Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 4 августа 2004 г. N КА-А40/6619-04
(извлечение)
Определением Арбитражного суда города Москвы от 21.01.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.04.2004, прекращено производство по делу N А40-18347/03-115-245, возбужденное по заявлению ООО "Эрго-Инвест" (далее - Общество) к Инспекции МНС России N 28 по Юго-Западному административному округу г. Москвы (далее - Инспекция) об обязании налогового органа возвратить из бюджета налог на добавленную стоимость в сумме 34.002.382 руб. за март 2002 года.
Применив ч. 1 ст. 150, ч. 4 ст. 198 АПК РФ, ст. 176 НК РФ, суд исходил из непредставления заявителем доказательств уважительности причин пропуска срока подачи заявления в суд.
Законность и обоснованность обжалованных судебных актов проверяется в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой ставится вопрос об их отмене и передаче дела в Арбитражный суд города Москвы для рассмотрения по существу заявленных требований. Инспекция ссылается на нарушение норм процессуального права.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Инспекция извещена в установленном законом порядке о месте и времени разбирательства по жалобе, в суд своего представителя не направила.
Суд, с учетом мнения представителя Общества, не возражавшего против рассмотрения дела в отсутствие неявившегося представителя Инспекции, руководствуясь ч. 3 ст. 284, ст. 125, ч. 5 ст. 184, ст. 185 АПК РФ, совещаясь на месте, определил рассмотреть дело в отсутствие представителя налогового органа.
Обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Общества, поддержавшего доводы и требования жалобы, изучив материалы дела и проверив правильность применения арбитражным судом норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалованные судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 29 АПК РФ, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, возможность рассмотрения спора по правилам гл. 24 АПК РФ, регулирующей порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, поставлена в зависимость от конкретных требований, изложенных в заявлении налогоплательщика.
Как видно из поданного налогоплательщиком в Арбитражный суд г. Москвы заявления, предметом его требований является обязание налогового органа возвратить из бюджета налог на добавленную стоимость.
Поскольку предмет требования заявителя не входит в перечень, предусмотренный в п. 2 ст. 29, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, то положения указанных статей на него не распространяется, в том числе ч. 4 ст. 198 названного Кодекса, в которой установлен трехмесячный срок на подачу в арбитражный суд заявления и на основании которой суд пришел к неправомерному выводу о необходимости доказывания наличия уважительных причин пропуска такого срока по спору об обязании налогового органа возместить из бюджета налог.
Кроме того, фактической целью заявителя является взыскание (возмещение) из бюджета денежных средств, не выплачиваемых ему вследствие неправомерного, по мнению заявителя, бездействия налогового органа. Поэтому такого рода интерес носит имущественный характер.
Право налогоплательщика на возмещение из бюджета НДС, уплаченного поставщикам, установлено ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации.
Срок, в течение которого заявитель может потребовать возместить ему спорную сумму налога, составляет три года, поэтому срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в данном случае не применяется.
Таким образом, прекращение производства по делу является неправомерным и препятствует защите нарушенного права налогоплательщика.
Принятое к производству суда подведомственное ему дело подлежит рассмотрению по существу спора при отсутствии иных оснований для его прекращения.
Заявленные требования приняты судом к рассмотрению, однако по существу не рассматривались.
В связи с этим принятые по настоящему делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению в Арбитражный суд города Москвы для рассмотрения спора по существу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
определение от 20.01.2004 и постановление апелляционной инстанции от 26.04.2004 по делу N А40-18374/03-115-245 Арбитражного суда г. Москвы отменить. Дело передать в Арбитражный суд г. Москвы для рассмотрения по существу заявленных требований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 августа 2004 г. N КА-А40/6619-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании