Знак соответствия национальному стандарту
Закон о техническом регулировании*(1) в ст. 20 предусматривает два порядка подтверждения соответствия*(2) товара: обязательный и добровольный. В обоих случаях цели подтверждения соответствия общие: а) удостоверение соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров; б) содействие приобретателям в компетентном выборе продукции; в) повышение конкурентоспособности продукции на российском и международном рынках; г) создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
Предметом исследования настоящей статьи являются некоторые вопросы, связанные с добровольным подтверждением соответствия. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации (п. 2 ст. 20 Закона о техническом регулировании) по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Эта процедура используется для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации*(3), условиям договоров. Если товар отвечает заявленным требованиям, орган по сертификации выдает сертификат соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию, и предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если его использование в данном случае предусмотрено (ст. 21 Закона о техническом регулировании).
Знак соответствия - это обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту (ст. 2 Закона о техническом регулировании). Что касается изображения знака соответствия, то закон устанавливает следующие правила. При создании системы добровольной сертификации*(4) учредители могут предусмотреть наличие знака соответствия. В этом случае при регистрации системы в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию (в соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 179 таковым является Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации)*(5) представляются наряду с другими документами, предусмотренными п. 3 ст. 21 Закона о техническом регулировании, изображение знака соответствия, применяемое в данной системе добровольной сертификации, и порядок применения такого знака. Данный знак может применяться для подтверждения соответствия объекта стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.
При установлении соответствия товара национальным стандартам знак соответствия системы добровольной сертификации применению не подлежит. В этом случае используется другой знак - знак соответствия национальным стандартам. Согласно подп. 9 п. ст. 14 Закона о техническом регулировании изображение знака соответствия национальным стандартам утверждает национальный орган по стандартизации - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии*(6) (Ростехрегулирование). Таким образом, независимо от органа, осуществившего добровольную сертификацию и утвердившего изображение знака соответствия этой системы сертификации, при добровольном подтверждении соответствия национальному стандарту применяется единый знак - знак соответствия национальным стандартам.
Во исполнение Закона о техническом регулировании приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. N 157-ст утвержден ГОСТ Р 1.9.-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения"*(7) (далее - Стандарт). Согласно этому документу применением знака соответствия национальным стандартам являются маркирование им непосредственно продукции, тары, упаковки (сопроводительной технической документации, прилагаемой к продукции, поступающей к приобретателю при реализации), а также использование этого знака в рекламе, проспектах, на официальных бланках и вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках.
Маркировка продукции знаком соответствия национальным стандартам может представлять собой только его изображение, нанесенное на продукцию, тару (упаковку), товарно-сопроводительную документацию или специально изготовленное изделие с изображением знака соответствия национальным стандартам, прикрепленное к продукции. Такое изделие - носитель знака соответствия национальным стандартам закрепляют на продукции или таре (упаковке) способом, исключающим возможность оспаривания принадлежности этого изделия к маркированной им продукции и возможности повторного использования изделия-носителя (п. 6.13 Стандарта). Исполнение знака соответствия национальным стандартам должно быть контрастным фону поверхности, на которую он нанесен; изображение знака может быть плоским, рельефным или голографическим. Маркирование продукции знаком соответствия национальным стандартам следует осуществлять любым технологическим способом, обеспечивающим четкое изображение этого знака, его стойкость к внешним воздействующим факторам, а также сохранность изображения знака в течение установленного срока службы (годности) продукции.
Знак соответствия национальным стандартам наносят на несъемную часть каждой единицы продукции, а если это невозможно (например, для газообразных, жидких и сыпучих материалов и веществ, мелких изделий), то непосредственно на тару или упаковку. При необходимости для этого используют специальные технические средства - ярлыки, ленты, выполненные как встроенная часть продукции (для канатов, кабелей и т.д.). Такой знак изображается всегда полностью, недопустимо наносить лишь отдельные его элементы. На рис. 1 приведено изображение знака соответствия национальным стандартам.
"Рис. 1. Знак соответствия национальным стандартам"
Помимо рассмотренных положений Стандартом введено правило, согласно которому основанием для применения знака соответствия национальным стандартам является выданное национальным органом по стандартизации или от его имени другим уполномоченным им органом разрешение на право применения знака соответствия национальным стандартам (далее - разрешение), форма которого приведена в приложении к Стандарту (приложение "Г"). На лицевой стороне такого документа указываются следующие сведения: вид продукции, выпускаемой по национальному стандарту и ему соответствующей; лицо, которому выдано разрешение; срок действия разрешения. На оборотной стороне перечисляются документы, на основании которых оно выдано, и обязанности держателя разрешения. Разрешение подписывается руководителем органа, выдавшего этот документ (на лицевой стороне), и держателем разрешения (на оборотной стороне) с приложением печати каждого из них.
