г. Москва |
|
2 февраля 2010 г. |
Дело N А40-107723/09-118-799 |
резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2010
постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2010
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.Я. Голобородько
судей Н.О. Окуловой, С.Н. Крекотнева
при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.А. Корсаковой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.11.2009
по делу N А40-107723/09-118-799, принятое судьей Е.В. Кондрашовой
по заявлению Открытого акционерного общества "КИНОЦЕНТР "ОКТЯБРЬ"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Москве
о признании недействительными решений, об обязании возместить НДС.
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Ю.Е. Кузнецовой по дов. от 01.12.2009;
от заинтересованного лица - Н.Р. Ушаковой по дов. N 05-24/096897 от 03.11.2009;
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "КИНОЦЕНТР "ОКТЯБРЬ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Москве от 08.06.2009 N 18/26 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в части пункта 2 резолютивной части, N 18/25 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость, и об обязании возместить путем возврата налог на добавленную стоимость за март 2006 в размере 31.027.493 руб.
Решением арбитражного суда города Москвы от 23.11.2009 заявленные требования удовлетворены.
С решением суда не согласилось заинтересованное лицо, обратилось с апелляционной жалобой, обращение с которой мотивирует тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав представителей сторон, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва, не находит оснований для отмены решения, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации N 3 по налогу на добавленную стоимость за март 2006. По результатам проведения камеральной налоговой проверки налоговым органом составлен акт от 21.04.2009 N 19/243а и с учетом представленных возражений приняты решения: N 18/26 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу предложено уменьшить заявленную к возмещению сумму налога на добавленную стоимость на 31.027.493 руб., доначислен налог на добавленную стоимость в размере 82.507 руб., а также предложено уплатить указанную сумму НДС и внести исправления в бухгалтерский учет; N 18/25 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, за март 2006 в размере 31.027.493 руб.
Не согласившись с принятыми решениями, заявитель обратился с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве, которое решением от 03.08.2009 N 21-19/079359 оставило решения инспекции без изменений.
Основанием вынесения оспариваемых решений послужили выводы налогового органа об отсутствии у заявителя права на применение налогового вычета по компенсации неотделимых улучшений, поскольку указанные неотделимые улучшения являются арендной платой полученной в натуральной форме заявителем от субарендатора ЗАО "МИР КИНО "Октябрь".
Материалами дела установлено, что заявителю на праве собственности принадлежит нежилое помещение по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 24, площадью 17.976,3 кв. м.
Правительством города Москвы принято Постановление от 30.11.2004 N N 822-ПП о создании ОАО "КИНОЦЕНТР "ОКТЯБРЬ". В счет оплаты своей доли г. Москва в уставный капитал вновь созданного общества внесло вышеуказанное здание.
До передачи указанного здания в уставный капитал налогоплательщика, зданием распоряжался Комитет по управлению имуществом г. Москвы.
Комитетом по управлению имуществом г. Москвы был заключен долгосрочный договор аренды здания N 1-461 98 от 15.04.1998 с ЗАО "Медиа-Мост".
В соответствии с положениями указанного договора, здание передается в аренду для проведения реконструкции и последующего использования в качестве кинотеатра. ЗАО "Медиа-Мост" обязано произвести реконструкцию здания кинотеатра с целью создания на его базе современного многозального кинотеатра (мультиплекса). После прекращения аренды все неотделимые улучшения, произведенные в здании кинотеатра арендатором за период аренды, переходят в собственность г. Москвы.
Арендатором здания ЗАО "Медиа-Мост" был заключен долгосрочный договор субаренды с ЗАО "МИР КИНО "Октябрь" N 727/98 от 04.08.1998.
Право субаренды подтверждено Свидетельством на право субаренды от 05.07.1999, выданное Департаментом имущества г. Москвы организации субарендатору - ЗАО "МИР КИНО "Октябрь".
Положения указанного договора субаренды дублируют положения договора аренды N 1-1/98, в том числе условия внесения арендной платы.
