г. Самара
24 декабря 2009 г. |
Дело N А49-6163/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
от ООО "Горводоканал" - (до перерыва) представителя Капешкиной Н.А., доверенность от 19 декабря 2008 года N 100, (после перерыва) представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от администрации г.Пензы - представитель не явился, извещена надлежащим образом,
от третьих лиц: Управления по регулированию тарифов, энергосбережению и размещению государственного заказа Пензенской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
муниципального казенного предприятия "Теплоснабжение г.Пензы" - (до и после перерыва) представителя Алексиной Г.В., доверенность от 11 января 2009 года N 1,
от ОАО "Энергоснабжающее предприятие" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от ООО "СКМ Энергосервис" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16-21 декабря 2009 года апелляционные жалобы муниципального казенного предприятия "Теплоснабжение г.Пензы", администрации г.Пензы
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 15 октября 2009 года по делу N А49-6163/2009, судья Мещеряков А.А., принятое по заявлению ООО "Горводоканал", г.Пенза, к администрации г.Пензы, г.Пенза, третьи лица: Управление по регулированию тарифов, энергосбережению и размещению государственного заказа Пензенской области, г.Пенза, муниципальное казенное предприятие "Теплоснабжение г.Пензы", г.Пенза, ОАО "Энергоснабжающее предприятие", г.Пенза, ООО "СКМ Энергосервис", г.Пенза,
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Горводоканал" (далее - ООО "Горводоканал", общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) о признании незаконными действий администрации г.Пензы по включению в производственную программу ООО "Горводоканал" по водоснабжению на 2009 год затрат по подкачке воды на верхние этажи многоэтажных зданий (т.2, л.д. 36, 37).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, были привлечены Управление по регулированию тарифов, энергосбережению и размещению государственного заказа Пензенской области, муниципальное казенное предприятие "Теплоснабжение г.Пензы" (далее - МКП "Теплоснабжение г.Пензы", ОАО "Энергоснабжающее предприятие", ООО "СКМ Энергосервис" (т.2, л.д. 128, 129).
Решением суда от 15 октября 2009 года действия администрации г.Пензы по включению в производственную программу ООО "Горводоканал" по водоснабжению на 2009 год затрат по подкачке воды на верхние этажи многоэтажных зданий признаны незаконными на том основании, что до утверждения нового тарифа 15 декабря 2008 года представленная обществом производственная программа на 2009 год не была согласована администрацией г.Пензы в установленном законом порядке и не была возвращена в адрес организации коммунального комплекса для устранения несоответствия предложениями органа регулирования.
В апелляционной жалобе МКП "Теплоснабжение г.Пензы" просит решение суда отменить полностью, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований ООО "Горводоканал" - отказать, ссылаясь на нарушение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, необоснованность вывода суда о соблюдении заявителем трехмесячного срока на обжалование действий администрации города Пензы, установленного ч.4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе администрация г.Пензы просит решение суда отменить полностью, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований ООО "Горводоканал" - отказать, ссылаясь на законность оспариваемых действий, поскольку производственная программа общества и рассчитанные на ее основе тариф не отвечали критериям физической и экономической доступности услуги по водоснабжению населения. Отсутствие в производственной программе затрат по подкачке воды на верхние этажи многоэтажных зданий не гарантирует потребителям, проживающим на верхних этажах, доставку воды.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Горводоканал" просит оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии со ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 16 декабря 2009 года объявлялся перерыв до 17 час 55 мин 21 декабря 2009 года, рассмотрение дела продолжено в судебном заседании 21 декабря 2009 года.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей администрации г.Пензы, Управления по регулированию тарифов, энергосбережению и размещению государственного заказа Пензенской области, ОАО "Энергоснабжающее предприятие", ООО "СКМ Энергосервис", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель МКП "Теплоснабжение г.Пензы" поддержал доводы апелляционных жалоб, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления комитета.
Представитель ООО "Горводоканал" возражал против удовлетворения апелляционных жалоб и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей ООО "Горводоканал" и МКП "Теплоснабжение г.Пензы", арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда следует отменить в связи неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, ООО "Горводоканал" было зарегистрировано 17 июля 2006 года ИФНС России по Ленинскому району г.Пензы (т.1, л.д.9).
ООО "Горводоканал" 04 сентября 2008 года представило в администрацию города Пензы для проверки и утверждения тарифа на 2009 год производственную программу на 2009 год (т.1, л.д.14 - 155).
Постановлением главы администрации города Пензы от 15 декабря 2008 года N 2153 для ООО "Горводоканал" был утвержден тариф на водоснабжение на 2009 год с 01 февраля 2009 года по 01 февраля 2010 года в размере 10 руб. 39 коп. за 1 куб.м (т.2, л.д.42). Данный тариф был установлен с учетом применения индекса максимально возможного изменения тарифов на 2009 год для г.Пензы в размере 125,5 процентов, который предусмотрен приказами Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области от 05 ноября 2008 года N 1 и от 21 ноября 2008 года N 5 (т.2, л.д.39 - 41).
Администрацией города Пензы 02 апреля 2009 года в адрес ООО "Горводоканал" было направлено письмо от 02 апреля 2009 года N 127, в котором сообщалось о согласовании его производственной программы на 2009 год по водоснабжению (т.2, л.д.1 5, 16). При этом к письму была приложена измененная администрацией города Пензы производственная программа на 2009 год для ее подписания обществом (т.2, л.д.17-23). В данную производственную программу администрацией города Пензы были включены расходы по подкачке воды в высотные здания в сумме 20000 тыс. руб.
Администрацией г.Пензы было направлено письмо от 28 мая 2009 года N 200 в адрес МКП "Теплоснабжение г.Пензы", в котором сообщалось, что согласована производственная программа ООО "Горводоканал" на 2009 год с учетом затрат по подкачке воды в высотные здания в сумме 20000 тыс. руб. (т.2, л.д. 3)
После этого МКП "Теплоснабжение г.Пензы" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с ООО "Горводоканал" неосновательного обогащения в сумме 1 499 116 руб. 01 коп. в виде затрат на подкачку за февраль 2009 года. Копию этого искового заявления ООО "Горводоканал" получило 29 июня 2009 года (т.1, л.д.11). Судом данное исковое заявление принято к производству определением от 30 июня 2009 года (т.3, л.д.28, 29). При этом в обоснование своих требований МКП "Теплоснабжение г.Пензы" в иске ссылается на указанное выше письмо администрации г.Пензы от 28 мая 2009 года N 200, которое послужило основанием для обращения в арбитражный суд (т.1, л.д.11-13).
В этой связи ООО "Горводоканал" 20 июля 2009 года также обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением по настоящему делу и после уточнения требований просило признать незаконными действия администрации г.Пензы по включению в производственную программу общества по водоснабжению на 2009 год затрат по подкачке воды на верхние этажи многоэтажных зданий.
В соответствии с ч.4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из материалов дела усматривается, что о включении в производственную программу на 2009 года администрацией города Пензы расходов по подкачке воды в высотные здания в сумме 20000 тыс. руб. заявителю стало известно из письма администрации города Пензы от 02 апреля 2009 года N 127. Данное письмо ООО "Горводоканал" получило 02 апреля 2009 года, что подтверждает отметка в его получении (т.2, л.д.15, 16).
Учитывая, что Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации связывает начало течения трехмесячного срока на подачу заявления с моментом, когда лицу стало известно о нарушении его прав, установленный ч.4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок на момент обращения в арбитражный суд (т.1, л.д.5) истек. Ходатайство о его восстановлении не заявлено, причины пропуска не приведены.
В связи с изложенным арбитражный суд первой инстанции сделал неправильный вывод о том, что срок, предусмотренный ч.4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обществом соблюден.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ).
Согласно положениям п.1 ст.2 Федерального закона N 210-ФЗ организация коммунального комплекса - это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
В соответствии с пунктом 4 указанной статьи производственная программа организации коммунального комплекса - программа деятельности указанной организации по обеспечению производства ею товаров (оказания услуг) в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, которая включает мероприятия по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры и (или) объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
В силу пунктов 3, 7, 12 части 2 статьи 5 Федерального закона N 210-ФЗ органы местного самоуправления как органы регулирования согласовывают производственные программы организаций коммунального комплекса; привлекают соответствующие организации для проведения экспертизы обоснованности проектов производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса; устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.
На основании части 3 данной статьи производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации.
Частью 4 статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ предусмотрено, что в случае необоснованности производственной программы или ее несоответствия показателям производственной деятельности организации коммунального комплекса, определяемым на основании мониторинга выполнения производственной программы данной организации коммунального комплекса, орган регулирования вправе дать предложения этой организации коммунального комплекса по изменению ее производственной программы и вернуть указанную производственную программу и указанные в частях 2 и 3 этой статьи расчеты организации коммунального комплекса для устранения выявленных несоответствий
Исходя из части 5 статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ в случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной программы, орган регулирования вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов.
В случае если рассчитанные тарифы исключают обеспечение доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса, организация коммунального комплекса по согласованию с органом регулирования осуществляет изменение своей производственной программы и проводит перерасчет тарифов на свои товары и услуги (часть 6 статьи 9).
В соответствии с частью 7 этой статьи по завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса.
При этом согласно части 8 названной статьи тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса на очередной период их действия должны быть установлены не менее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода их действия.
Таким образом, производственная программа разрабатывается организацией коммунального комплекса, а в полномочия органа местного самоуправления входит согласование производственной программы.
Суд первой инстанции, основываясь на вышеприведенных правовых нормах и Положении о порядке согласования производственных программ организаций коммунального комплекса города Пензы, утвержденном постановлением главы администрации города Пензы от 28 июля 2008 года N 1220, сделал выводы о том, что орган местного самоуправления не вправе самостоятельно вносить в нее изменения, а полномочен лишь вместе со своими предложениями возвратить ее организации коммунального комплекса для устранения выявленных несоответствий. При этом изменение производственной программы может производиться лишь самой организацией коммунального комплекса. Орган регулирования самостоятельно может произвести лишь расчет тарифов в случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации. По завершении проверки орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса. Иными словами, описанная процедура и само согласование производственной программы должно предшествовать утверждению тарифа, который в свою очередь должен устанавливаться на основании согласованной производственной программы организации коммунального комплекса.
В связи с изложенным суд первой инстанции, исходя из того, что до утверждения нового тарифа 15 декабря 2008 года представленная обществом производственная программа на 2009 год не была согласована администрацией г.Пензы в установленном законом порядке и не была возвращена администрацией в адрес организации коммунального комплекса для устранения несоответствий с предложениями органа регулирования, который уже после установления тарифа самостоятельно подготовил, изменил и согласовал новую производственную программу, включив в нее спорные затраты, признал оспариваемые действия администрации г.Пензы противоречащими статье 9 Федерального закона N 210-ФЗ и нарушающими права и законные интересы заявителя.
Между тем суд первой инстанции, применяя вышеуказанные нормы Федерального закона N 210-ФЗ, не принял во внимание следующие обстоятельства.
Необходимость включения в производственную программу на 2009 года администрацией города Пензы расходов по подкачке воды в высотные здания в сумме 20000 тыс. руб. основана на требованиях законодательства, в связи с чем действия администрации города Пензы по включению указанных расходов в производственную программу были направлены на приведение производственной программы в соответствие с требованиями, предъявляемыми к её содержанию. Данные расходы не связаны с осуществлением деятельности по теплоснабжению и должны быть учтены при расчете тарифов на водоснабжение.
Права заявителя оспариваемыми действиями администрации города Пензы не нарушены, поскольку по существу действия администрации были обусловлены необходимостью установить обоснованный и правильно рассчитанный тариф на услуги по водоснабжению населения и основаны на положениях законодательства, предусматривающих необходимость расчета тарифа с учетом обеспечения доступности для потребителей услуг по водоснабжению. Представленная ООО "Горводоканал" производственная программа не предусматривала обеспечения доступности для потребителей услуг по водоснабжению, проживающих на верхних этажах в высотных домах.
Вывод суда первой инстанции о том, что администрация города Пензы должна была возвратить производственную программу ее разработчику, не основан на положениях статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ, которые предусматривают возвращение производственной программы ее разработчику только в случае её необоснованности (часть 4 статьи 9). В данном случае в производственной программе ООО "Горводоканал" не предусматривались расходы по подкачке воды в высотные здания, то есть он не соответствовала законодательно установленному критерию - обеспечение доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса (часть 6 статьи 9).
Администрация города Пензы неоднократно предлагала ООО "Горводоканал" внести необходимые изменения в производственную программу, что подтверждается материалами дела: письмами администрации города Пензы от 14 июля 2008 года N СК.2-1-291, от 12 января 2009 года N 381, от 17 февраля 2009 года N 56 (т.2, л.д.11, 12, 125). Однако ООО "Горводоканал" не предприняло надлежащих мер по приведению производственной программы в соответствие с предъявляемыми требованиями.
Учитывая, что ООО "Горводоканал" самостоятельно не внесло вышеозначенных изменений в производственную программу на 2009 год, а нормы статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ не регулируют последствия такого бездействия разработчика программы, в целях выполнения возложенных на него законом функций орган регулирования самостоятельно привел в соответствие с установленными законом требованиями производственную программу на 2009 год.
В соответствии с.2 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом того, что материалами дела не подтверждается нарушение каких-либо прав и законных интересов заявителя, достаточных правовых оснований, предусмотренных ч.2 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания оспариваемых действий администрации города Пензы незаконными.
На основании п.1 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 15 октября 2009 года следует отменить, в удовлетворении заявления ООО "Горводоканал" отказать.
В соответствии со статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежит взыскать с ООО "Горводоканал" в пользу МКП "Теплоснабжение г.Пензы" судебные расходы по уплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 1000 рублей; судебные расходы по уплате госпошлины за подачу заявления в суд первой инстанции в размере 2000 рублей отнести на ООО "Горводоканал".
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 15 октября 2009 года по делу N А49-6163/2009 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" в пользу муниципального казенного предприятия "Теплоснабжение г.Пензы" судебные расходы по уплате госпошлины в размере 1000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
В.С.Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-6163/2009
Истец: ООО "Горводоканал"
Ответчик: Администрация г.Пензы
Третье лицо: Управление по регулированию тарифов, энергосбережению и размещению государственного заказа Пензенской области, ООО "СКМ Энергосервис", ОАО Энергоснабжающее предприятие", МКП "Теплоснабжение г. Пензы"
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10641/2009