г. Пермь |
|
21 апреля 2011 г. |
Дело N А60-40975/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 апреля 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мармазовой С.И.,
судей Богдановой Р.А., Никольской Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лепихиной Е.С.,
с использованием средств аудиозаписи,
при участии:
от истца (закрытое акционерное общество "Аптечный дом "Радуга"): Селедкин М.А. (доверенность от 20.10.2010),
от ответчика (Министерство здравоохранения Свердловской области): Слепухина Я.Е. (доверенность N 12-2 от 11.01.2011),
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика, Министерства здравоохранения Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 03 февраля 2011 года
по делу N А60-40975/2010,
принятое судьей Скуратовским М.Л.
по иску закрытого акционерного общества "Аптечный дом "Радуга"
(ОГРН 1026604934553, ИНН 6670015652)
к Министерству здравоохранения Свердловской области
(ОГРН 1036603497028, ИНН 6660010415)
о взыскании задолженности по государственному контракту,
установил:
Закрытое акционерное общество "Аптечный дом "Радуга" (далее - ЗАО "Аптечный дом "Радуга", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с Министерства здравоохранения Свердловской области (далее - Министерство здравоохранения Свердловской области, ответчик) задолженности по оплате услуг по государственному контракту N 02-131/2009 от 14.12.2009 в размере 10 505 720 руб. (т.1 л.д.7-9).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03.02.2011 исковые требования удовлетворены. С Министерства здравоохранения Свердловской области в пользу ЗАО "Аптечный дом "Радуга" взыскан долг в сумме 10 505 720 руб. (т.1 л.д.136-138).
Ответчик - Министерство здравоохранения Свердловской области, не согласившись с принятым судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что поскольку предусмотренные государственным контрактом необходимые документы не были представлены ответчику, в том числе реестр рецептов, следовательно, оказание услуг в полном объеме истцом не подтверждено, что в соответствии со ст.781 Гражданского кодекса РФ исключает оплату услуг. Кроме того, полагает, что суд первой инстанции, оценив действительность государственного контракта в части отдельных его условий, вышел за пределы исковых требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал. Просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласился. Отзыв не представил. Считает решение суда законным и обоснованным. Просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст.266,268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, 14.12.2009 между Министерством здравоохранения Свердловской области (заказчик) и ЗАО "Аптечный дом "Радуга" (фармацевтическая организация) заключен государственный контракт N 02-131/2009, в соответствии с пунктом 1.1 которого фармацевтическая организация оказывает в соответствии с Регламентом (приложение N 1 к контракту): оказание услуг по приему от поставщиков, хранению, учету и отчетности, транспортировке в аптечные организации и отпуску лекарственных средств гражданам (18 видов услуг); срок оказания услуг по настоящему контракту: с момента подписания до 31 декабря 2009 года. Место оказания услуг: город Екатеринбург и Свердловская область. Право собственности на лекарственные средства остается за заказчиком до передачи лекарственных средств гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи (т.1 л.д.19-24).
Заказчик перечисляет денежные средства на счет фармацевтической организации в пределах стоимости услуг, указанных в пункте 3.1 настоящего контракта (пункт 1.2 контракта).
Денежные средства на обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами являются федеральными и имеют целевое назначение после зачисления в бюджет Свердловской области (пункт 1.3 контракта).
В соответствии с пунктом 2.1.10 фармацевтическая организация обязуется ежемесячно в срок до 15 числа следующего месяца представлять заказчику подписанные в 2-х экземплярах акты сдачи-приемки услуг с приложением следующих документов: счет на оплату оказанных фармацевтической организацией услуг; счет-фактура на сумму оказанных фармацевтической организацией услуг по организации отпуска лекарственных средств отдельным категориям граждан; реестр рецептов с приложением копий рецептов лекарственных средств, отпущенных при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, на бумажном и электронном носителях по утвержденной форме.
В соответствии с пунктом 3.1 контракта оплата оказанных фармацевтической организацией услуг осуществляется в размере 10 505 720 руб. в безналичном порядке по мере финансирования за счет средств областного бюджета, полученных в виде субвенций из федерального бюджета в бюджет Свердловской области, в 4 квартале 2009 года, на основании акта сдачи-приемки услуг.
Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения объема оказываемых услуг и иных условий исполнения государственного контракта (пункт 3.2 контракта).
