г. Санкт-Петербург
09 декабря 2009 г. |
Дело N А56-41688/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Литвинасом А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13290/2009) Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 9
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.08.2009 по делу N А56-41688/2009 (судья Левченко Ю.П.), принятое
по иску (заявлению) Акционерного коммерческого банка "Банк Москвы"
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 9
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: Сазонова О.В. по доверенности от 18.06.2008 N 32;
от ответчика: Провоторова Е.А. по доверенности от 21.11.2008 N 04/21627;
установил:
Акционерный коммерческий банк "Банк Москвы" (открытое акционерное общество) (далее - Заявитель, Банк, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 9 (далее - Инспекция, налоговый орган, Ответчик) от 10.04.2009 N 13-08/5.
Решением суда первой инстанции от 13.08.2009 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Инспекция просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе налоговый орган в обоснование своей позиции ссылается на то, что законодательство о налогах и сборах предоставляет налоговым органам право истребовать документы (информацию) касательно любого лица, в отношении которого проводятся мероприятия налогового контроля; из требования следует, что необходимость истребования документов (информации) возникла в связи с проведением выездной налоговой проверки ОАО "Воркутауголь". Инспекцией представлены в материалы дела документы, полученные от инициатора истребования, свидетельствующие о том, что ЗАО "Информационные сети" в проверяемый период являлось контрагентом ОАО "Воркутауголь"; перечень документов, который налоговый орган вправе истребовать в порядке статьи 93.1 НК РФ, законодателем не ограничен, данные документы должны лишь касаться деятельности проверяемого налогоплательщика; истребованные документы поименованы достаточно определенно; заявитель не отрицает наличие договорных отношений с указанным контрагентом проверяемого налогоплательщика и наличие у него истребуемых документов; в отношении ЗАО "Информационные сети" также проводятся мероприятия налогового контроля; порядок истребования необходимых документов у Банка налоговым органом не нарушен; поскольку совершение хозяйственных операций между ЗАО "Информационные сети" и ОАО "Воркутауголь" влечет наступление налоговых последствий для последнего - проверяемого лица, то запрошенная у Банка информация и документы с образцами личных подписей ЗАО "Информационные сети" являются необходимыми для проведения мероприятий налогового контроля в отношении ОАО "Воркутауголь"; для целей налогообложения будут иметь значение факты подписания договора банковского счета, карточки с образцами подписей и иных документов лицами, не наделенными соответствующими полномочиями, а также факты исполнения подписей неустановленными лицами. Налоговый орган делает вывод о том, что истребование указанных в требовании документов правомерно, за неисполнение данного требования Банк обоснованно привлечен к налоговой ответственности по статье 129.1 НК РФ.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Банка против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 04.03.2009 Инспекцией составлен акт N 13-08/5 об обнаружении фактов, свидетельствующих о совершении Банком налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
По результатам рассмотрения материалов налогового контроля, возражений налогоплательщика на акт Инспекция вынесла решение от 10.04.2009 N 13-08/5 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 129.1 НК РФ в виде штрафа в сумме 5000 руб.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужило неисполнение Банком требования Инспекции от 09.02.2009 N 13/02128 о предоставлении документов.
Требование было направлено во исполнение поручения об истребовании документов другим налоговым органом (по поручению об истребовании документов (информации) от 04.02.2009 N 12-13/8970 МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми).
Данное требование было получено Банком, в установленный в нем срок не исполнено, в связи с чем налоговый орган вынес оспариваемое решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.
Общество обратилось с жалобой в Федеральную налоговую службу.
Решением Федеральной налоговой службы от 26.05.2009 N КЕ-25-9/188@ жалоба Банка оставлена без удовлетворения, решение Инспекции от 10.04.2009 N 13-08/5 - без изменения.
Общество, не согласившись с решением налогового органа от 06.03.2009, обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд.
Изучив материалы дела и выслушав объяснения представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в связи со следующими обстоятельствами.
Согласно пункту 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы вправе получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения) справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения.