Для получения разрешения необходимо обратиться с заявкой в национальный орган по стандартизации или уполномоченный им орган. Форма такой заявки утверждена приложением "Д" к Стандарту. Там же приведен список документов, прилагаемых к заявке (он может меняться в зависимости от вида продукции). В частности, требуются: а) копия сертификата соответствия, выданного по результатам добровольной сертификации на соответствие национальным стандартам; б) копии сертификатов соответствия, выданных по результатам добровольной сертификации на соответствие стандартам организаций (при ее проведении); в) копия сертификата соответствия, выданного по результатам обязательной сертификации на соответствие требованиям технических регламентов (при ее проведении); г) копия декларации о соответствии (если декларирование проводилось) с копиями доказательных материалов; д) копия сертификата системы качества; е) копии протоколов испытаний, подтверждающих соответствие продукции требованиям национальных стандартов.
Исходя из того что просьба заявителя состоит в получении разрешения на применение знака соответствия национальным стандартам, наличие требования о предоставлении дополнительных документов, не относящихся к подтверждению соответствия национальному стандарту, разумному объяснению не поддается.
В соответствии с п. 6.9 Стандарта оценка достаточности и объективности представленных заявителем документов, подтверждающих соответствие конкретной продукции национальным стандартам на эту продукцию, и выдача разрешения осуществляются в порядке, установленном национальным органом по стандартизации с учетом результатов проведения проверки и анализа следующих документов:
а) добровольной сертификации продукции на соответствие национальным стандартам и других видов добровольной сертификации продукции, предусмотренных Законом о техническом регулировании (при их проведении);
б) обязательной сертификации продукции и (или) декларирования соответствия продукции, в отношении которой установлены требования технических регламентов;
в) государственного контроля и надзора за продукцией, в отношении которой установлены требования технических регламентов (не более чем полугодовой давности).
Исходя из того, что уполномоченный орган проводит оценку достаточности и объективности представленных заявителем документов, при определенных обстоятельствах в выдаче разрешения на применение знака соответствия может быть отказано. Такое недоверие федерального органа исполнительной власти к деятельности лиц, подтвердивших соответствие объекта национальному стандарту, едва ли оправданно.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии организует учет выданных разрешений и ведет реестр субъектов хозяйственной деятельности, получивших разрешения на выпускаемую ими продукцию, которая может маркироваться знаком соответствия национальным стандартам (п. 6.11 Стандарта).
С учетом изложенного в Стандарт включено правило, согласно которому при маркировании знаком соответствия национальному стандарту под графическим изображением знака указываются код органа, выдавшего разрешение на право его применения, и обозначение национального стандарта, соответствие которому документально удостоверено. Таким образом, проставление на товаре графического изображения знака соответствия национальным стандартам без указания остальных необходимых данных не признается действительным.
Кроме этого, Стандартом предусмотрен инспекционный контроль за соблюдением условий маркирования продукции знаком соответствия национальным стандартам. В частности, выдача разрешения, оценка достаточности и объективности представленных заявителем доказательств и инспекционный контроль за соблюдением условий проведения маркирования продукции знаком соответствия национальным стандартам осуществляются на условиях договора между заявителем и национальным органом по стандартизации или уполномоченной им организацией (п. 6.10 Стандарта). Таким образом, для маркирования товара знаком соответствия национальным стандартам изготовитель должен заключить два соглашения: сначала договор о проведении добровольной сертификации - с соответствующим органом по сертификации (п. 1 ст. 21 Закона о техническом регулировании), затем договор о выдаче разрешения и инспекционном контроле при маркировании товара знаком соответствия национальному стандарту - с национальным органом по стандартизации.
Правило об инспекционном контроле за соблюдением условий маркирования продукции знаком соответствия, несомненно, необходимо. Однако такое правило должно быть общим в отношении любого знака соответствия при добровольной сертификации, а не только знака соответствия национальному стандарту, и установить его следует в нормативном акте. В соответствии с Законом о техническом регулировании орган по сертификации приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов (подп. 4 абз. 3 п. 1 ст. 21), однако основания для принятия соответствующих решений не указаны. Для устранения пробела целесообразно дополнить данную статью положением о том, что орган по сертификации контролирует соответствие выпускаемой продукции показателям, подтвержденным при добровольной сертификации. При принятии таких решений необходимо рассматривать и вопрос о праве на применение знака соответствия, если наличие знака предусмотрено системой сертификации. В Закон о техническом регулировании целесообразно внести положение, согласно которому при заключении договора между изготовителем и органом, осуществляющим добровольную сертификацию товара, стороны обязаны предусмотреть условие о проверке соответствия товара показателям, подтвержденным при добровольной сертификации (инспекционный контроль), сроках и порядке ее проведения, последствиях выявленного несоответствия товара показателям, подтвержденным при сертификации.
