г. Воронеж |
|
24 декабря 2009 г. |
Дело N А48-3850/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2009 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей: Сергуткиной В.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анзельм К.К.,
при участии:
от закрытого акционерного общества "Эканн": Троицкий А.Д., председатель ликвидационной комиссии, протокол общего собрания акционеров от 29.09.08 N 13;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Орловской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Эканн" на решение Арбитражного суда Орловской области от 21.09.2009 г. по делу N А48-3850/2009 (судья А.В. Володин) по заявлению закрытого акционерного общества "Эканн" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Орловской области о признании недействительным решения от 16.07.2009 г. и обязании осуществить регистрационные действия,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Эканн" (далее - ЗАО "Эканн", Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции федеральной налоговой службы России N 1 по Орловской области (далее - МИФНС России N 1 по Орловской области, Инспекция) от 16.07.2009 г. об отказе в государственной регистрации Общества в связи с его ликвидацией и обязании Инспекции произвести государственную регистрацию ЗАО "Эканн" в связи с его ликвидацией и внести в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) регистрационную запись о ликвидации ЗАО "Эканн".
Решением Арбитражного суда Орловской области от 21.09.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ЗАО "Эканн" обратилось с апелляционной жалобой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и на несоответствие выводов, изложенных в решении суда первой инстанции, обстоятельствам дела, просило отменить решение арбитражного суда Орловской области от 21.09.2009 и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Общество ссылается на то, что им был представлен полный пакет документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. При этом указывает на то, что законодательство не предусматривает условием регистрации согласование ликвидационного баланса ликвидируемого юридического лица с налоговой инспекцией, соответственно, несогласие последней с представленным Обществом балансом не может служить основанием для его непринятия и отказа в государственной регистрации ликвидации заявителя.
МИФНС России N 1 по Орловской области явку своего представителя в суде в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечила, представила отзыв, в котором просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителей в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя ЗАО "Эканн", суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Эканн" общим собранием акционеров, состоявшимся 29.09.2008, принято решение о добровольной ликвидации Общества.
Сообщение о ликвидации было опубликовано в "Вестнике государственной регистрации" N 40 от 08.10.2008.
ЗАО "Эканн" уведомило регистрирующий орган - Инспекцию о принятом решении о добровольной ликвидации юридического лица. В связи с чем Инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись о принятии решения о ликвидации юридического лица и о формировании ликвидационной комиссии юридического лица.
Первоначально ЗАО "Эканн" утвердило промежуточный ликвидационный баланс от 04.03.2009 и 11.03.2009 представило его в Инспекцию.
Инспекция 17.03.2009 приняла решение об отказе в государственной регистрации юридического лица, в связи с его ликвидацией по причине несоответствия представленного промежуточного ликвидационного баланса установленной форме.
ЗАО "Эканн" 10.04.2009 представило в Инспекцию заявление на ликвидацию по форме Р16001, ликвидационный баланс от 10.04.2009, документ об уплате государственной пошлины и справку из Пенсионного фонда Российской Федерации.
Решением от 17.04.2009 Инспекция отказала в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, на том основании, что в регистрирующий орган не представлен промежуточный ликвидационный баланс, соответствующий форме и содержанию, установленным нормативными актами по бухгалтерскому учету.
ЗАО "Эканн" 24.04.2009 представило в Инспекцию уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р15003 и промежуточный ликвидационный баланс от 22.04.2009, одновременно заявитель представил заявление на ликвидацию по форме Р16001, ликвидационный баланс от 24.04.2009, документ об уплате госпошлины и справку из Пенсионного фонда Российской Федерации.
По результатам рассмотрения представленных ЗАО "Эканн" документов Инспекция вынесла решения N 348 и 349 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, в обоснование решений указано, что указанный промежуточный ликвидационный баланс подан с недостоверными сведениями, поэтому данный документ считается не представленным.
ЗАО "Эканн" 09.07.2009 вновь представило в Инспекцию уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р15003 и промежуточный ликвидационный баланс от 29.06.2009, в котором содержатся сведения о наличии у заявителя кредиторской задолженности по налогам и сборам в сумме 7 743 000 рублей (сведения о наличии у юридического лица какого-либо имущества в промежуточном ликвидационном балансе отсутствовали), а также документы для регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией: заявление по форме Р16001, ликвидационный баланс на 8.07.2009 г., справку из Пенсионного фонда Российской Федерации и документ об уплате государственной пошлины.
16.07.2009 Инспекцией в ЕГРЮЛ внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица и принято решение об отказе в государственной регистрации ЗАО "Эканн" в связи с его ликвидацией по причине непредставления необходимых в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" N 129-ФЗ от 08.08.2001 документов, а именно- заявления.
