город Ростов-на-Дону |
дело N А53-12471/2010 |
25 апреля 2011 г. |
N 15АП-14221/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Андреевой Е.В.
судей Винокур И.Г., Николаева Д.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Батехиной Ю.П.
при участии:
от истца: Полых Э.А., приказ от 05.04.2011г., Рогаль В.А., представитель по доверенности от 18.04.2011г., Лигай И.В., представитель по доверенности от 17.01.2011г.
от Министерства финансов России в лице Управления федерального казначейства по Ростовской области: Дадача О.В., представитель по доверенности от 25.01.2010г.,
от Управления федерального казначейства по Ростовской области: Дадача О.В., представитель по доверенности от 25.01.2010г.
от Министерства финансов Ростовской области: Дейлидович С.В., представитель по доверенности от 11.01.2011г.
от Министерства труда и социального развития Ростовской области: Дыбань А.Ю., представитель по доверенности от 11.01.2011г.
от третьего лица Департамента социальной защиты г. Ростова-на-Дону: представитель не явился, извещен (уведомление N 40088)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Ростовская транспортная компания"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.11.2010 по делу N А53-12471/2010
по иску Муниципального унитарного предприятия "Ростовская транспортная компания"
к ответчикам
Российской Федерации в лице Министерства финансов России,
Управлению федерального казначейства по Ростовской области,
Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области,
Ростовской области в лице Министерства труда и социального развития Ростовской области
при участии третьего лица Департамента социальной защиты г. Ростова-на-Дону
о взыскании 50 935 596 руб.
принятое в составе судьи Стрекачева А.Н.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Ростовская транспортная компания" ИНН/ОГРН 6168047440/102610470423 (далее - МУП "РТК", Истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов России, Управлению федерального казначейства по Ростовской области, Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области, Ростовской области в лице Министерства труда и социального развития Ростовской области о взыскании с ответчиков солидарно 50 935 596 руб. (уточненные требования).
Решением суда от 15 ноября 2010 г. в удовлетворении исковых требований отказано. Решение мотивировано тем, что в актах сверок фактически предоставленных льгот гражданам по льготному проезду в муниципальном транспорте и бухгалтерских актах сверок отсутствуют сведения свидетельствующие о том, что у истца имеются затраты в большем размере, нежели им получено компенсации, таким образом истцом не доказан факт не возмещения убытков, его размер.
В Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд обратилось Муниципальное унитарное предприятие "Ростовская транспортная компания" с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило его отменить, приять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции не учтено, что расходы на МУП "РТК" возмещались из бюджета только в пределах средств, поступивших на данные цели из федерального бюджета в областной бюджет. При заключении договоров МУ "Департамент социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону" а затем Министерство труда и социального развития Ростовской области исходили из размера денежных средств, заложенных на соответствующие цели в бюджете, а не из фактических сумм, компенсирующих расходы предприятия.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство Финансов Ростовской области, Министерство труда и социального развития Ростовской области, Муниципальное учреждение "Департамент социальной защиты населения" г. Ростова-на-Дону, Управления Федерального казначейства по Ростовской области просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Муниципального унитарного предприятия "Ростовская транспортная компания" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель Министерства финансов России в лице Управления федерального казначейства по Ростовской области поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Министерства труда и социального развития Ростовской области отзыв не представил, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Министерства финансов Ростовской области отзыв не представил, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании объявлен перерыв до 25.04.2011г. в 17 час. 50 мин., о чем размещена информация на официальном сайте суда в сети Интернет. После перерыва судебное заседание продолжено 25.04.2011г. в 17 час. 50 мин.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, доводы отзывов на апелляционную жалобу, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, истец является коммерческим транспортным предприятием, целью и предметом деятельности которого является организация перевозки населения городским пассажирским электротранспортом (трамваями) на платной основе в городе Ростове-на-Дону.