Заказчик осуществляет оплату счетов фармацевтической организации путем перечисления денежных средств на расчетный счет фармацевтической организации, указанный в настоящем контракте, в течение 5 рабочих дней с даты подписания акта сдачи-приемки услуг, указанного в п.2.2.6 настоящего контракта (пункт 3.4 контракта).
В соответствии с пунктом 2.2.6 контракта заказчик обязался проводить первичную экспертизу представленных фармацевтической организацией документов, определенных п.2.1.10, в течение 10 рабочих дней с даты их получения и по результатам составлять акт с обязательным указанием причин отказа в акцепте, в том числе частичного.
В соответствии с пунктом 2.2.7 контракта заказчик обязался представлять фармацевтической организации реестр не принятых к оплате рецептов, в том числе в электронном виде в согласованном сторонами формате, позволяющем фармацевтической организации идентифицировать такие рецепты в своей учетной системе с указанием причин отказа, не позднее 10 рабочих дней с даты предоставления документов, перечисленных в п.2.1.10 настоящего контракта и проводить повторную экспертизу не принятых к оплате рецептов после их исправления или идентификации.
Заказчик осуществляет оплату услуг по приему от поставщиков, хранению, учету и отчетности, транспортировке в аптечные организации и отпуску лекарственных средств гражданам, проживающим в Свердловской области, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В отношении лекарственных средств, которые не были отпущены гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, заказчик заключает отдельное соглашение с фармацевтической организацией (пункт 3.5 контракта).
23.12.2009 между Министерством здравоохранения Свердловской области (заказчик) и ЗАО "Аптечный дом "Радуга" (фармацевтическая организация) подписано дополнительное соглашение к государственному контракту от 14.12.2009 N 02-131/2009, в соответствии с условиями которого стороны пришли к соглашению, что расчеты по государственному контракту от 14.12.2009 N 02-131/2009 за оказанные услуги производятся в течение первого квартала 2010 года, на основании актов сдачи-приемки услуг, надлежаще подписанными представителями сторон. Расчет по рецептам, принятым к оплате после дополнительной экспертизы на основании решения Согласительной комиссии осуществляется не позднее 01 августа 2010 года, на основании актов сдачи-приемки услуг, надлежаще подписанными представителями сторон. Окончательные взаиморасчеты за оказанные услуги по государственному контракту от 14.12.2009 N 02-131/2009 стороны производят не позднее 01 августа 2010 года (л.д.25).
Также в материалы дела представлены перечень лекарственных средств, включенных в государственный заказ Свердловской области и перечень аптечных организаций, привлекаемых для отпуска лекарственных средств в Свердловской области (л.д.26-48).
В подтверждение факта оказания истцом конкретных услуг из перечня, определенного контрактом в материалы дела представлены расходные накладные; приходные накладные; заявки аптек; договоры оказания услуг по перевозке грузов, графики доставки медикаментов, маршрутные листы (т.1 л.д.67-78,79-123, т.2-т.8).
Кроме того, истцом составлены сводные отчеты о лекарственных средствах, взятых на обеспечение (т.1 л.д.124-133).
08.10.2010 истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием о подписании акта сдачи-приемки услуг, оказанных истцом, оплате услуг в размере 10 505 720 руб., которая получена последним 10.10.2010 (л.д.49-50).
Неисполнение ответчиком обязанности по оплате услуг послужило основанием истцу для обращения в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст.779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу п.1 ст.781 Гражданского кодекса РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии со ст.ст.309,310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Перечень услуг, оказываемых в рамках контракта, приведен в приложении N 1 (Регламент оказания услуг по приему от поставщиков, хранению, учету и отчетности, транспортировке в аптечные организации и отпуску лекарственных средств гражданам).
В материалы дела представлены товарные накладные, подтверждающие отгрузку розничным аптекам лекарственных средств, их получение истцом от поставщиков, хранение и учет, а также заявки на получение лекарственных средств на основании потребностей в лекарствах.
В соответствии с ч.1 ст.65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ч.2 ст.71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (ч.4 ст.71 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
В отсутствие доказательств оплаты оказанных услуг, суд первой инстанции, исследовав материалы дела и оценив представленные по делу доказательства в соответствии со ст.71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пришел к правильному выводу об обоснованности исковых требований о взыскании задолженности в размере 10 505 720 руб. (ст.ст.309,310,779,781 Гражданского кодекса РФ).