Согласно п. 2 ст. 5 договора субаренды и п. 2 ст. 5 договора аренды арендная плата за все арендуемое здание устанавливается в виде: денежных средств периодических платежей (п. 3.1 и п. 3.2 ст. 5 договоров); возложения на арендатора затрат на осуществление реконструкции здания (п. 4 ст. 5 договоров); установленной договором доли прибыли, полученной арендатором от использования здания (п. 5 ст. 5 договоров).
Согласно п. 4 ст. 5 договора субаренды в качестве арендной платы на весь срок аренды засчитываются также инвестиции арендатора на реконструкцию здания по проекту, согласованному в установленном порядке. Аналогичные условия были предусмотрены и договором аренды. При этом, предусмотренный договорами срок аренды - 25 лет.
Для проведения ремонтных работ привлечена организация генподрядчик Хохтиф Акциенгезельшафт. Данный подрядчик единолично выполнял ремонтные работы. Стоимость выполненных работ составила 31.547.371 долларов США.
В 2005 создана организация ОАО "КИНОЦЕНТР "ОКТЯБРЬ". Правительством г. Москвы данное здание передано в качестве взноса в уставный капитал на основании Постановления Правительства г. Москвы N 822-ПП от 30.11.2004 о создании налогоплательщика.
Согласно данному Постановлению право собственности на здание перешло от Комитета по управлению имуществом Москвы к заявителю.
В соответствии с п. 5 Постановления налогоплательщик за счет собственных средств должен был осуществить завершение реконструкции здания кинотеатра, ввод его в эксплуатацию и погашение имеющейся кредиторской задолженности до 01.01.2006.
Кроме того, заявитель также стал правопреемником по договору аренды здания N 1-461/98 от 15.04.1998, заключенного с ЗАО "Медиа-Мост". Данное условие указано в п.п. 2.2 п. 2 Постановления Правительства г. Москвы.
27.10.2005 договор аренды N 1-461/98 от 15.04.1998 и договор субаренды N 727/98 от 04.08.1998 были расторгнуты. Фактический срок действия договора аренды и договора субаренды здания кинотеатра составил семь лет.
Поскольку в период окончания реконструкции стороны приняли решение о досрочном расторжении договоров аренд, условия договоров о зачете инвестиций в счет арендной платы на весь срок аренды (25 лет) не были и не могли быть выполнены сторонами.
Учитывая досрочное расторжение вышеуказанных договоров, между организацией (собственником здания) и ЗАО "МИР КИНО "Октябрь" с учетом положений статьи 623 Гражданского кодекса Российской Федерации подписано соглашение от 16.12.2005 о выплате компенсации за неотделимые улучшения, произведенные в здании кинотеатра по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 24 с указанием работ, в которых были созданы неотделимые улучшения здания (в частности, работы по замене систем вентиляции, системы тепло-, водо- и электроснабжения, восстановление лестниц, устройств ТВ-ввода и радио- ввода, а также устройство объектов питания и развлечения (включая инженерные сети) и пр.
Сторонами соглашения о выплате компенсации была согласована стоимость произведенных улучшений и порядок выплаты компенсации.
Кроме того, обязанность организации осуществить погашение имеющейся кредиторской задолженности до 01.01.2006 согласована с Правительством г. Москвы при учреждении ОАО "КИНОЦЕНТР "ОКТЯБРЬ" в соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы от 30.11.2004 N 822-ПП.
В соответствии с п.п. 2 ст. 2 соглашения стороны договорились установить размер компенсации в сумме 1.223.660.000 руб., НДС - 186.660.000 руб. Данная сумма установлена в соответствии с актом оценки независимою оценщика исходя из стоимости фактически произведенных затрат на неотделимые улучшения.
Общая стоимость произведенных неотделимых улучшений за период составляет 36.384.850 долларов США.
В соответствии с заключенным соглашением организацией ЗАО "МИР КИНО "Октябрь" выставлен счет-фактура от 16.12.2005 N 6 на сумму 1.223.660.000 руб., в том числе НДС - 186.660.000 руб.
Указанный счет-фактура включен заявителем равными долями в состав налоговых вычетов течение января, февраля, марта, апреля, июня и июля 2006.