В 2007, 2008, 2009 года истец во исполнение Постановления Администрации Ростовской области от 03.04.2006г. N 120 "О порядке расходования межбюджетных трансфертов, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан, оказание социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и условий обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта" и на основании заключенного с МУ "Департаментом транспорта" договора N 12 оказывал услуги по перевозке трамваями пассажиров, в том числе льготные услуги городских пассажирских перевозок гражданам, включенным в федеральный регистр льготников, в связи с чем, понес расходы в размере заявленной суммы исковых требований, определенной расчетным методом.
Неполное возмещение расходов на предоставление названных льгот из соответствующих бюджетов послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, Закон) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Указанным Законом предписано субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан.
Во исполнение возложенной на субъект Российской Федерации обязанности по обеспечению федеральным льготникам равной доступности услуг общественного транспорта Администрация Ростовской области утвердила постановление от 03.04.2006 г. N 120 "О порядке расходования межбюджетных трансфертов, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и условий обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта".
В соответствии с данным постановлением, в целях получения возмещения расходов по перевозке федеральных льготников, истцом в спорные периоды были заключены следующие договора.
Договор N 21/2-ФЛ от 29 января 2007 г. с МУ "Департамент социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону" о возмещении расходов, сроком действия с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г. Согласно данному договору МУ "Департамент социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону" приняло на себя обязательства по возмещению в пределах субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета расходов истца за проезд в общегородском пассажирском транспорте граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в размере, установленном постановлением администрации Ростовской области от 03.04.06 г. N 120, за каждый проданный месячный единый социальный проездной билет стоимостью 200 руб. федеральному льготнику и лицу, сопровождающему инвалида 1 группы и ребенка-инвалида.
Договор N 13-ФЛ от 15 января 2008 г. с МУ "Департамент социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону", сроком действия с 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г. Согласно данному договору МУ "Департамент социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону" приняло на себя обязательства по возмещению в пределах сумм межбюджетных трансфертов, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета расходов истца за проезд в общегородском пассажирском транспорте граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в размере установленном постановлением администрации Ростовской области от 03.04.06 г. N 120 за каждый проданный месячный единый социальный проездной билет стоимостью 215 руб. федеральному льготнику и лицу, сопровождающему инвалида 1 группы и ребенка-инвалида.
Государственный контракт N 863 от 24 ноября 2008 г. с Министерством труда и социального развития Ростовской области и МУ "Департамент социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону", сроком действия с 01.06.2008 г. по 31.12.2008 г., согласно которому истец обязался предоставить в 2008 г. бесплатный проезд гражданам, включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи на общественном транспорте городских маршрутов, Министерство труда и социального развития РО - возмещать расходы истцу за льготный проезд федеральных льготников в пределах средств, поступивших на данные цели в 2008 г. из федерального в областной бюджет, а МУ "Департамент социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону" - производить расчет средств, необходимых для возмещения расходов истцу за перевозки федеральных льготников и представлять в Министерство документы, являющиеся основанием для расчета за перевозки федеральных льготников.
Государственный контракт N 417 от 30 марта 2009 г. с Министерством труда и социального развития РО и МУ "Департамент социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону", сроком действия с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г., согласно которому истец обязался предоставить в 2008 г. бесплатный проезд гражданам, включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи на общественном транспорте городских маршрутов, Министерство труда и социального развития РО - возмещать расходы истцу за льготный проезд федеральных льготников в пределах средств, поступивших на данные цели в 2009 г. из федерального в областной бюджет.
Суд первой инстанции, посчитав, что Постановлением 03.04.2006 г. N 120 с соответствующими изменениями и дополнениями определен порядок и размер расходов транспортных организаций, связанных с перевозкой льготной категории граждан, и установив факт финансирования данных расходов в соответствии с этим постановлением в полном объеме (исходя из цены льготных единых социальных проездных билетов), не принял во внимание расчет предприятия как не предусмотренный данным постановлением, вследствие чего пришел к выводу о недоказанности им факта причинения ему убытков и отказал в удовлетворении искового требования.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено, что организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
В Постановлении Администрации Ростовской области от 03.04.2006 г. N 120 не представлен порядок расчета компенсации разницы между затратами транспортных организаций на обеспечение равной доступности услуг для отдельных категорий граждан на территории Ростовской области и стоимостью единого социального проездного билета.