Факт оказания истцом соответствующих услуг, предусмотренных контрактом, подтверждается совокупностью доказательств, представленных в материалы дела, в том числе: отпуск аптекам лекарств - расходными накладными; получение и хранение лекарств - приходными накладными; мониторинг потребностей в лекарствах - заявками аптек.
Доказательств неисполнения истцом в спорный период соответствующих услуг ответчиком в материалы дела не представлено (ст.65 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Доводы ответчика о том, что поскольку предусмотренные государственным контрактом необходимые документы не были представлены ответчику, реестр рецептов не представлен, следовательно, оказание услуг в полном объеме истцом не подтверждено, что в соответствии со ст.781 Гражданского кодекса РФ исключает их оплату, отклоняются.
В соответствии с п.1 ст.779 и п.1 ст.781 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. В силу ст.309 Кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается (ст.310 Кодекса).
Согласно п.2 ст.424 Гражданского кодекса РФ изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В соответствии с п.1 ст.452 Гражданского кодекса РФ соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
В соответствии со ст.431 Гражданского кодекса РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Как уже отмечалось выше, в соответствии с пунктом 1.2 контракта, заказчик перечисляет денежные средства на счет фармацевтической организации в пределах стоимости услуг, указанных в пункте 3.1 настоящего контракта.
В соответствии с пунктом 3.1 контракта оплата оказанных фармацевтической организацией услуг осуществляется в размере 10 505 720 руб. в безналичном порядке по мере финансирования за счет средств областного бюджета, полученных в виде субвенций из федерального бюджета в бюджет Свердловской области, в 4 квартале 2009 года, на основании акта сдачи-приемки услуг.
Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения объема оказываемых услуг и иных условий исполнения государственного контракта (пункт 3.2 контракта).
Таким образом, исходя из буквального толкования условий договора в соответствии со ст.431 Гражданского кодекса РФ, оплата услуг не поставлена в зависимость от оказания всех услуг, перечисленных в контракте.
В материалах дела отсутствуют соглашения сторон, свидетельствующие об изменении цены государственного контракта (ст.65 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Дополнительным соглашением к государственному контракту от 14.12.2009 N 02-131/2009, стороны установили, что расчеты по государственному контракту от 14.12.2009 N 02-131/2009 за оказанные услуги производятся в течение первого квартала 2010 года, на основании актов сдачи-приемки услуг, надлежаще подписанными представителями сторон. Расчет по рецептам, принятым к оплате после дополнительной экспертизы на основании решения Согласительной комиссии осуществляется не позднее 01 августа 2010 года, на основании актов сдачи-приемки услуг, надлежаще подписанными представителями сторон. Окончательные взаиморасчеты за оказанные услуги по государственному контракту от 14.12.2009 N 02-131/2009 стороны производят не позднее 01 августа 2010 года.
В соответствии с пунктом 2.1.10 фармацевтическая организация обязуется ежемесячно в срок до 15 числа следующего месяца представлять заказчику подписанные в 2-х экземплярах акты сдачи-приемки услуг с приложением следующих документов: счет на оплату оказанных фармацевтической организацией услуг; счет-фактура на сумму оказанных фармацевтической организацией услуг по организации отпуска лекарственных средств отдельным категориям граждан; реестр рецептов с приложением копий рецептов лекарственных средств, отпущенных при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, на бумажном и электронном носителях по утвержденной форме.
В соответствии с пунктом 2.2.6 контракта заказчик обязался проводить первичную экспертизу представленных фармацевтической организацией документов, определенных п.2.1.10, в течение 10 рабочих дней с даты их получения и по результатам составлять акт с обязательным указанием причин отказа в акцепте, в том числе частичного.
В соответствии с пунктом 2.2.7 контракта заказчик обязался представлять фармацевтической организации реестр не принятых к оплате рецептов, в том числе в электронном виде в согласованном сторонами формате, позволяющем фармацевтической организации идентифицировать такие рецепты в своей учетной системе с указанием причин отказа, не позднее 10 рабочих дней с даты предоставления документов, перечисленных в п.2.1.10 настоящего контракта и проводить повторную экспертизу не принятых к оплате рецептов после их исправления или идентификации.
Заказчик осуществляет оплату счетов фармацевтической организации путем перечисления денежных средств на расчетный счет фармацевтической организации, указанный в настоящем контракте, в течение 5 рабочих дней с даты подписания акта сдачи-приемки услуг, указанного в п.2.2.6 настоящего контракта (пункт 3.4 контракта).
Заказчик осуществляет оплату услуг по приему от поставщиков, хранению, учету и отчетности, транспортировке в аптечные организации и отпуску лекарственных средств гражданам, проживающим в Свердловской области, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В отношении лекарственных средств, которые не были отпущены гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, заказчик заключает отдельное соглашение с фармацевтической организацией (пункт 3.5 контракта).
Таким образом, исходя из буквального толкования условий договора (ст.431 Гражданского кодекса РФ) заказчик обязан провести первичную экспертизу представленных фармацевтической организацией документов, определенных п.2.1.10, в течение 10 рабочих дней с даты их получения и по результатам составить акт с обязательным указанием причин отказа в акцепте, в том числе частичного.
Между тем, как указывает истец, после истечения срока действия договора он направил ответчику документы, подтверждающие оказание услуг, и обратился с требованием оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями договора (письмоN 542 от 08.07.2010), впоследствии (08.10.2010) обратился с претензией, в которой заявил требование о подписании акта сдачи приемки услуг, оказанных ЗАО "Аптечный дом "Радуга".
Ответчик, со ссылкой на п.3.5 договора от оплаты услуг отказался, указав, что часть лекарственных средств не была отпущена населению, а также по причине непредоставления реестра рецептов для обеспечения граждан лекарственными средствами в целях реализации государственной социальной помощи.
Ответчик вышеуказанные обстоятельства, в том числе получение актов сдачи-приемки, и претензии от 08.10.2010 не отрицает, что следует из отзыва на исковое заявление (л.д.57-59) и апелляционной жалобы.
Акт с обязательным указанием причин отказа в акцепте, в том числе частичного, как это предусмотрено п. 2.2.6 контракта, ответчиком не составлялся. Иного из материалов дела не следует (ст.65 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
По смыслу ст. 779 Гражданского кодекса РФ исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности). При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается.
Вместе с тем, материалы дела подтверждают фактическое оказание услуг, предусмотренных договором, что исключает возражения ответчика в части непредоставления должным образом доказывающих оказание услуг документов, в то время как из переписки сторон следует, что акт приема-передачи с приложением направлен и получен ответчиком.
Кроме того, судом апелляционной инстанции принимается во внимание, что услуги по отпуску лекарственных средств гражданам бесплатно при предъявлении рецепта врача и предоставлении отчетности по отпущенным гражданам лекарственным средствам и полученным от граждан рецептам не были оказаны по объективными причинам, не зависящим от истца - отсутствовали обращения граждан в аптечные организации для получения лекарственных средств в рамках государственный социальной помощи.
Таким образом, у ответчика отсутствовали основания для неоплаты, оказанных истцом услуг.
Довод ответчика о том, что суд первой инстанции, оценив действительность государственного контракта в части отдельных его условий, вышел за пределы исковых требований, является необоснованным.
Оценка условий договора, при рассмотрении требований, основанных на данном договоре, входит в предмет исследования суда на соответствие указанного договора требованиям закона и установления наличия или отсутствия признаков ничтожной сделки, так как ничтожная сделка недействительна вне зависимости от признания ее таковой судом, и не порождает правовых последствий, кроме связанных с ее недействительностью.
Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 1 и 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 57 "О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств", арбитражный суд, рассматривающий дело о взыскании по договору, оценивает обстоятельства, свидетельствующие о заключенности и действительности договора, независимо от того, заявлены ли возражения или встречный иск. При подготовке к судебному разбирательству дела о взыскании по договору арбитражный суд определяет круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, к которым относятся обстоятельства, свидетельствующие о заключенности, в том числе о соблюдении правил его заключения, о наличии полномочий на заключение договора у лиц, его подписавших.
Иные обстоятельства, приведенные в апелляционной жалобе, не имеют правового значения, так как основанием для удовлетворения апелляционной жалобы не являются.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по государственной пошлине в связи с подачей апелляционной жалобы относятся на ее заявителя, в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 февраля 2011 года по делу N А60-40975/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
С.И. Мармазова |
Судьи |
Р.А. Богданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-40975/2010
Истец: ЗАО "Аптечный дом "Радуга"
Ответчик: Министерство здравоохранения Свердловской области