Отказывая в применении налоговых вычетов, инспекция на основании п. 2 ст. 623 ГК РФ сделала вывод о том, что в случае фактического исполнения вышеуказанных условий сторонами договора аренды (субаренды), у заявителя не возникает право на применение налогового вычета по компенсации неотделимых улучшений, поскольку указанные неотделимые улучшения являются арендной платой, полученной в натуральной форме заявителем от арендатора общества.
Данные выводы налогового органа не соответствуют общим принципам гражданского права, провозглашающим свободу договора, выраженную как в согласовании условий договора по усмотрению сторон, как при его заключении, так и при его расторжении (ст.ст. 420, 421, 450 ГК РФ).
Сторонами - участниками хозяйственных отношений не был фактически произведен зачет инвестиций арендатора на реконструкцию здания в качестве арендной платы, не были оформлены никакие документы о подобном зачете, так как это противоречило их волеизъявлению. Соответственно, требование инспекции об отражении подобных операций в учете в отсутствие первичных учетных документов противоречит положениям действующего законодательства ст. 1 и ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
При таких обстоятельствах в период с 04.08.1998 по 27.10.2005 зачет затрат на реконструкцию здания в счет арендной платы по договору субаренды N 727/98 от 04.08.1998 и соответственно по договору аренды N 1-461/98 от 15.04.1998 не производился и не мог быть произведен.
Реконструкция здания кинотеатра "Октябрь" проведена субарендатором ЗАО "МИР КИНО "Октябрь" в период с июня 1998 по август 2005, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 29.08.2005, утвержденным приказом от 08.09.2005 N 21.
В период с 09.06.2005 по 08.09.2005 (период реконструкции) эксплуатационные расходы по зданию оплачивались снабжающим организациям непосредственно субарендатором - ЗАО "МИР КИНО "Октябрь".
В соответствии со справкой от 06.10.2009 N МКО-1/295 и приложенными к ней договорами, актами, платежными поручениями ЗАО "МИР КИНО "Октябрь" в указанный период оплатило эксплуатационные расходы по зданию кинотеатра.
Прочие эксплуатационные расходы по зданию у общества (арендодателя) отсутствовали, указанный факт подтверждается регистрами бухгалтерского учета заявителя.
Указанный порядок расчетов за аренду здания был обусловлен тем, что в период проведения строительных работ по реконструкции здание не использовалось арендатором (субарендатором).
В последующем арендная плата за использование здания кинотеатра "Октябрь" уплачивалась новым арендатором - ООО "Каро Фильм Менеджмент" на основании договора от 08.09.2005.
Факт отражения операций по реализации права аренды здания и начисления НДС подтверждается Книгой продаж ОАО "КИНОЦЕНТР "ОКТЯБРЬ" за период с сентября по декабрь 2005.
Выводы инспекции противоречат статьям 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку организацией выполнены все условия, необходимые для применения вычетов по НДС.
Организация имеет право уменьшить общую сумму НДС на установленные налоговые вычеты - суммы налога, предъявленные налогоплательщику (и уплаченные им - в редакции Налогового кодекса Российской Федерации до 01.01.2006) при приобретении им товаров (работ, услуг), которые приобретаются для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС.
Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога (в редакции НК РФ до 01.01.2006 и первичных документов после принятия на учет таких товаров (работ, услуг) (п. 1 ст. 172 НК РФ).
Передача неотделимых улучшений от арендатора арендодателю является реализацией, и арендатор обязан предъявить к оплате арендодателю соответствующую сумму НДС, что является основанием для предъявления арендодателем к вычету и возмещению сумм НДС, связанных с приобретением неотделимых улучшений.
Согласно ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказанных услуг признается реализацией.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг подлежат обложению НДС. При этом в соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров, работ, услуг продавец дополнительно к цене товара (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму НДС.
Таким образом, передача арендодателю результатов выполненных работ/услуг (по реконструкции с осуществлением неотделимых улучшений здания) является объектом налогообложения НДС и не освобождаются от НДС (п. 2 ст. 170 НК РФ), при этом в силу ст.ст. 171, 172 НК РФ арендодатель получает право на применение налоговых вычетов по НДС, связанных с приобретением указанных неотделимых улучшений.
При таких обстоятельствах затраты на реконструкцию подлежали зачету в счет арендной платы в период эксплуатации (использования) здания как многозального кинотеатра. Иное противоречило бы экономическому смыслу договора.
