г. Самара
30 декабря 2009 г. |
Дело N А55-24936/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 декабря 2009 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Рогалевой Е.М., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кремневой А.А.,
с участием:
от заявителя - Глухова О.В., доверенность от 23 июня 2009 г. N 5603;
от Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области - Ловыгина Е.В., доверенность от 11 января 2009 г. N 12-05;
от третьего лица - Приданников Е.Р., доверенность от 20 октября 2009 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 ноября 2009 г.
по делу N А55-24936/2009 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,
третье лицо - муниципальное медицинское учреждение "Медико-санитарная часть N 5 Кировского района городского округа Самара", г. Самара,
о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее - регистрирующий орган) с заявлением о признании незаконным решения от 11 июня 2009 г. N 01/113/2009-026 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание, общей площадью 5847,3 кв.м., расположенное по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Строителей / Республиканская, дом 35/54-56, внутренняя литера АА1А2аа1а2а3а4а5, и обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на указанный объект недвижимого имущества.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11 ноября 2009 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что нежилое здание, право собственности на которое заявлено на государственную регистрацию, является собственностью муниципального образования городской округ Самара, в силу прямого указания закона, что, в свою очередь, является достаточным правовым основанием для проведения государственной регистрации права собственности муниципалитета.
Не согласившись с выводами суда, регистрирующий орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что представленное на государственную регистрацию решение Арбитражного суда Самарской области о признании ОАО "СаМеКо" банкротом подразумевает, что данный объект недвижимости являлся собственностью ОАО "СаМеКо", и постановление от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 не регулирует данные правоотношения.
Объект, право собственности на который было заявлено на государственную регистрацию, не может являться муниципальной собственностью на основании решения арбитражного суда о признании юридического лица банкротом.
В 1999 г. муниципалитет, как и любой другой участник гражданского оборота, мог приобрести право собственности только с момента государственной регистрации такого права. Внесение же имущества в реестр муниципальной собственности не свидетельствует о возникновения права.
В судебном заседании представитель регистрирующего органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным.
Представитель третьего лица также просит решение суда оставить без изменения, по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель 28 апреля 2009 г. обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание, общей площадью 5847,3 кв.м., расположенное по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Строителей/Республиканская, д. 35/54-56, внутренняя литера АА1А2аа1а2а3а4а5.
Сообщением регистрирующего органа от 11 июня 2009 г. N 01/113/2009-026 в государственной регистрации права собственности заявителю было отказано (л.д. 10-12).
Основанием для отказа в регистрации послужило то, что из представленной заявителем выписки из реестра муниципального имущества от 12 сентября 2008 г. N 15-07-16/38951 следует, что заявленный на государственную регистрацию объект недвижимости включен в реестр муниципальной собственности городского округа Самара на основании решения Арбитражного суда Самарской области от 16 февраля 1999 г. по делу NА55-136/98-1.
Однако, из данного решения не представляется возможным установить факт возникновения права собственности на объект недвижимости - нежилое здание, общей площадью 5847,3 кв.м, расположенный по адресу: г.Самара, Кировский район, ул. Строителей / Республиканская, д. 35/54-56, внутренняя литера АА1А2аа1а2а3а4а5.
Регистрирующий орган также указал, что Федеральным законом от 08 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не предусмотрено возникновение у муниципальных образований каких-либо прав на имущество в связи с его передачей.
Не согласившись с решением регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации права, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
вступившие в законную силу судебные акты;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения.
Согласно п. 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В частности, п. 2 Приложения N 3 постановления N 3020-1 предусмотрено, что к объектам муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов, в том числе: учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров).
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 5 Информационного письма от 11 июня 1997 г. N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" указал, что объекты, указанные в приложении N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра объектов капитального строительства от 08 июня 2007 г. N РИ-08346гп строение, расположенное по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Строителей / Республиканская, д. 35/54-56, внутренняя литера АА1А2аа1а2а3а4а5, является зданием больницы и фактически используется по назначению (л.д. 13).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанный выше объект недвижимого имущества является собственностью муниципального образования городской округ Самара в силу прямого указания закона.
Кроме того, согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 1998 г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" подтверждением права собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Как установлено судом первой инстанции, заявитель представил на государственную регистрацию выписку из реестра муниципального имущества от 12 сентября 2008 г. N 15-07-16/38951, согласно которой объект недвижимости - нежилое здание, общей площадью 5847,3 кв.м., расположенное по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Строителей/Республиканская, д. 35/54-56, внутренняя литера АА1А2аа1а2а3а4а5, является муниципальной собственностью и включен в реестр муниципального имущества за номером 013583 на основании решения Арбитражного суда Самарской области от 16 февраля 1999 г. NА55-136/98-1.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем на государственную регистрацию были представлены надлежащие правоустанавливающие документы, подтверждающие факт передачи спорного здания в собственность муниципального образования городской округ Самара.
Ссылка регистрирующего органа о том, что решение Арбитражного суда Самарской области о признании юридического лица банкротом признает право собственности на спорный объект недвижимости за ОАО "СаМеКо", арбитражным апелляционным судом не принимается, т.к. из указанного решения арбитражного суда не следует, что в муниципальную собственность переданы объекты, являющиеся собственностью предприятия-банкрота.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что обжалуемый отказ регистрирующего органа противоречит требованиям ст.ст. 18, 20 Закона о регистрации, а также нарушает права и законные интересы заявителя, который в силу ст. 27 Устава городского округа Самара является уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные регистрирующим органом в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 ноября 2009 г. по делу N А55-24936/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-24936/2009
Истец: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области
Третье лицо: Муниципальное медицинское учреждение "Медико-санитарная часть N5 Кировского района городского округа Самара"
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10440/10
21.07.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10440/10
05.04.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А55-24936/2009
30.12.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11224/2009