г. Пермь
22 апреля 2011 г. |
Дело N А50-22771/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 апреля 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Голубцова В.Г., Полевщиковой С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новожиловой Е.Л.,
при участии:
от заявителя ИП Халилова Х.М. (ИНН 590305476490, ОГРН 308590324500023) - Белкина Т.В., паспорт 5704 314040, доверенность от 08.11.2010г.;
от заинтересованных лиц 1) УПФ РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми (ИНН 5903006323, ОГРН 1025900760984) - Алыпова Т.В., паспорт 5705 920223, доверенность от 09.08.2010г. N 03-04/10025;
2) Начальника отдела персонифицированного учета, взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами Управления Пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе г. Перми - не явился, извещен надлежащим образом;
от третьего лица ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми (ИНН 5903004894, ОГРН 1045900479536) - не явился, извещен надлежащим образом;
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица УПФ РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 08 февраля 2011 года
по делу N А50-22771/2010,
принятое судьей Мещеряковой Т.И.,
по заявлению ИП Халилова Х.М.
к УПФ РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми, Начальнику отдела персонифицированного учета, взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами Управления Пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе г. Перми
третье лицо: ИФНС Росси по Дзержинскому району г. Перми
о признании ненормативного правового акта недействительным, действия (бездействия) незаконным,
установил:
ИП Халилов Х.М., уточнив заявленные требования, обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным постановления УПФ РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми от 12.07.2010 N 100 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя), о признании незаконным действия (бездействия) начальника отдела персонифицированного учета, взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами УПФ РФ в Дзержинском районе г. Перми, об обязании управления провести зачет переплаты по взносам на накопительную часть трудовой пенсии в счет погашения задолженности по взносам на страховую часть трудовой пенсии в счет погашения задолженности по взносам на страховую часть трудовой пенсии на дату поступления денежных средств.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 08.02.2011 заявленные требования удовлетворены в части: признано недействительным постановление УПФ РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) N 100 от 12.07.2010, как несоответствующее ФЗ От 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". На УПФ РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о зачете переплаты по взносам на накопительную часть трудовой пенсии в 3 квартале 2009 г. в счет погашения задолженности по взносам на страховую часть трудовой пенсии со сроком уплаты 15.08.2009, 15.09.2009, 28.09.2009. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением суда в части, УПФ РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить в части удовлетворения заявленных требований и принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы полагает, что излишне уплаченная на накопительную часть сумм не может быть зачтена в счет погашения задолженности по взносам на страховую часть трудовой пенсии. Сумма переплаты может быть только возвращена на основании заявления страхователя. Кроме того, вынесенное фондом постановление о взыскании недоимки за счет имущества законно и обоснованно.
ИП Халиловым Х.М. представлен письменный отзыв на жалобу, согласно которому просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, поскольку решение суда законно и обоснованно.
Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы, изложенные апелляционной жалобе и отзыве на нее, соответственно.
Начальник отдела персонифицированного учета, взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами Управления Пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе г. Перми, ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда представителей не направили, что в соответствии с п.3 ст. 156, п.2 ст. 200 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела без их участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ только в обжалуемой части.
На основании п.п. 1 п.1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001г.N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от .07.2009г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и плательщиком страховых взносов.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона N 167-ФЗ и ч. 1 ст. 18
Закона N 212-ФЗ страхователи по обязательному пенсионному страхованию (плательщики страховых взносов) обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок исчисления, сроки и порядок уплаты страховых взносов за 2009 год регулируются положениями ст. 24 Федерального Закона N 167-ФЗ,
согласно которой страхователь обязан ежемесячно производить уплату авансовых платежей по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской
Федерации не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Как следует из материалов дела, недоимка по взносам на страховую часть трудовой пенсии на сумму 9 000 рублей и переплата по взносам на накопительную часть трудовой пенсии на сумму 9 000 рублей образовалась у предпринимателя в 3 квартале 2009 года из-за ошибки в КБК при уплате взносов на страховую часть трудовой пенсии (л.д.50).
29.12.2009 года предприниматель для подтверждения вопроса о переплате и возможности проведения зачета обратился к должностному лицу управления в установленном порядке с заявлением, адресованным ИФНС по Дзержинскому району г. Перми о зачете ошибочно перечисленных страховых взносов (переплату по страховым взносам) в размере 9 000 руб. с КБК 18210202020061000160 в счет погашения недоимки по взносам в сумме 9 000 руб. на КБК 18210202010061000160 (л.д. 7).
Письменного согласия, либо мотивированного отказа в возможности проведения зачета предпринимателю не представлено.
19.05.2010 в адрес предпринимателя направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 803, согласно которому на 14.05.2010 по данным органа контроля за уплатой страховых взносов за предпринимателем числится (выявлена) задолженность по страховым взносам (недоимка), пеням, штрафам в сумме 9 170,01 руб. (л.д. 51, 53).
12.07.2010 фондом вынесено постановление N 100 о взыскании с предпринимателя недоимки по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 9 000 руб. и начисленных на нее пеней в сумме 170,01 руб. (л.д. 52).
Предприниматель, указывая на незаконность вынесенного постановления, обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении фондом процедуры взыскания недоимки по страховым взносам. Суд первой инстанции указал, что внесение денежной суммы не на тот код бюджетной классификации не может свидетельствовать о неисполнении обязанности по уплате страховых взносов.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда соответствует материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица
вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений
и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия,
должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия
оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт.