Отдельные положения Стандарта требуют дополнительного анализа нормативных актов, в частности, определяющих компетенцию федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента РФ от 14 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"*(8) федеральное агентство не вправе осуществлять контроль и надзор, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ (подп. "г" п. 5); выполнение указанных функций в установленной сфере деятельности возложено на федеральные службы (подп. "а" п. 4). При этом под функциями в области контроля и надзора понимаются, в частности: а) выдача органами государственной власти, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; б) регистрация актов, документов, прав (абз. 3, 4 подп. "б" п. 2 того же Указа Президента РФ).
В Положении о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии не предусмотрено осуществление этим органом исполнительной власти контроля и надзора в сфере применения знака соответствия национальным стандартам. Учитывая изложенное, установление в Стандарте правил о получении разрешения на применение знака соответствия национальному стандарту, ведении реестра выданных разрешений (регистрация права) и осуществлении контроля за применением знака соответствия является превышением полномочий федеральным органом исполнительной власти. Наличие рассмотренных правил явно свидетельствует о недопонимании уполномоченным федеральным органом исполнительной власти характера стоящих перед ним задач. Для защиты прав и интересов предпринимателей можно воспользоваться ст. 13 ГК РФ, в соответствии с которой ненормативный акт государственного органа (каковым является национальный стандарт), не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ (в частности, путем взыскания причиненных убытков). Учитывая, что в Стандарте наряду с рассмотренными содержатся положения, соответствующие действующему законодательству, он может быть признан недействительным не полностью, а в части.
В соответствии с Законом о техническом регулировании Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии должно было только утвердить изображение знака соответствия национальным стандартам (подп. 9 п. 1 ст. 14), а также установить порядок его применения.
Согласно п. 2 ст. 22 того же акта применение знака соответствия национальному стандарту осуществляется заявителем на добровольной основе любым удобным для него способом в порядке, установленном национальным органом по стандартизации. Отсюда следует, что никаких дополнительных взаимоотношений в связи с применением знака соответствия национальным стандартам не требуется. Право на применение знака соответствия при добровольной сертификации возникает без каких-либо дополнительных условий, автоматически. "Все нормы права, включенные в ст. 22, являются диспозитивными, предоставляя заявителю возможность самостоятельного решения о применении и о способах применения в отношении знака соответствия"*(9).
Маркирование знаком соответствия национальным стандартам должно повышать конкурентоспособность конкретного товара. Однако для этого требуется, чтобы покупатель, во-первых, представлял себе этот знак, и, во-вторых, был осведомлен о том, что наличие такой маркировки свидетельствует о высоком качестве товара. Поскольку в законе нет жесткого правила об обязательном маркировании товара знаком соответствия национальному стандарту, при проведении добровольной сертификации производитель вправе не маркировать товар, а лишь прикладывать к сопроводительной документации копию сертификата соответствия. В этом случае лишь субъекты предпринимательской деятельности - оптовые организации и розничные торговцы - будут уведомлены о том, что приобретаемый ими товар соответствует национальному стандарту.
Однако с учетом затрат на производство товара по национальному стандарту и добровольное подтверждение соответствия этому стандарту товар может быть несколько дороже, чем аналогичная продукция конкурентов. И в этом случае для его успешной реализации особенно важно, чтобы покупатель знал изображение знака соответствия национальному стандарту и то, что его наличие свидетельствует о высоком качестве товара, и был заинтересован в приобретении именно этого, а не иного товара, не имеющего такой маркировки. Для этого необходимо вести просветительскую работу. Более того, на наш взгляд, без нее осуществление добровольной сертификации вообще и на соответствие национальному стандарту в частности неэффективно. Необходимо повышать уровень правовой грамотности как граждан, приобретающих товар в розничной торговле, так и субъектов предпринимательской деятельности.
Возможна и иная ситуация. В целях повышения конкурентоспособности производимого товара изготовитель может маркировать товар знаком соответствия национальному стандарту в тех случаях, когда товар произведен не по национальному стандарту, а по иным стандартам, либо товар изготавливается в соответствии с условиями национального стандарта, но процедура подтверждения соответствия ему не проводилась. Такие действия являются введением потребителя в заблуждение. При их выявлении возможно применение мер административного воздействия, в том числе в рамках антимонопольного законодательства (в соответствии с п. 1 ст. 10 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" введение потребителя в заблуждение относительно качества товара является одним из видов недобросовестной конкуренции).
В статье 14.7 "Обман потребителей" КоАП РФ предусмотрена ответственность за введение в заблуждение относительно качества товара или иной обман потребителей организациями, осуществляющими реализацию товаров населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли или работающими у индивидуальных предпринимателей. Указанная статья предполагает наказание продавца только при реализации товара в розницу. В отношении же изготовителя, в результате действий которого гражданин-потребитель, а также оптовые организации вводятся в заблуждение, ответственность за совершение указанных действий не предусмотрена.
Такой подход вряд ли можно считать правильным. С одной стороны, установление ответственности требует от розничного торговца наличия знаний в области правового регулирования качества товаров и более внимательного отношения к формированию условий договора поставки. При этом наряду с другими условиями, определяющими качество товаров, в договор следует включать условие о маркировке товара знаком соответствия. При добровольном подтверждении соответствия товара не национальному, а иным стандартам, техническим условиям, условиям договора товар может маркироваться только знаком соответствия системы добровольной сертификации, в которой осуществлялось подтверждение соответствия (разумеется, при наличии в системе такого знака). В договоре следует указывать, соответствие каким показателям подтверждается при добровольной сертификации, в какой системе добровольной сертификации будет проводиться подтверждение соответствия. Сторонам должно быть также известно и изображение знака соответствия этой системы добровольной сертификации.
С другой стороны, поскольку маркировку товара осуществляет изготовитель, то и он должен нести ответственность*(10) за введение в заблуждение относительно качества товара, причем всех покупателей, а не только граждан, приобретающих товар в розничной торговле. Закон о техническом регулировании устанавливает общее правило для всех товаров и не содержит указания о том, что добровольное подтверждение соответствия национальным стандартам допускается только в отношении товаров, реализуемых гражданам-потребителям.
Представляется необходимым установить ответственность за указанные нарушения и для оптовых торговых организаций, осуществляющих продвижение товара от изготовителя к покупателю. Помимо этого следует предусматривать ответственность изготовителя и в тех случаях, когда товар произведен по национальному стандарту, но процедура подтверждения соответствия этому стандарту не проводилась, тем не менее, товар маркируется знаком соответствия национальному стандарту. В пункте 3 ст. 22 Закона о техническом регулировании содержится императивная норма, запрещающая маркирование знаком соответствия объектов, не прошедших добровольную сертификацию. Представляется, что ст. 14.10 КоАП РФ "Незаконное использование товарного знака" целесообразно дополнить положением об ответственности за незаконное использование знака соответствия системы добровольной сертификации и знака соответствия национальным стандартам.
Г.Б. Леонова,
доцент кафедры коммерческого права юридического факультета МГУ
"Законодательство", N 8, август 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изменениями от 9 мая 2005 г.) // СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140; 2005. N 19. Ст. 1752.
*(2) Подтверждение соответствия - это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (ст. 2 Закона о техническом регулировании).
*(3) Система сертификации - это совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом (Там же).
*(4) См.: постановление Правительства РФ от 23 января 2004 г. N 32 "О регистрации и размере платы за регистрацию системы добровольной сертификации" // СЗ РФ. 2004. N 5. Ст. 371; 2005. N 32. Ст. 3326.
*(5) СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1472; 2005. N 5. Ст. 390; 2005. N 34. Ст. 3506; 2006. N 10. Ст. 1105.
*(6) См.: постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 294 "О федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" (в редакции постановления Правительства РФ от 27 октября 2004 г. N 584) // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2575; 2004. N 44. Ст. 4357.
*(7) ГОСТ Р 1.9. - 2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения". М., 2005.
*(8) СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945; 2004. N 21. Ст. 2023; 2005. N 47. Ст. 4880; 2005. N 52 (ч. 3). Ст. 5690; 2005. N 12. Ст. 1023; 2006. N 14. Ст. 1509.
*(9) Гусева Т.А., Чапкевич Л.Е. О техническом регулировании: Постатейный комментарий к Федеральному закону. М., 2005.
*(10) О необходимости предусмотреть за данное правонарушение ответственность изготовителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) см.: Гусева Т.А., Чапкевич Л.Е. Указ. соч. Комментарий к ст. 27.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Как из маркировки можно узнать, осуществлялась ли добровольная сертификация товара, и по каким показателям? В каких случаях при маркировке товара знаком соответствия национальным стандартам в нарушение установленных правил применяются меры административного воздействия? Почему за введение потребителей в заблуждение относительно качества товара КоАП РФ предусматривает ответственность лишь для розничной торговли, но не для изготовителей и оптовых торговых организаций? Исследуя ГОСТ Р 1.9.-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения", автор приходит к выводу о том, что содержащиеся в нем отдельные правила о применении знака соответствия национальным стандартам противоречат положениям действующего законодательства. Вносятся предложения по совершенствованию административного законодательства.
Знак соответствия национальному стандарту
Автор
Г.Б. Леонова - доцент кафедры коммерческого права юридического факультета МГУ
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2006, N 8