемляет права потребителей тепловой энергии, также не может быть принят во внимание в связи со следующим.
Утвержденный Правительством Российской Федерации порядок установления норматива потребления тепловой энергии (Правила установления норматива) не содержит оснований для применения иного порядка, в случае, если размер норматива потребления тепловой энергии будет иметь значения меньшие по сравнению со значениями, рассчитанными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расчеты, представленные заявителем в сравнительном анализе нормативов потребления, рассчитанные двумя способами (в соответствии с Правилами установления норматива и в соответствии с Методическими указаниями) также не могут быть приняты судом во внимание, так как расчет, произведенный заявителем в соответствии с Правилами установления норматива производится на основании таблицы N 7, в то время как согласно пункта 5 Правил установления норматива при определении норматива потребления тепловой энергии учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
Вышеуказанные конструктивные и технические параметры многоквартирного жилого дома необходимы для определения часовой тепловой нагрузки на отопление многоквартирного дома или жилого дома, так как часовая тепловая нагрузка (в соответствии с Правилами установления норматива) на отопление многоквартирных домов или жилого дома, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, определяется исходя из проектных данных домов.
В случае отсутствия проектных данных домов часовая нагрузка определяется по паспортам домов, и только в случае отсутствия проектных данных домов и технического паспорта, часовая нагрузка определяется по формуле, где значения нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного жилого помещения (Гкал/час на 1 кв.м.) применяются в соответствии с таблицей N 7 Правил установления норматива.
Как следует из материалов дела, в многоквартирном жилом доме N 15 по улице Гоголя города Бавлы технический паспорт имеется (л.д.126-134, т.1), соответственно порядок расчета должен быть произведен на основании конструктивных и технических параметров дома, а не на основании нормированного удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома, который применяет ЗАО "Татгазэнерго" при расчете норматива потребления тепловой энергии.
Исходя из изложенного, судом сделан правильный вывод о правомерности позиции антимонопольного органа о доказанности факта нарушения антимонопольного законодательства заявителем, занимающим доминирующее положение на рынке услуг электроснабжения в границах присоединенных сетей.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Излишне уплаченная по платежному поручению от 17 февраля 2011 года N 151 государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату закрытому акционерному обществу "Татгазэнерго".
Руководствуясь ст. ст. 101-110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 декабря 2010 года по делу N А65-22801/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Татгазэнерго" излишне уплаченную по платежному поручению от 17 февраля 2011 года N 151 государственную пошлину в сумме 1000 рублей.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
А.А.Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-22801/2010
Истец: ЗАО "Татгазэнерго", г. Казань, ЗАО Татгазэнерго " филиал ЗАО "Татгазэнерго" "Бавлинский"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: ООО "УК "Уютный дом" г. Бавлы, ООО "УК "Уютный дом", г. Бавлы, Шагиева Светлана Владимировна, г. Бавлы
Хронология рассмотрения дела:
19.09.2011 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6581/11
22.04.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3289/11
25.02.2011 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-991/11
10.12.2010 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-22801/10