Судом первой инстанции не учтено, что в соответствии с установленными для предприятия тарифами на перевозку компенсация ему расходов исходя из цены указанных льготных билетов, не приводит к полному возмещению понесенных им расходов.
Согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 23.06.2009г. N 2992/09, ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества возможно использование расчетного метода исходя из конкретных обстоятельств дела, в связи с чем суд должен проверить расчет расходов, понесенных предприятием вследствие предоставления льгот отдельной категории потребителей.
В соответствии с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 25.01.2011г. N 9621/2010, расходы транспортной организации определяются исходя из числа выданных единых социальных проездных билетов, тарифа на перевозку, количества поездок по таким билетам (согласно данным последних натурных обследований для соответствующего периода).
Предприятие в обоснование заявленных требований представило расчеты выпадающих доходов предприятия в результате оказания услуг перевозки пассажиров, льготников федерального реестра по единому социальному проездному билету за 2007, 2008, 2009 г. на общую сумму 23 444 375 руб.
Суд апелляционной инстанции, проверив представленные Предприятие расчеты, пришел к выводу о том, что они мотивированны и обоснованны, арифметически правильны.
В 2007 г. для определения количества перевезенных пассажиров, использующих ЕСПБ МУ "Департаментом транспорта" Администрацией г. Ростова-на-Дону 29.01.2007г. издано распоряжение N 2 "О упорядочено работы по учету количества перевезенных платных пассажиров и пассажиров, пользующихся частичными льготами, предоставленными органами местного самоуправления" установлена методика формирования количества перевезены пассажиров различных категорий.
В соответствии с утвержденной методикой расчет количества пассажиров, перевезенных на основании ЕСПБ, определялся следующим образом: количество пассажиров перевезенных по полному тарифу + количество пассажиров по частично оплачиваемому тарифу Х на коэффициент льготного "федерального регистра" по ЕСПБ 0,2453 (определенный, по результатам натурального обследования пассажиропотока на трамвайных маршрутах в 2006 г.). При этом количество пассажиров перевезенных по полному тарифу и частично оплачиваемому тарифу определено на основании билетно-учетной продукции (бланков строгой отчетности), т.е. на основании фактической фиксации количества пассажиров, при этом с февраля 2007 г. предприятием учитывались коэффициенты, выведенные на основании натурального обследования по каждому маршруту (маршрут N 1 - 0,3053; маршрут N 4 - 0,4276, маршрут N 7 - 0,2715; маршрут N 10 - 0,1514) и количества платно перевезенных пассажиров по каждому маршруту.
