Выездные проверки: проверим вместе
В сентябрьском номере журнал "Расчет" коротко осветил нововведения в первой части Налогового кодекса. В том числе и "новинки" в отношении выездных налоговых проверок. В этом номере мы предлагаем подробнее разобраться с процедурой проведения таких проверок с января 2007 года.
Начало - статья 89 Налогового кодекса
Итак, решение о проведении проверки выносят:
- налоговая по месту нахождения проверяемой компании;
- инспекция, которая поставила компанию на учет как крупнейшего налогоплательщика;
- налоговая на месту нахождения филиала или представительства, если будет проводиться отдельная проверка этого подразделения компании.
Проверяют по-прежнему, не больше трех календарных лет до года, в котором выносится решение о проверке. Срок проведения проверки не изменился - 2 месяца, Для самостоятельной проверки филиалов - 1 месяц.
Но теперь в кодексе четко указано, как определяется этот срок - со дня вынесения решения о проведении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (делается в последний день проверки в обязательном порядке). Получается, что справка как раз и составляется не позднее 2 месяцев с даты вынесения решения о проверке.
Однако все не так уж радужно. Статья 89 Налогового кодекса в новой редакции устанавливает, что продлить срок проведения проверки можно и до 4, и даже до 6 месяцев. Причем ни порядок, ни основания продления не указаны. Эту прерогативу законодатели оставили за неустановленным "федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в области налогов".
Получается, что сроки проведения выездной проверки все-таки увеличили. Ведь по действующей редакции кодекса продлить проведение проверки можно максимум до трех месяцев.
Запрашиваем документы - статьи 93, 93.1 кодекса
Знакомиться с подлинниками документов инспекторы могут только на территории компании. Изъять подлинники можно только при их выемке в установленном порядке.
Получать копии интересующих их документов инспекции будут по-прежнему с помощью требований о предоставлении таких документов (как при выездных, так и при камеральных проверках). Но вот срок для их исполнения стал больше - 10 календарных дней со дня вручения.
Причем если компания не может уложиться в этот срок, у нее теперь есть право в течение дня, следующего за днем получения требования, письменно известить инспекцию о невозможности представить документы и указать причины и сроки, когда документы будут представлены.
Заверять копии нужно подписью руководителя или уполномоченного лица, а также печатью компании - об этом прямо указано в кодексе. Еще один плюс для налогоплательщиков - запрет требовать документы, которые раньше уже были предоставлены в инспекцию при проведении предыдущих проверок компании. Исключение - если документы были утрачены из-за событий непреодолимой силы.
Но радоваться рано - этот абзац вступает в силу только с 1 января 2010 года.
Напомним, что с нового года у инспекций появятся два новых законных основания требовать предоставления документов. Это право истребовать документы или информацию у контрагентов проверяемой компании или даже "у иных лиц, располагающими документами или информацией" о деятельности проверяемой фирмы. Как именно налоговики будут определять, у кого именно могут быть такие документы и информация, кодекс не устанавливает.
Запрашивать можно и документы, касающиеся конкретной сделки, причем как у ее участников, так и у других лиц, имеющих о ней информацию. Так что любая компания может оказаться в ситуации, когда на ее адрес будет приходить больше требований, чем сейчас, и ей придется доказывать, имеет она ту или иную информацию или нет.
Приостановка - статья 89 кодекса
Выездная налоговая проверка приостанавливается руководителем инспекции. Приостановка проводится, если:
- нужно получить документы или информацию о проверяемой компании или о конкретной сделке - приостановка по этому основанию возможна каждый раз, когда документы будут запрашиваться у нового контрагента.
- нужно получить информацию от иностранных государственных органов;
- необходимо провести экспертизу;
- необходим перевод документов, предоставленных компанией.
Срок, на который приостанавливается проведение проверки, - не больше 6 месяцев (плюс еще три месяца, если будет запрос в иностранное государство).
Получается, что к максимуму по проведению проверки - к 6 месяцам, придется прибавить еще 6, а то и 9 месяцев приостановки.
Хотя на этот срок все действия проверяющих на территории компании (проведение проверки, истребование документов) приостанавливаются, все полученные раньше подлинники возвращаются.
Выносим решение - статья 101 Налогового кодекса
После того, как в инспекции получат возражения на акт проверки, руководитель инспекции должен рассмотреть материалы проверки в течение 10 дней с даты, когда истекает срок для предоставления возражений. Назначается день рассмотрения материалов и извещается об этом компания-налогоплательщик.
Действия руководителя инспекции при рассмотрении материалов проверки по новой редакции кодекса достаточно интересны: он проверяет явку сторон, исследует все доказательства, принимает решение, если дело нужно отложить, о привлечении эксперта, переводчика или свидетеля.
После того, как компания представит все документы и выскажет все свои замечания к материалам проверки, руководитель определяет, нарушила ли компания закон, как именно, и есть ли ее вина в этом. Также именно руководитель инспекции определяет, есть ли обстоятельства, смягчающие или исключающие вину налогоплательщика.
Оценив все эти обстоятельства, руководитель инспекции выносит решение. А также может принять решение об обеспечительных мерах - о приостановке расчетов по счетам, о запрете на отчуждение имущества.
Таким образом, рассмотрение материалов проверки фактически превращается в заседание суда первой инстанции. Ведь полномочия судьи по статье 153 Арбитражного процессуального кодекса поразительно напоминают те, которым наделяет новая редакция кодекса руководителей налоговых инспекций. Но у руководителя есть и преимущество: он выступает на стороне, которая предъявляет претензии, а не выступает арбитром в споре двух сторон. И налогоплательщик при этом попадает в незавидное положение - ведь он будет доказывать, что не виноват, представителю государственного органа, крайне заинтересованному в максимальной сумме недоимки и штрафа. Насколько объективно инспекции будут расценивать доказательства налогоплательщиком, покажет только практика. Будем надеяться, что к моменту, когда обратиться в суд можно будет только после рассмотрения дела в инспекции (с 1 января 2009 года), такая практика сложится.
Напомним, что все проверки, которые не будут закончены до 1 января 2007 года, проводятся в порядке, установленном действующей редакцией кодекса. Но штраф можно взыскать в прежнем порядке только в том случае, если решение о налоговой санкции будет вынесено до этой даты,
Повтор, еще повтор
Еще одно не очень приятное для компаний новшество касается оснований проведения повторной выездной проверки, не учитывая ранее проведенные. Новое основание - это подача компанией уточненной налоговой декларации. Если в этой декларации компания укажет сумму налога меньше ранее заявленного, руководитель инспекции может вынести решение о проведении повторной проверки. Проверяется при этом период, за который представлена уточненная декларация.
Единственное утешение - если инспекция выявит в уже проверенном ранее периоде нарушение, то штраф взыскан быть не может. Но при условии, что решение о первой проверке вынесено уже после 1 января 2007 года. Получается, что компании, подавшие уточненку за периоды, проверенные до 1 января 2007 года, на это освобождение рассчитывать не могут.
Е. Корецкая
"Расчет", N 10, октябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru