г. Санкт-Петербург
27 апреля 2011 г. |
Дело N А56-66384/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тойвонена И.Ю.
судей Копыловой Л.С., Марченко Л.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайгановой Э.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4045/2011) ООО "Стратегия развития"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.01.2011 по делу N А56-66384/2010 (судья Боровая А.А.), принятое
по иску ООО "Стратегии развития"
к Межрайонной ИФНС России N 15 по Санкт-Петербургу
3-е лицо: ООО "Маш Инвест СПб"
о признании недействительным решения Инспекции
при участии:
от истца: представитель Макарова С.В. по доверенности от 25.04.2011, паспорт
от ответчика: представитель Иваненко П.А. по доверенности от 11.01.2011 N 03-02/00064
от 3-го лица: не явился, извещен
установил:
ООО "Стратегии развития" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, регистрирующий орган) от 23.08.2010 об отказе в государственной регистрации и об обязании Инспекции осуществить государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице - ООО "Маш Инвест СПб", содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Определением суда от 23.11.2010 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО "Маш Инвест СПб".
Решением суда от 18.01.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Стратегии развития" просит данный судебный акт отменить, приняв новый об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, полагая, что отказ инспекции в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице является неправомерным.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства ООО "Маш Инвест СПб" своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем, в порядке статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Заявитель доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, просил решение отменить, исковые требования - удовлетворить.
Ответчик против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела усматривается следующее.
ООО "Стратегии развития" являлось единоличным исполнительным органом ООО "Маш Инвест СПб" (ОГРН 1037832027122), единственный участник которого - ООО "Гран-При" (ОГРН 1027802768003).
27.07.2010 единственным участником ООО "Маш Инвест СПб" - ООО "Гран-При" в лице конкурсного управляющего Шепскиса Ф.Х принято решение о прекращении с 01.08.2010 осуществления полномочий единоличного исполнительного органа ООО "Маш Инвест СПб" Обществом "Стратегия развития" и о расторжении договора между ООО "Стратегии развития" и ООО "Маш Инвест СПб" о передаче полномочий единоличного исполнительного органа от 01.06.2009.
01.08.2010 ООО "Стратегии развития" в лице генерального директора Гаврилова А.Н. и ООО "Маш Инвест СПб" в лице конкурсного управляющего ООО "Гран-При" Шепскиса Ф.Х. подписали соглашение о расторжении договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа Общества от 01.06.2009 и о прекращении с 01.08.2010 осуществления полномочий единоличного исполнительного органа Общества "Маш Инвест СПб" Обществом "Стратегии развития".
18.08.2010 в Инспекцию было подано заявление формы Р14001 от лица ООО "Маш Инвест СПб" о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, а именно, сведения о прекращении осуществления ООО "Стратегии развития" деятельности в качестве управляющей организации ООО "Маш Инвест СПб". Заявление подписано генеральным директором ООО "Стратегии развития" Гавриловым А.Н.
Решением от 23.08.2010 N 138231А Инспекция отказала в осуществлении регистрационных действий, указав, что среди представленных документов отсутствуют заявление по форме Р14001, содержащее сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица.
Полагая решение незаконным и нарушающим его права и законные интересы ввиду наличия в ЕГРЮЛ сведений о том, что ООО "Стратегии развития" является единоличными исполнительным органом ООО "Маш Инвест СПб", тогда как такие полномочия прекращены с 01.08.2010, Общество обратилось в суд с настоящим требованием.
Суд первой инстанции, оценив доводы сторон в совокупности с представленными доказательствами, установив обстоятельства дела и подлежащие применению нормы материального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей заявителя, ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Статьей 9 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что заявление подписывается уполномоченным представителем юридического лица, при этом заявителями могут являться следующие физические лица:
-руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
-учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
-руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
-конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
-иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
В соответствии с Приложением 4 к Постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" и с разделом V Приказа ФНС РФ от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16 "О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя" заявителями в случае представления сведений об изменении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени организации, могут выступать руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а также иные лица, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, в частности: управляющий, осуществляющий функции единоличного исполнительного органа на основании договора.
В данных нормативных документах не оговаривается, что заявителем должен быть прежний руководитель юридического лица, так как это бы напрямую противоречило нормам действующего законодательства РФ.
В силу статьи 42 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество вправе передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему. Общество, передавшее полномочия единоличного исполнительного органа управляющему, осуществляет гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через управляющего, действующего в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом общества.
В соответствии со статьей 91 Гражданского кодекса РФ и пп. 4 п. 2 статьи 33 ФЗ от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему), утверждение такого управляющего и условий договора с ним отнесены к исключительной компетенции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью.
Таким образом, с момента принятия решения общим собранием участников общества о смене единоличного исполнительного органа юридического лица полномочия предыдущего руководителя прекращаются, а вновь избранное лицо, напротив, приобретает статус руководителя единоличного исполнительного органа и, соответственно, его уполномоченного представителя. При избрании общим собранием участников общества нового руководителя, полномочия предыдущего руководителя прекращаются автоматически, и он уже не имеет права без доверенности действовать от имени общества, представлять его интересы и, в том числе, подписывать и подавать заявление по форме N Р14001 в регистрирующий орган.
Суд учитывает, что сведения в ЕГРЮЛ являются учетными данными, производными от правоустанавливающих документов. Решение единственного участника о смене руководителя не оспорено в установленном законом порядке, и налоговый орган на законных основаниях не признал бывшего руководителя общества (ООО "Стратегии развития") уполномоченным лицом на подписание заявления и приложений к нему.
Из положений закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" следует, что полномочия управляющей организации общества с ограниченной ответственностью возникают и прекращаются с даты, определенной в договоре о передаче полномочий, либо в соглашении о расторжении такого договора.
Как правильно отметил суд первой инстанции, поскольку соглашением о расторжении договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества от 01.08.2010 такая дата не установлена, а единственным участником ООО "Маш Инвест СПб" принято решение о прекращении осуществления полномочий единоличного исполнительного органа Общества "Маш Инвест СПб" Обществом "Стратегии развития" с 01.08.2010, то следует признать, что соответствующие полномочия прекратились у Общества "Стратегии развития" с 01.08.2010.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что на дату обращения в Инспекцию - 18.08.2010 ООО "Стратегии развития" не обладало полномочиями единоличного исполнительного органа ООО "Маш Инвест СПб", заявление в Инспекцию подписано неуполномоченным лицом, следует признать обоснованным.
В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ представление в регистрирующий орган сведений об изменении единоличного исполнительного органа носит уведомительный характер, прекращение полномочий предыдущего руководителя и приобретение полномочий новым руководителем не ставятся в зависимость от факта получения соответствующих сведений регистрирующим органом.
Суд апелляционной инстанции полагает, что регистрирующий орган имел предусмотренные статьей 23 вышеназванного Закона N 129-ФЗ основания для принятия решения об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в ЕГРЮЛ в отношении деятельности и статуса органов управления ООО "Маш Инвест Спб", ввиду непредставления определенных статьей 17 данного Закона документов, необходимых для государственной регистрации, в данном случае документов, определяющих статус и полномочия лица, имеющего право без доверенности действовать от имени заявителя, поскольку ООО "Стратегии развития" таковым статусом и полномочиями на момент подачи заявления не обладало. В свою очередь, регистрирующий орган не вмешивался в компетенцию участника ООО "Маш Инвест Спб" и не совершал каких-либо незаконных действий при разрешении вопроса о наличии или отсутствии оснований для государственной регистрации вышеназванных изменений в отношении ООО "Маш Инвест Спб".
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены принятого судебного акта.
Судебные расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе, по иску подлежат отнесению на истца на основании статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.01.2011 по делу N А56-66384/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Стратегии развития" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.Ю. Тойвонен |
Судьи |
Л.С. Копылова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-66384/2010
Истец: ООО "Стратегия развития"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N15 по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "Маш Инвест СПб"
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4045/11