Используя данную методику предприятием определено, что количество перевезенных пассажиров 2007 г. составило:
Месяц |
Маршрут N 1 |
Маршрут N 4 |
Маршрут N 7 |
Маршрут N 10 |
Итого |
||||
Кол-во пассажиров перевезенных по полному и льготному тарифу |
Коэф-т |
Кол-во пассажиров перевезенных по полному и льготному тарифу |
Коэф-т |
Кол-во пассажиров перевезенных по полному и льготному тарифу |
Коэф-т |
Кол-во пассажиров перевезенных по полному и льготному тарифу |
Коэф-т |
|
|
Январь |
302206 |
0,2453 |
119945 |
||||||
Февраль |
205472 |
0,3053 |
82720 |
0,4276 |
51473 |
0,2715 |
155583 |
0,1514 |
135632 |
Март |
255990 |
0,3053 |
113345 |
0,4276 |
60168 |
0,2715 |
177921 |
0,1514 |
169893 |
Апрель |
267200 |
0,3053 |
118030 |
0,4276 |
59402 |
0,2715 |
183939 |
0,1514 |
176020 |
Май |
264588 |
0,3053 |
108776 |
0,4276 |
60227 |
0,2715 |
182268 |
0,1514 |
171239 |
Июнь |
262738 |
0,3053 |
95264 |
0,4276 |
23882 |
0,2715 |
169753 |
0,1514 |
162452 |
Июль |
270425 |
0,3053 |
109847 |
0,4276 |
56892 |
0,2715 |
170965 |
0,1514 |
170862 |
Август |
257146 |
0,3053 |
94384 |
0,4276 |
58017 |
0,2715 |
165529 |
0,1514 |
159679 |
Сентябрь |
273967 |
0,3053 |
100220 |
0,4276 |
63145 |
0,2715 |
183894 |
0,1514 |
161219 |
Октябрь |
274181 |
0,3053 |
100686 |
0,4276 |
66281 |
0,2715 |
209876 |
0,1514 |
170740 |
Ноябрь |
253951 |
0,3053 |
84751 |
0,4276 |
63002 |
0,2715 |
181061 |
0,1514 |
151201 |
Декабрь |
284879 |
0,3053 |
87260 |
0,4276 |
70068 |
0,2715 |
179231 |
0,1514 |
158848 |
В 2008, 2009 изменена методика определения количества перевезенных пассажиров различных категорий на основании писем МУ "Департамента транспорта" Администрации г. Ростова-на-Дону от 31.01.2009 N 109, от 03.02.2009г. N 6.1/174, от 16.09.2009г. N 4.1/1826 из которых следует, что:
- по результатам обследования пассажиропотока, проведенного в октябре-декабре 2007 г. в г. Ростове-на-Дону количество ездок по всем видам городского транспорта, которое приходится на один ЕСПБ равно 96,25;
- по результатам обследования пассажиропотока, проведенного в октябре- декабре 2008 г., утвержденного Мэром года, количество ездок по всем видам городского транспорта, которое приходится на 1 ЕСПБ равно 115,11;
- по результатам обследования пассажиропотока, проведенного в мае, июне 2009 г., утвержденного Мэром города, количество ездок по всем видам городского транспорта, которое приходится на 1 ЕСПБ равно 126,74.
Также указанными письмами разъяснено что, поскольку пассажир, имеющий ЕСПБ, пользуется правом проезда во всех видах городского транспорта (кроме Маршрутного такси), количество пассажиров по ЕСПБ определяется исходя и доли билетов каждого предприятия, отраженных в акте и количества ездок, которое приходится на 1 ЕСПБ.
Руководствуясь определенной МУ "Департамента транспорта" методикой предприятием определено количество перевезенных пассажиров в 2008 г., а также исходя из того, что в 2008 г. было всего реализовано ЕСПБ 208 406 шт., а доля предприятия в 2008 г. составила 9,5% количество перевезенных пассажиров составило 1 905 750 руб., при этом за период с января по май включительно перевезено 793 966 человек, а с июня по декабрь перевезено 1 111 784 человек.
При определении количества перевезенных человек по ЕСПБ в 2009 г., предприятие исходило из того, что в каждом месяце изменялась доля компании в реализованных ЕСПБ и в течение года изменилось, установленное на основании натур обследований количество ездок, приходящиеся на 1 ЕСПБ.
Так в январе 2009 г., реализовано 14445 ЕСПБ, доля предприятия составила 10,23%; в феврале -15424 шт., доля - 10,91%; в марте - 18 310 шт., доля - 9,64%; в апреле 18310 шт., доля - 9,81%; в мае - 17 886 шт., доля - 10,38%; в июне 15548 шт., доля - 9,98%; в июле 15 706 шт., доля - 8,045; в августе - 14 985 шт., доля - 7,82%, в сентябре 14 629 шт., доля - 7,85%, в октябре 15 358 шт., доля - 7,63%, в ноябре - 14 729 шт., доля -7,33%, в декабре - 14 123 шт., доля - 7,14%.