С 01.01.2010г. вступил в силу Федеральный закон N 212-ФЗ, регулирующий отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, в том числе, в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование.
Согласно ч. 1 ст. 60 Федерального закона N 212-ФЗ недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Взыскание указанной недоимки, а также задолженности по пеням и штрафам осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом N 212-ФЗ (ч. 2 ст. 60 Федерального закона N 212-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ) плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов, если иное не предусмотрено частью 6 настоящей статьи со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (пп.1 п.5 ст. 18 Закона N 212-ФЗ).
При этом, обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (пп.4 п.6 ст. 18 Закона N 212-ЗФ).
Соответственно положения указанных норм сводятся к тому, что сам факт неправильного указания кода бюджетной классификации не является основанием для признания обязанности по уплате страховых взносов не исполненной при неисследовании вопроса о поступлении страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда.
То есть, взыскание недоимки и начисление пени производятся только в том случае, если ошибки, предусмотренные в п.4 ч.6 ст. 18 Закона N 212-ФЗ, повлекли непоступление взносов на соответствующие счета в бюджет ПФР, ФСС и ФОМС.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается фондом, что перечисленная предпринимателем сумма страховых взносов поступила на счет соответствующего органа пенсионного фонда, следовательно, поступила в бюджетную систему Российской Федерации и не может признаваться недоимкой.
Таким образом, допущенная плательщиком ошибка в оформлении платежного документа не повлекла неперечисление взносов в бюджет в соответствующий период, поэтому этот довод управления подлежит отклонению.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии недоимки по страховой части трудовой пенсии и отсутствии оснований для начисления пени.
При таких обстоятельствах у Пенсионного фонда отсутствовали основания для проведения процедуры по взысканию недоимки по страховым взносам за 3 квартал 2009 г. и начислению пени за просрочку их уплаты в доход ПФ.
Из положений статьи 2, пунктов 1 и 2 статьи 13, пункта 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ, Письма Федеральной налоговой службы России от 01.12.2008г. N ММ-6-1/873 "О механизме действий по осуществлению
зачетов (возвратов) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование" (далее - письмо N ММ-6-
1/873), следует, что обязанность по проведению зачета (возврата) страхователю излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возлагалась до 2010 г. на налоговый орган.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов осуществляет ПФР и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.
Часть 3 статьи 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусматривает, что суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Согласно статье 160.1 БК в функции администратора доходов бюджета входят принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства.
Из анализа указанных правовых норм судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что при наличии подтвержденного факта излишне уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии предприниматель имеет право на зачет в счет погашения задолженности по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии. При этом решение о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов принимает орган контроля за уплатой страховых взносов, т.е. соответствующий территориальный орган Пенсионного Фонда Российской Федерации, как администратор пенсионных взносов, обладающих соответствующими полномочиями по уточнению платежа, тем более, что с 01.01.2011 ст. 18 ФЗ N 212-ФЗ дополнена пунктом 11, согласно которому на основании заявления плательщика страховых взносов об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) период или статуса плательщика страховых взносов и акта совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка проводилась, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение об уточнении основания, типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты страховых взносов.
При этом, орган контроля за уплатой страховых взносов осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму страховых взносов, за период со дня их фактической уплаты в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет федерального казначейства со дня принятия органов контроля за уплатой страховых взносов решения об уточнении основания, типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты страховых взносов.
Пунктом 8 статьи 18 Закона установлено, что при обнаружении плательщиком страховых взносов ошибки в оформлении поручения на перечисление страховых взносов, пеней и штрафов, не повлекшей их неперечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства, плательщик страховых взносов вправе подать в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату им страховых взносов.
Кроме того, суд первой инстанции верно установлено, что Управлением Пенсионного фонда нарушена процедура бесспорного взыскания недоимки в силу следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 19 Закона N 212-ФЗ взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
Часть 5 ст. 19 Закона N 212-ФЗ устанавливает, что решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.
При этом, часть 14 статьи 19 устанавливает, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 Закона N 212-ФЗ.
Судом первой инстанции верно установлено, что управлением на момент принятия оспариваемого постановления вопрос о наличии у предпринимателя счетов в банках и достаточности (недостаточности) на счетах денежных средств не устанавливался, в связи с чем суд пришел к обоснованному выводу о нарушении процедуры вынесения оспариваемого постановления.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал недействительным постановление фонда от 12.07.2010 N 100 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) и обязал фонд, с учетом возложенных на него полномочий, произвести зачет переплаты по взносам на накопительную часть трудовой пенсии в 3 квартале 2009 г. в счет погашения задолженности по взносам на страховую часть трудовой пенсии со сроком уплаты 15.08.2009, 15.09.2009, 28.09.2009, в связи с чем решение суда первой инстанции соответствует материалам дела и действующему законодательству и не подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 08.02.2011 по делу N А50-22771/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
С.Н. Полевщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-22771/2010
Истец: Халилова Х М
Ответчик: Начальник отдела ПУ ВСЗЛ, ВН УПФР в Дзержинском районе г. Перми, УПФР в Дзержинском р-не г. Перми
Третье лицо: ИФНС Россиии по Дзержинскому району г. Перми