г. Санкт-Петербург
09 декабря 2009 г. |
Дело N А21-4704/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Черемошкиной В.В.
судей Слобожаниной В.Б., Шестаковой М.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Петровой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14067/2009) Министерства финансов РФ
на решение Арбитражного суда Калининградской области
от 09.09.2009 года по делу N А21-4704/2009 (судья Приходько Е.Ю.), принятое
по иску 1) Правительства Калининградской области
2) Министерства финансов Калининградской области
к 1) Министерству финансов РФ
2) Управлению Федерального казначейства Калининградской области
о взыскании 1 046 501 руб. 99 коп.
при участии:
от истцов: 1)Готовчин А.Л. по доверенности N 5-Д от 12.01.2009
2) Неженцева А.В. по доверенности от 18.11.2008
от ответчиков: 1) не явился (извещен)
2) не явился (извещен)
установил:
Правительство Калининградской области, Министерство финансов Калининградской области обратились в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Калининградской области (далее - УФК), с учетом уточнения иска, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании 1.013.429 руб. 95 коп. убытков, причиненных в результате выплаты за счет средств областного бюджета по исполнительным листам гражданам, имеющим право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в соответствии со статьей 55 Федерального закона от 10 июля 1992 N 3266-1 2 "Об образовании (далее по тексту Закон).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 09.09.2009 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации взыскано в бюджет Калининградской области в лице Министерства финансов Калининградской области 1.013.429,95 руб. 95 коп. расходов; в иске к Министерству финансов Калининградской области отказано.
На указанное решение Министерство финансов Российской Федерации подало апелляционную жалобу, в которой просит данный судебный акт отменить и производство по делу прекратить. По мнению подателя жалобы, убытки, причиненные истцам вследствие оплаты ими исполнительных листов, выданных на основании решений мирового судьи, нельзя отнести к убыткам, подлежащим возмещению за счет казны Российской Федерации, поскольку они явились следствием обязанности Правительства Калининградской области в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнить вступившее в законную силу решение суда.
Правительство Калининградской области направило в суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит его оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители истцов в судебном заседании поддержали свою правовую позицию.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом извещены. Суд апелляционной инстанции рассмотрел жалобу по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, решениями мировых судей по искам педагогов школ Калининградской области, расположенных в сельской местности, проживающих в сельской местности, имеющих право на бесплатное отопление и освящение, с Правительства Калининградской области за счет средств бюджета Калининградской области взыскана задолженность за непредоставленное топливо, освещение за период 2004-2008 гг. на основании исполнительных листов.
Полагая, что вышеуказанные расходы областного бюджета должны быть возмещены из федерального бюджета, истцы обратились в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, взыскивая с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации убытки в заявленной сумме, сделал обоснованный вывод о том, что финансирование указанных расходов является бюджетным обязательством Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно пункту 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания педагогических работников не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации,
При определении субъекта ответственности суд первой инстанции правомерно исходил из того, что предоставление указанных льгот предусмотрено Законом Российской Федерации "Об образовании"; финансирование предусмотренных Федеральным законом льгот должна осуществлять Российская Федерация, гарантировавшая их предоставление в лице финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации.
Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации N 3266-1 от 10.07.1992, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (статья 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 06.05.2003 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг").
Оценивая положения Закона Калининградской области от 11.07.2005 N 631 "Об установлении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области", который определил, что педагогические работники образовательных учреждений освобождаются от платы за жилое помещение и отопление в размере 100% в домах независимо от формы собственности (статьи 2 и 3), и постановления Правительства Калининградской области от 20.02.2006 N 96, установившее порядок и условия осуществления за счет средств областного бюджета расходов на реализацию мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям граждан, согласно которому возмещение организациям таких расходов, в том числе и педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности производится по фактическим расходам с учетом установленных жилищным законодательством размеров нормативной площади жилого помещения и установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг (пункт З), суд обоснованно указал, что в данных документах не содержится отнесения названного вопроса к полномочиям, финансируемым за счет собственных средств регионального бюджета.
Установив, что Российская Федерация не исполнила в полном объеме возложенную на нее обязанность по финансированию льгот, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", с учетом положений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что расходы, возникшие в связи с выплатами за счет средств областного бюджета по исполнительным листам гражданам, имеющим право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), подлежат взысканию с Российской Федерации.
Из представленных в материалы дела доказательств не следует, что денежные средства в 2005-2008 годах на финансирование расходов в части предоставления вышеуказанных льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам выделялись Калининградской области из федерального бюджета.
Апелляционный суд отклоняет довод подателя жалобы о том, что заявленные убытки не подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации поскольку в данной статье установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Учитывая вышеуказанные нормативные акты, обязанность по финансированию расходов, возникших в связи с выплатами за счет средств областного бюджета гражданам, имеющим право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), возложена на Российскую Федерацию в лице финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 09 сентября 2009 по делу N А21-4704/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
В.В. Черемошкина |
Судьи |
В.Б. Слобожанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4704/2009
Истец: Правительство Калининградской области, Министерство финансов Калининградской области
Ответчик: Управление Федерального казначейства Калининградской области, Министерство финансов РФ, Министерство финансов Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
25.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7810/10
07.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7810/10
27.12.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1836/2010
21.09.2010 Постановление Президиума ВАС РФ N 7810/10
19.07.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7810/10
29.06.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7810/10
07.06.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7810/10
17.03.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1836/2010
09.12.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14067/2009