г. Пермь
6 апреля 2010 г. |
Дело N А60-45016/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 апреля 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н. М.
судей Гуляковой Г.Н., Сафоновой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Келлер О.В.,
при участии:
от заявителя ООО "Родина": не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Межведомственная территориальная комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области: не явились, извещены надлежащим образом;
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) Межрайонная ИФНС N 8 по Свердловской области; 2) Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Байкаловском районе Свердловской области: не явились, извещены надлежащим образом
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Байкаловском районе Свердловской области (третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора)
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 декабря 2009 года
по делу N А60-45016/2009,
принятое судьей Шавейниковой О.Э.
по заявлению ООО "Родина"
к Межведомственной территориальной комиссией по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: 1) Межрайонная ИФНС N 8 по Свердловской области; 2) Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Байкаловском районе Свердловской области
о признании незаконными действий по отказу в реструктуризации,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Родина" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными действий Межведомственной территориальной комиссией по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области по отказу в реструктуризации задолженности по налогу на доходы физических лиц и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, выраженные в выписке из Протокола N 05 от 10.09.2009г..
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14 декабря 2009 года заявленные требования удовлетворены.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Байкаловском районе Свердловской области (третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора) не согласившись с судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой в суд апелляционной инстанции, в соответствии с которой просит решение суда отменить, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что ни Федеральным Законом от 09.07.2002г. N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", ни действующим законодательством, в том числе законодательством об обязательном пенсионном страховании не предусматривается возможность реструктуризации задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Согласно положениям ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет страховых взносов, которые согласно их целевому назначению направляются на выплату трудовой пенсии. Учитывая, что финансирование выплат пенсий производится ежемесячно, принятие решений, приводящих к нарушению порядка зачисления в государственный внебюджетный фонд, нарушат права страхователя.
Межведомственная территориальная комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области (заинтересованное лицо) представило письменный отзыв на доводы апелляционной жалобы, в соответствии с которым указывает на несоответствие федерального законодательства в части реструктуризации задолженности по налогу на доходы с физических лиц и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
ООО "Родина" (заявитель по делу) и Межрайонная ИФНС N 8 по Свердловской области (третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора) отзывы на апелляционную жалобу не представили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направили. На основании ст.ст.156,266 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 12.08.2009г. ООО "Родина" обратилось в Межведомственную территориальную комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области Свердловской области с заявлением о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по налогам, пеням и штрафам, в том числе по основному долгу - 1553,9 тыс. руб., из них налогу на доходы физических лиц - 1195,4 тыс. руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 248,8 тыс. руб., по единому сельскохозяйственному налогу - 109,7 тыс. руб.; по пеням и штрафам - 755,3 тыс. руб., из них по налогу на доходы физических лиц - 504,7 тыс. руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 153,9 тыс. руб., прочие пени и штрафы - 96,7 тыс. руб.
10.09.2009г. Комиссией рассмотрен вопрос о предоставлении реструктуризации задолженности ООО "Родина" и принято решение о включении общества в программу финансового оздоровления сельскохозяйственных производителей и об отказе в предоставлении обществу реструктуризации задолженности по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (выписка из протокола N 05 от 10.09.2009г.).
Считая действия Комиссии по отказу в реструктуризации задолженности по НДФЛ и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование незаконными, общество обратилось с настоящим требованием в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из норм права, которые позволили сделать вывод о том, что при утверждении базовых условий реструктуризации долгов определяются экономические составляющие реструктуризации, перечень долгов (налогов) к базовым условиям не относится, соответственно введение ограничений в перечень долгов, допускаемых к реструктуризации, в компетенцию Правительства Российской Федерации и межведомственной комиссии не входит.
Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая данный вывод суда, указывает, что ни Федеральным Законом от 09.07.2002г. N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", ни действующим законодательством, в том числе законодательством об обязательном пенсионном страховании не предусматривается возможность реструктуризации задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Данный довод исследован судом апелляционной инстанции и подлежит отклонению на основании следующего.