Таким образом, предприятием установлено, что количество перевезенных пассажиров, использующих ЕСПБ, составило 2 001 026 человек.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что из представленного контррасчета Министерства финансов по Ростовской области следует, что сведения о количестве проданных ЕСПБ в 2008, 2009 г. и % доля предприятия совпадают (т. 3, л.д. 97-98).
Определив количество человек, перевезенных в 2007, 2008, 2009 г. и учитывая, что тариф на перевозку с января 2007 г. по май 2008 г. составил 7 руб., а с июня 2008 г. по декабрь 2009 г. - 8 руб., предприятие произвело расчет понесенных расходов по перевозке лиц, использовавших единый социальный поездной билет, с учетом стоимости проезда по установленным тарифам, а именно в 2007 г. понесенные расходы составили 13 354 110 руб. (1 907 730 чел. х 7 руб.), в 2008 г. 14 452 034 руб. (793 966 чел. х 7 руб. + 1 111 784 чел. х 8 руб.) и в 2009 г. 16 008 208 руб. (2 001 026 чел. х 8 руб.).
Из представленных в материалы дела актов предоставленных услуг по перевозке федеральных льготников в городском пассажирском транспорте по ЕСПБ, составленного между МУП "Технология управления" и МУП "Ростовская транспортная компания" следует, что финансирование на возмещение затрат от перевозки федеральных льготников по единым социальным проездным билетам в 2007 г. составило 4 210 220 руб., в 2008 г. - 4 254 720 руб., в 2009 г.- 3 097 947 руб. (т.2, л.д. 44-115).
Из представленных копий актов сверки фактически предоставленных льгот гражданам по льготному проезду в муниципальном транспорте, составлены с Департаментом социальной защиты населения во исполнение договора N 21/2 от 29.01.2007г. предприятию перечислено 3 571 610 руб., во исполнение договора от 15.01.2008г. N 13-ФЛ и государственного контракта N 863 от 24 ноября 2008 г. предприятию перечислено 2 955 050 руб., во исполнение государственного контракта N 417 от 30 марта 2009 г. предприятию перечислено 1 470 450 руб.
Учитывая совокупность изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что размер непокрытых расходов предприятия от оказания услуг по перевозке граждан по единым социальным проездным билетам равен стоимости предоставленных услуг, за минусом полученных от реализации ЕСПБ средств и средств частичного финансирования. Таким образом. размер непокрытых расходов в 2007 г. составил 5 572 300 руб. (13 354 110 руб. - 4 210 200 руб. - 3 571 610 руб.), в 2008 г. - 7 242 264 руб. (14 452 034 руб. - 4 254 720 руб. - 2 955 050 руб.) и 2009 г. - 10 629 811 руб. (16 008 208 - 3 907 947,10 руб. - 1 470 450 руб.).
Методика расчета компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготной категории граждан до настоящего времени не разработана. Поэтому представленный предприятием в арбитражный суд расчет понесенных им расходов основан на следующих показателях: количество реализованных проездных билетов по каждой категории льготников; количество поездок одного льготника в месяц; тариф на проезд. Эти показатели подтверждены соответствующими документами и не опровергнуты Минфином России и Департаментом и другими лицами, участвующими в деле. Правомерность расчета компенсации, вышеуказанным путем, подтверждена Постановлением Президиума ВАС РФ N 9621/10 от 25.01.2011г.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 17 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Предметом доказывания наличия обязательств по возмещению указанных затрат является установление источника их финансирования, то есть бюджета соответствующего уровня, и факта выделения им средств для возмещения затрат.
Доказательствами размера понесенных расходов являются документы, подтверждающие объем предоставленных льгот, их частичную оплату, а также правомерность предоставления льгот.
Поскольку в данном случае, предприятием оказаны услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности требований о взыскании понесенных истцом расходов за счет казны Российской Федерации в лице Минфина, в связи с чем, удовлетворении требований о взыскании солидарно понесенных расходов с Управление федерального казначейства по Ростовской области, Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области, Ростовской области в лице Министерства труда и социального развития Ростовской области надлежит отказать.
