г. Саратов |
Дело N А57-31587/05 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего Никитина А.Ю.,
судей: Агибаловой Г.И., Клочковой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Николаевым Д.В.,
при участии в судебном заседании:
от МУП "Балаковоэлектротранс" - Захаров В.В., доверенность N 1299 от 21.10.2009 года,
от Министерства Финансов РФ, г. Москва, в лице УФК по Саратовской области - Драбатулин А.Н., доверенность от 03.06.2009 года,
от Управления социальной защиты населения Балаковского района Министерства социального развития Саратовской области - Дворянкина М.А., доверенность отN 81 от 14.01.2009 года,
от Министерства социального развития Саратовской области - Леонова Н.В., доверенность от 16.07.2009 года N 107- ПО,
в отсутствие представителей:
Министерства социального развития Саратовской области, Комитета по финансам администрации Балаковского муниципального образования Саратовской, Министерства Финансов Саратовской области, Министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (почтовые уведомления N 95417 9, 95409 4, 95416 2, 92843 9, 92836 1, 95411 7, 92838 5, 95415 5, 92842 2, 95410 0, 92837 8,)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства Финансов Российской Федерации, г. Москва, в лице УФК по Саратовской области (г. Саратов) и МУП "Балаковоэлектротранс" (г. Балаково, Саратовской области)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 08 октября 2009 года
по делу N А57-31587/05, судья Д.Ю. Игнатьев,
по иску МУП "Балаковоэлектротранс", (г. Балаково, Саратовской области),
к Министерству Финансов Саратовской области, (г. Саратов),
Министерству социального развития Саратовской области, (г. Саратов),
Управлению социальной защиты населения Балаковского района Министерства социального развития Саратовской области, (г. Балаково, саратовской области),
Министерству Финансов Российской Федерации, г. Москва в лице УФК по Саратовской области (г. Саратов),
Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, (г. Москва),
третье лицо: Комитет по финансам администрации Балаковского муниципального образования Саратовской области, (г. Балаково, Саратовской области),
о взыскании 11 140 692, 41 руб.,
УСТАНОВИЛ
МУП "Балаковоэлектротранс" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к Министерству финансов Саратовской области, Министерству социального развития Саратовской области, Управлению социальной защиты населения Балаковского района Министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области, Министерству финансов РФ в лице УФК по Саратовской области, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, о взыскании убытков 11 140 692руб. 41коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 18.03.2008г., в иске было отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.09.2008г. ранее принятый по делу судебный акт был отменен, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении иска было рекомендовано проверить расчет расходов понесенных истцом вследствие предоставления льгот отдельным категориям граждан на основании ФЗ от 12.01.1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Определением суда от 07.04.2009г. суд в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заменил ненадлежащего ответчика - Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, г. Москва надлежащим Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г. Москва.
До вынесения решения истец заявил ходатайство в порядке статьи 49 АПК РФ об изменении исковых требований: просит суд увеличить размер исковых требований до 67 947 500 руб., изменив методику расчета убытков, и просил суд взыскать с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации убытки, возникшие в связи с реализацией в 2004 г. положений ФЗ "О ветеранах" в размере 67 947 500 руб..
Заявленное ходатайство об увеличении иска было удовлетворено судом первой инстанции.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 08 октября 2009 года с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу МУП "Балаковоэлектротранс" были взысканы убытки в размере 11 140 692руб. 41коп. за период с 01 января 2004 года по 31 декабря 2004 года, возникшие в связи с реализацией льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах".
В части взыскания убытков в размере 56 806 807руб. 59коп. в иске отказано.
В иске к остальным ответчикам отказано.
Министерство Финансов Российской Федерации с решением арбитражного суда первой инстанции не согласилось, подало апелляционную жалобу в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части взыскания с Министерства Финансов Российской Федерации 11 140 692руб. 41коп., принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать по доводам, изложенным в апелляционной жалобе. Заявитель считает, что истцом не доказан размер убытков.
МУП "Балаковоэлектротранс" также с решением арбитражного суда первой инстанции не согласилось, подало апелляционную жалобу Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требование в полном объеме по доводам, изложенным в апелляционной жалобе. Заявитель считает, что им доказаны возникшие убытки в заявленной сумме.
Лица, участвующие в деле, о дне и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы МУП "Балаковоэлектротранс" в полном объеме.
Представитель Министерства Финансов РФ в лице УФК по Саратовской области поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Управления социальной защиты населения Балаковского района Министерства социального развития Саратовской области просил суд полностью отказать в иске.
Представитель Министерства социального развития Саратовской области просил полностью отказать в иске.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствии представителей Министерства социального развития Саратовской области, Комитета по финансам администрации Балаковского муниципального образования Саратовской, Министерства Финансов Саратовской области, Министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (ч.1 ст. 123, ч.3 ст.156 АПК РФ).
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, МУП "Балаковоэлектротранс" в период с 01 января 2004 года по 31 декабря 2004 года во исполнение требований Федерального закона от 12.01.1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах" предоставляло услуги по бесплатной перевозке льготных категорий граждан.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию льгот по оплате проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов производятся за счет средств федерального бюджета, порядок возмещения расходов, связанных с реализацией ФЗ "О ветеранах", утверждается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитывается при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.