Поскольку договор аренды был расторгнут до начала эксплуатации здания как кинотеатра, то условия пунктов 4 и 5 статьи 5 договора не могли быть исполнены, следовательно, компенсация за неотделимые улучшения подлежит выплате в соответствии с общими условиями, предусмотренными п. 2 ст. 623 ГК РФ.
В связи с чем, стороны подписали соглашение от 16.12.2005, в котором определили стоимость неотделимых улучшений и порядок выплаты компенсации за их передачу.
16.12.2005 заявителем и ЗАО "МИР КИНО "Октябрь" заключено соглашение о выплате компенсации за произведенные неотделимые улучшения.
В п. 2.2 соглашения от 16.12.2005 сторонами на основании отчета оценщика была определена сумма компенсации ЗАО "МИР КИНО "Октябрь" за часть произведенных неотделимых улучшений в размере 1.223.660.000 руб., в том числе НДС - 186.660.000 руб.
Налог на добавленную стоимость по неотделимым улучшениям в сумме 186.660.000 руб. был предъявлен организации арендатором ЗАО "МИР КИНО "Октябрь", что подтверждается счетом-фактурой N 6 от 16.12.2005, актом приемки-передачи отремонтированных, реконструированных, модернизированных средств N 1 от 16.12.2005.
Счет-фактура и первичные документы по передаче неотделимых улучшений представлены в инспекцию в ходе проведения проверки.
Принятие организацией неотделимых улучшений к бухгалтерскому учету подтверждается данными регистров бухгалтерского учета за декабрь 2005.
С учетом требований переходных положений законодательства (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ) организацией была проведена инвентаризация кредиторской задолженности за неоплаченные товары, принятые к учету до 01.01.2006, в составе которой имеются суммы НДС, предъявленные к оплате продавцами и подлежащие вычету.
В состав кредиторской задолженности организацией была включена сумма задолженности по выплате компенсации за произведенные неотделимые улучшения в здание кинотеатра в размере 1.223.660.000 руб., включая НДС 186.660.000 руб., что подтверждается справкой.
Согласно п. 10 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ налогоплательщики налога на добавленную стоимость, определяющие до вступления в силу указанного Федерального закона момент определения налоговой базы как день отгрузки, производят вычеты сумм налога, неоплаченных при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, которые были приняты ими к учету до 01.01.2006, в первом полугодии 2006 равными долями.
Организация в соответствии с указанными требованиями применила вычеты по принятым неотделимым улучшениям равными долями в январе, феврале, марте, апреле, мае, июне 2006 и отразила их в декларациях за указанные налоговые периоды.
В марте 2006 в состав налоговых вычетов включена сумма 31.110.000 руб. (строка 190 декларации).
Таким образом, организацией соблюдены все условия для применения вычетов по НДС, предусмотренные в ст. 171 и ст. 172 НК РФ, Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ и, следовательно, она имеет право на применение налоговых вычетов по НДС в марте 2006.
В соответствии с п. 1 ст. 176 НК РФ в случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с п.п. 1-3 п. 1 ст. 146 НК РФ, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 НК РФ.
Уточненная налоговая декларация N 3 по НДС за март 2006 подана организацией в инспекцию в пределах трех лет после окончания налогового периода, что соответствует требованиям п. 2 ст. 173 НК РФ и подтверждается протоколом оператора электронной отчетности и почтовой описью вложения с отметкой почтовой службы.
Согласно п. 6 ст. 176 НК РФ при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.
Сторонами представлен акт сверки расчетов, задолженность заявителя по уплате налогов отсутствует, в связи с чем судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования общества о возмещении НДС путем возврата.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что суд первой инстанции при принятии обжалуемого решения правильно применил нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем, апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.11.2009 по делу N А40-107723/09-118-799 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
В.Я. Голобородько |
Судьи: |
Н.О. Окулова |
|
С.Н. Крекотнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-107723/09-118-799
Заявитель: ОАО "КИНОЦЕНТР "ОКТЯБРЬ"
Заинтересованное лицо: Инспекция ФНС N 4 по г. Москве