На основании пункта 1 статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Согласно пункту 5 названной статьи, лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Пунктом 6 статьи 93.1 НК РФ предусмотрено также, что отказ от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 НК РФ.
Из взаимосвязанных положений приведенных правовых норм следует, что они не содержат запрета относительно направления налоговыми органами (в том числе банкам) требования о представлении документов, характеризующих и непосредственно связанных с деятельностью проверяемого налогоплательщика.
Законодательство о налогах и сборах предоставляет налоговым органам право истребовать документы (информацию) касательно любого лица, в отношении которого проводятся мероприятия налогового контроля.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию обоснованности оспариваемого ненормативного акта, принятого государственным органом, выводов, изложенных в таком акте, и соответствия данного акта закону и иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган.
Инспекция в нарушение вышеприведенных норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила доказательств того, что истребуемые у Общества документы каким-либо образом связаны с деятельностью проверяемого налогоплательщика и влияют на его обязанность по уплате налогов.
Однако, из представленного в Банк требования налогового органа N 13/02128 от 09.02.2009 (вх. N 7515-ПБ от 16.02.2009) и поручения N 12-13/00578@ от 04.02.2009 МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми (инициатора истребования документов) не следует, что в отношении ЗАО "Информационные сети" проводятся какие-либо мероприятия налогового контроля.
В Требовании и в поручении указано, что документы в отношении ЗАО "Информационные сети" запрашиваются в связи с проведением выездной налоговой проверки ОАО "Воркутауголь". В отношении проверяемого лица, а именно в отношении ОАО "Воркутауголь", какие-либо документы (информация) не запрашивались.
Банк не привлекается к ответственности за непредоставление документов о финансово-хозяйственной деятельности лица, если данное лицо не является проверяемым налогоплательщиком.
Данные документы также не отражают расчетно-денежные отношения между ЗАО "Информационные сети" и ОАО "Воркутауголь" и не могут свидетельствовать о каких-либо нарушениях со стороны проверяемого налогоплательщика.
Указанные документы являются банковскими и подлежат использованию только в целях осуществления расчетов между клиентами Банка. Доказательств того, что они могут влиять на налоговые отношения или каким-либо образом характеризовать деятельность налогоплательщика или иного участника налоговых правоотношений, налоговый орган не представил.
Инспекция в оспариваемом решении, отзыве, апелляционной жалобе не ссылается на невозможность получения образцов подписей и печатей непосредственно у ЗАО "Информационные сети" или иных государственных органов (в частности, налоговых по месту регистрации организации).
Вместе с тем, Требование Инспекции обосновано ст.93.1 НК РФ, которая определяет порядок истребования налоговыми органами:
- документов о проверяемом налогоплательщике (п.1 ст.93.1 НК РФ)
- информации о конкретных сделках (п.2 ст.93.1 НК РФ).
В пункте 1 указанной статьи закреплено право должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию).
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи, должностное лицо налогового органа вправе истребовать информацию относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке. Такая информация может быть запрошена вне рамок проведения налоговых проверок, в случае если у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки.
Таким образом, истребовать документы, относящиеся к деятельности контрагента проверяемого лица, налоговый орган вправе только при проведении налоговой проверки этого контрагента. Вне рамок проведения налоговой проверки контрагента проверяемого лица налоговый орган вправе истребовать только информацию и только относительно конкретной сделки.
Таким образом, истребуемые у Банка документы в данном случае не могут быть признаны теми документами, которые банк обязан представить налоговому органу в целях осуществления налогового контроля в отношении проверяемого налогоплательщика в данной конкретной ситуации.
В связи с вышеизложенным, судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии у налогового органа правовых оснований для истребования у Банка указанных документов и привлечения заявителя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ за их непредставление.
Оспариваемое решение Инспекции обоснованно признано недействительным.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 августа 2009 года по делу N А56-41688/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-41688/2009
Истец: Акционерный коммерческий банк "Банк Москвы"
Ответчик: Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N9
Хронология рассмотрения дела:
11.06.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7438/10
28.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7438/10
10.03.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1542/2010
09.12.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13290/2009