Средства (субсидии, субвенции) на реализацию Федерального закона "О ветеранах" в части возмещения расходов по проезду в городском транспорте в 2004 году выделялись из областного бюджета Саратовской области в бюджет муниципальных образований.
В соответствии с Законом Саратовской области "Об областном бюджете на 2004 год" было предусмотрено предоставление бюджету Балаковского муниципального образования Саратовской области 5 000 000 руб. на оплату проезда ветеранов в городском и пригородном транспорте. Согласно Закону Саратовской области "Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета на 2004 год" и справке о размерах предоставленных субсидий, расходы на реализацию Федерального закона "О ветеранах" в 2004 году в бюджет Балаковского муниципального образования составили 5 000 000 руб..
Выпадающие доходы МУП "Балаковоэлектротранс" в результате предоставлениям им в соответствии с ФЗ "О ветеранах" льгот по перевозке граждан, имеющих статус ветеранов за 2004 г., составили 16 140 692руб. 41коп.
Управление социальной защиты населения Администрации Балаковского муниципального образования было ликвидировано в октябре 2005 г.,
Вновь созданное Управление социальной защиты населения Балаковского района Министерства социального развития Саратовской области не предоставило иной информации о численности льготников по состоянию на каждое последнее число месяца 2004 г. и на 01.01.2005г.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о возможности руководствоваться информацией о количестве льготников в период 2004 года, отраженной в справке УСЗН N 3481 от 19.12.2003г..
В соответствии с этими данными и руководствуясь Инструкцией по заполнению форм Федерального Государственного статистического наблюдения за деятельностью трамвайного и троллейбусного транспорта, утвержденной Постановлением Государственного комитета РФ по статистике N 149 от 28.06.2002г. и Методологическими рекомендациями по проведению обследования по определению степени использования общественного транспорта различными категориями граждан (транспортной подвижности граждан), утвержденными Госкомстатом России 19.12.2001 г. истец проводил обследование пассажиропотока и произвел расчет сумм выпадающих доходов за 2004 год.
Полученная информация с приложением сводных таблиц обследования пассажиропотоков по каждому маршруту г. Балаково и указанием количества перевезенных пассажиров, направлялась истцом на имя Главы Балаковского муниципального образования.
По результатам натурного обследования пассажиропотока, размер расходов по представлению услуг по бесплатной перевозке льготных категорий граждан на основании Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" за период с 01.01.2004г. по 31.12.2004г. составил 16 140 692руб. 41коп.
Впоследствии истец применил расчетный метод определения убытков, исходя из расчета 50 поездок на каждого льготника в месяц (на каждом виде транспорта). В соответствии с уточненным расчетом сумма убытков составила 67 947 500руб.
Однако данный расчет истца не был принят во внимание судом первой инстанции.
Как верно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае при определении размера расходов (убытков) следует применять результаты натурного метода обследования, в связи со следующим:
- поскольку первоначально истец основывал свои требования с учетом метода натурного обследования, вновь заявленный расчетный метод не является объективно отражающим реальные обстоятельства (события);
- предъявляя иск, истец, учитывал все обстоятельства, связанные с оказанными услугами по предоставлению льгот за 2004 г., в том числе согласованные с администрацией Балаковского муниципального образования ежемесячные таблицы по обследованию пассажиропотока; частичное возмещение понесенных им расходов (убытков) производилось на основании представленных в администрацию данных по натурному обследованию (реестры, таблицы).
- натурный метод обследования охватывал конкретный период, конкретную местность, конкретное количество пассажиров в отличие от расчетного метода.
- согласно расчетному методу количество поездок, закрепленных в п. 29 указанной Инструкции, является условным средним показателем для всей территории Российской Федерации, а не для конкретного населенного пункта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что определяя размер убытков, следует руководствоваться методом натурного обследования. Требования истца являются обоснованными только в размере 11 140 692руб. 41коп..
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Ответственность органов государственной власти за причинение убытков гражданину или юридическому лицу предусмотрена статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации. Закрепив в статье 16 Гражданского кодекса Российской Федераций принцип, согласно которому возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, законодатель в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации определил, кто конкретно выступает ответчиком в суде по иску о возмещении убытков, в которой говориться, что от имени субъекта Российской Федерации выступать в суде могут органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Следовательно, понесенные истцом в 2004 году расходы, связанные с предоставлением льгот по перевозке ветеранов, должны возмещаться Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, поскольку Минфин России является главным распорядителем средств федерального бюджета и отвечает за недостаточность выделенных денежных средств из федерального бюджета.
На основании вышеизложенного, с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации подлежат взысканию убытки в размере 11 140 692руб. 41коп.. В остальной части иска правомерно отказано судом первой инстанции.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не свидетельствуют о неправильном применении судебными инстанциями норм материального или процессуального права.
Правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Саратовской области от 08 октября 2009 года по делу N А57-31587/05 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Ю. Никитин |
Судьи |
Г.И. Агибалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-31587/05
Истец: МУП "Балаковоэлектротранс"
Ответчик: Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Управление социальной защиты населения Балаковского р-на Министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области, Управление социальной защиты населения Балаковского муниципального образования, Министерство финансов Саратовской обл., Министерство финансов РФ, Министерство социального развития Саратовской области, Министерство здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области, Министерство здравоохранения и социальной поддержки Саратовской обл., Управление Федерального казначейства по Саратовской обл.
Третье лицо: Комитет по финансам администрации Балаковского муниципального образования