Не согласившись с решением МИФНС России N 1 по Орловской области об отказе в регистрации, ЗАО "Эканн" обратилось в арбитражный суд с рассмотренными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что ликвидационная комиссия ЗАО "Эканн" действовала неправомерно, не выполнив возложенную на нее Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ обязанность по осуществлению ликвидации ЗАО "Эканн" через процедуру банкротства при наличии у заявителя непогашенной задолженности по налогам, признанной его ликвидационной комиссией и отраженной в ликвидационном балансе по состоянию на 29.06.2009. Поэтому, по мнению суда, поданное в Инспекцию заявление по форме Р16001 от 09.07.2009 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией содержит недостоверные сведения и не может расцениваться как надлежащий для проведения государственной регистрации документ.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.
Порядок ликвидации юридического лица содержится в ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами: принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет их о ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В силу пункта 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В соответствии с пунктом 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации внесением записи в ЕГРЮЛ завершается ликвидация юридического лица. С этого момента юридическое лицо считается прекратившим свое существование.
Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что записи вносятся в ЕГРЮЛ на основании документов, представленных при государственной регистрации.
При этом в силу пункта 4 статьи 9 названного Закона регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных этим Законом.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в государственной регистрации может быть отказано в случае непредставления определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Статьей 21 данного Закона предусмотрен перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, который является исчерпывающим: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях); ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
В силу пунктов 1, 2 статьи 224 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом. При обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.
Согласно пункту 1 статьи 226 названного Закона нарушение требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 224 данного Федерального закона, является основанием для отказа во внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ликвидационная комиссия ЗАО "Эканн" не выполнила требования по соблюдению установленного действующим законодательством порядка ликвидации юридического лица, однако в поданном в Инспекцию заявлении о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией указано, что ликвидационной комиссией соблюден установленный законом порядок ликвидации юридического лица, и расчеты с кредиторами завершены, то есть данное заявление содержало недостоверные сведения. В связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанное заявление о государственной регистрации правомерно расценено как не поданное в регистрирующий орган.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. При этом пунктом 1 названной статьи и пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возложена на орган, который принял решение или совершил действия (бездействие).
Поскольку МИФНС России N 1 по Орловской области подтверждены законность и обоснованность принятого ею решения об отказе в государственной регистрации ЗАО "Эканн" в связи с его ликвидацией, суд первой инстанции обоснованно отказал ЗАО "Эканн" в удовлетворении заявленных требований.
Заявителем же в нарушение требований ст.13 Гражданского кодекса РФ, ст.198 АПК РФ не доказано нарушение прав и законных интересов в области предпринимательской или иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы ЗАО "Эканн", изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка.
Ссылка подателя жалобы на включение необходимых сведений в промежуточный ликвидационный баланс от 4.03.2009 г. является несостоятельной, поскольку в рамках настоящего дела оспаривалось решение регистрирующего органа по заявлению Общества от июля месяца 2009 года. При этом ликвидационный баланс датирован 29.06.2009 г.
Указание в решении на вручение ликвидационного баланса председателю ликвидационной комиссии 17.03.2009 г. при наличии отметки о получении его на руки 18.05.2009 г. не повлияло на правильность принятого судебного акта.
Основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией не является несогласие с представленным балансом, как ошибочно понимает заявитель, а непредставление соответствующего требованиям закона заявления.
Установление непогашенной задолженности по обязательным платежам по истечении срока, установленного для предъявления требований кредиторов, в данном случае не влияет на правильность решения регистрирующего органа. Проверка инспекцией соблюдения Обществом налогового законодательства осуществлена в период деятельности ликвидационной комиссии до представления ликвидатором заявления о регистрации ликвидации Общества.
Довод о процессуальных нарушениях в ходе рассмотрения дела отклоняется, поскольку представление отзыва является правом лица, участвующего в деле. Кроме того, следует отметить, что представитель ЗАО "Эканн" не был лишен права на ознакомление с имеющимися в материалах дела документами. Материалы дела не содержат заявления с просьбой об ознакомлении с ними. Обжалуемое решение соответствует требованиям, предъявляемым к судебным актам процессуальным законодательством, в т.ч. ст.170 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с вышеизложенным, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Орловской области от 21.09.2009 по делу N А48-3850/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Эканн" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-3850/2009(2)
Заявитель: ЗАО "Эканн"
Ответчик: МИФНС РФ N1 по Орловской обл.
Хронология рассмотрения дела:
30.12.2009 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7410/09