В судебном заседании представителем предприятия заявлено ходатайство об отказе от части заявленных требований о взыскании солидарно с Российской Федерации в лице Министерства финансов России, Управления федерального казначейства по Ростовской области, Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области, Ростовской области в лице Министерства труда и социального развития Ростовской области 27 491 221 рубля и прекращении производства по делу в указанной части.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично. Согласно части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отказ истца от иска и принятие отказа арбитражным судом является основанием для прекращения производства по делу. В силу пункта 3 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, одновременно с прекращением производства по делу подлежит отмене принятый судом первой инстанции по существу спора судебный акт.
Поскольку отказ от части заявленных требований от имени предприятия заявлен лицом, уполномоченным на совершение таких действий (доверенность от 17.01.2011г. б/н (т. 4, л.д. 33)), не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает права других лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции принимает отказ от части заявленных требований, в связи с чем производство по делу в указанной части подлежит прекращению, с отменой ранее принятого по нему судом первой инстанции решения.
При указанных обстоятельствах решение суда надлежит изменить.
Из материалов дела следует, что предприятием при подаче искового заявления платежным поручением от 08.07.2010г. N 2058 уплачена государственная пошлина в размере 200 000 руб. (т. 1, л.д. 29).
В силу статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае прекращения производства по делу арбитражным судом государственная пошлина за рассмотрение дела подлежит возврату ее плательщику.
Учитывая изложенные обстоятельства, в связи с частичным отказом от заявленных требований предприятию надлежит вернуть из бюджета 107 945,02 руб., в остальной части судебные расходы в размере 92 054,98 руб. подлежат взысканию в пользу истца с ответчика по делу.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 5 статьи 49, статьей 104, частью 1 статьи 110, пунктом 4 части 1, частью 2 статьи 150, 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ Муниципального унитарного предприятия "Ростовская транспортная компания" от части исковых требований о взыскании солидарно с Российской Федерации в лице Министерства финансов России, Управления федерального казначейства по Ростовской области, Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области, Ростовской области в лице Министерства труда и социального развития Ростовской области 27 491 221 рубля.
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 15 ноября 2010 г. по делу N А53-12471/2010 изменить, изложить резолютивную часть в следующей редакции.
Прекратить производство по делу в части отказа от исковых требований о взыскании солидарно с Российской Федерации в лице Министерства финансов России, Управления федерального казначейства по Ростовской области, Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области, Ростовской области в лице Министерства труда и социального развития Ростовской области 27 491 221 рублей.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов России за счет казны Российской Федерации в пользу Муниципального унитарного предприятия "Ростовская транспортная компания" 23 444 375 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов России за счет казны Российской Федерации в пользу Муниципального унитарного предприятия "Ростовская транспортная компания" 92 054,98 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов России за счет казны Российской Федерации в пользу Муниципального унитарного предприятия "Ростовская транспортная компания" 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Возвратить Муниципальному унитарному предприятию "Ростовская транспортная компания" из федерального бюджета 107 945,02 руб. государственной пошлины, уплаченной платежным поручением N 2058 от 08.07.2010г.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Е.В. Андреева |
Судьи |
И.Г. Винокур |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-12471/2010
Истец: МУП "Ростовская транспортная компания", МУП "Ростовская траснпортная компания"
Ответчик: в лице Министерства финансов России, Министерство труда и социального развития Ростовской области, Министерство финансов по РО, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ, Ростовская область в лице Министерства труда и социального развития, Ростовская область в лице Министерства финансов Ростовской области, Управление федерального казначейства по Ростовской области
Третье лицо: Департамент социальной защиты г. Ростова-на-Дону, МУ "Департамент социальной защиты населения города Ростова-на-Дону
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15130/11
09.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15130/11
09.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15130/2011
09.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15130/2011
25.04.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14221/10