Статьей 1 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" предусмотрено, что данный Федеральный закон устанавливает правовые основы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" законодательным и исполнительным органам субъектов Российской Федерации рекомендовано в целях улучшения финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей, включенных в состав участников программы финансового оздоровления, провести реструктуризацию их долгов перед бюджетами субъектов Российской Федерации в соответствии с названным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2003 N 52 "О реализации Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" утверждены Базовые условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее - Базовые условия).
В соответствии с п. 1, 2, 3 Базовых условий реструктуризации подлежат долги сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в бюджеты всех уровней, а также платежам за поставленные товары (выполненные работы и оказанные услуги). Долги, подлежащие реструктуризации, определяются по состоянию на 1-е число месяца подачи сельскохозяйственным товаропроизводителем заявления о включении его в состав участников программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Право на реструктуризацию долгов предоставляется при условии внесении в полном объеме сельскохозяйственным товаропроизводителем текущих платежей по налогам, сборам и другим денежным обязательствам в течение 1 месяца до принятия решения о реструктуризации долгов.
Требования к участнику программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2003 N 52.
Из анализа положений Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ, Базовых условий и требований к участнику программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей следует, что порядок реструктуризации задолженности не установлен в отношении каких-либо конкретных видов налогов.
Судом установлено, что комиссия приняла решение на основании порядка проведения реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденного протоколом заседания Межведомственной федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей от N 05 от 10.09.2009г. В данном порядке указано, что не подлежит реструктуризации задолженность по налогу на доходы физических лиц и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии.
Полномочия федеральной комиссии изложены в ст. 9 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ. Федеральная комиссия организует работу территориальных комиссий; определяет перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса об улучшении финансового состояния должника, порядок оценки его долгов, порядок проведения реструктуризации долгов, методику расчета показателей финансового состояния должника, базовые условия реструктуризации долгов, типовое соглашение о реструктуризации долгов; осуществляет рассмотрение жалоб, поступающих от должников, на действия территориальных комиссий.
Полномочия территориальных комиссий приведены в ст. 11 указанного Федерального закона. Территориальные комиссии определяют условия, необходимые для проведения реструктуризации долгов, и принимают решения о предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям права на реструктуризацию долгов; осуществляют контроль за ходом исполнения сельскохозяйственными товаропроизводителями принятых на себя обязательств по соглашению о реструктуризации долгов.
Проанализировав указанные нормы права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Федеральным законом от 09.07.2002 N 83-ФЗ федеральные комиссии по финансовому оздоровлению полномочием по определению видов налогов, подлежащих или не подлежащих реструктуризации, наделены не были.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что при утверждении базовых условий реструктуризации долгов определяются экономические составляющие реструктуризации, перечень долгов (налогов) к базовым условиям не относится, соответственно ведение ограничений в перечень долгов, допускаемых к реструктуризации, в компетенцию Правительства РФ и межведомственной комиссии не входит.
Согласно частям 1, 2 статьи 13 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Суд первой инстанции, установив в силу ст.13 АПК РФ, что положение п.1 Базовых условий о том, что реструктуризации не подлежит задолженность сельскохозяйственных производителей по НДФЛ и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, не соответствует Федеральному закону N 83-ФЗ, обоснованно принял решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Следовательно, отказ территориальной комиссии в предоставлении права на реструктуризацию задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является неправомерным, не основанным на нормах действующего законодательства.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил заявленные требования общества.
На основании изложенного решение суда от 14 декабря 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Байкаловском районе Свердловской области - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 декабря 2009 года по делу N А60-45016/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Байкаловском районе Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н. М. Савельева |
Судьи |
Г. Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-45016/2009
Истец: Межрайонная ИФНС России N 8 по Свердловской области, ООО "Родина"
Ответчик: Межведомственная территориальная комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области
Третье лицо: ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Байкаловском районе Свердловской области, ГУ УПФ РФ в Байкаловском районе Свердловской области, ГУ УПФР в Байкаловском районе Свердловской области, Межрайонная ИФНС N 8 по Свердловской области, Межрайонная ИФНС России N 8 по Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
06.04.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1080/10