г. Красноярск
30 декабря 2009 г. |
Дело N А33-14683/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бычковой О.И.,
судей: Борисова Г.Н., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.,
при участии представителей:
заявителя - Кондратенко А.А. по доверенности от 12.10.2009,
административного органа - Багаевой О.В. по доверенности от 11.01.2009 N 12,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "28" октября 2009 года по делу N А33-14683/2009, принятое судьей Крицкой И.П.,
установил:
индивидуальный предприниматель Ноздрин Игорь Борисович обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 25.03.2009 N 19-09-009/пн.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "28" октября 2009 года по делу N А33-14683/2009 заявление удовлетворено.
Не согласившись с данным судебным актом, административный орган обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе административный орган указал, что вывод суда первой инстанции об отсутствии вины общества в совершенном правонарушении необоснован, поскольку конкурсным управляющим не представлены в материалы дела доказательства уклонения бывшего директора от передачи необходимых документов и доказательства принятия конкурсным управляющим каких-либо мер для получения документов; вывод об отсутствии состава правонарушения необоснован, поскольку обязанность акционерных обществ по раскрытию информации об аффилированных лицах возникает с момента регистрации юридического лица и прекращается с даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Открытое акционерное общество "Красноярсквзрывпром" зарегистрировано в качестве юридического лица, в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1052461052621.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24.12.2008 по делу N А33-10870/2008 общество признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство до 24.12.2009. Конкурсным управляющим утвержден Ноздрин И.Б.
Заместителем прокурора Кировского района г. Красноярска 10.03.2009 в отношении конкурсного управляющего Ноздрина И.Б. вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому Ноздрин И.Б. не обеспечил представление в регистрирующий орган в установленный срок (до 15.02.2009) список аффилированных лиц за 4 квартал 2008 года, чем нарушил порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
Постановлением о назначении административного наказания от 25.03.2009 N 19-09-009/пн Ноздрин И.Б. привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 3 000,0 рублей.
Ноздрин И.Б. с данным постановлением не согласен, считает его не соответствующим действующему законодательству, в связи с чем, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу пункта 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Судом апелляционной инстанции проверено наличие соответствующих полномочий должностных лиц прокуратуры на вынесение постановления о возбуждении производства об административном правонарушении и административного органа на принятие оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении.
Согласно статье 24.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Генеральный Прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.
В соответствии со статьей 25.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от 10.03.2009 вынесено уполномоченным лицом.
Постановление о назначении административного наказания от 25.03.2009 N 19-09-009/пн вынесено руководителем Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе Городиловым В.М., действовавшим на основании подпункта 2 части 2 статьи 23.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процедура привлечения к административной ответственности, установленная Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом соблюдена, нарушений не установлено.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, в виде наложения административного штрафа.
В соответствии со статьей 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" акционерное общество обязано раскрывать информацию в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно части 4 статьи 93 указанного закона общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Данная обязанность установлена для всех акционерных обществ без исключения независимо от объемов их деятельности, конкурентоспособности и влияния на товарных рынках.
На основании данной нормы, а также статьи 30 и пунктов 4, 12, 13 статьи 42 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг приказом от 10.10.2006 N 06-117/пз-н утвердила Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг.
Согласно пункту 8.5.3 указанного Положения акционерное общество обязано представлять в регистрирующий орган список его аффилированных лиц, составленный на дату окончания отчетного квартала, не позднее 45 дней с даты окончания отчетного периода.
В силу пунктов 8.1.1 и 8.1.2 Положения все открытые акционерные общества, а также закрытые акционерные общества, осуществившие публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, обязаны раскрывать сведения об аффилированных лицах акционерного общества. При этом обязанность по раскрытию указанной информации, возникает для открытых акционерных обществ - с даты государственной регистрации открытого акционерного общества.
Из смысла указанного раздела Положения следует, что для открытых акционерных обществ указанная обязанность прекращается с даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.
Как следует из материалов дела, конкурсный управляющий Ноздрин И.Б. не представил в регистрирующий орган в установленный срок (до 15.02.2009) список аффилированных лиц открытого акционерного общества "Красноярсквзрывпром" за 4 квартал 2008 года.
Указанный список представлен в регистрирующий орган 10.03.2009. Представленный по истечении установленного срока список не содержит сведений об изменениях, произошедших в списке аффилированных лиц за отчетный период, неверно указаны основания, в силу которых лицо признается аффилированным.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает, что в данной конкретной ситуации непредставление списка аффилированных лиц в регистрирующий орган в установленный срок и по установленной форме не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу следующего.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Красноярского края от 24.12.2008 по делу N А33-10870/2008 общество признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство до 24.12.2009.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов; конкурсный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий.
Согласно пункту 2 статьи 126 указанного закона с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия.
Полномочия конкурсного управляющего определены в статье 129 указанного закона, согласно пункту 1 которой с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
В силу прямого указания закона конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя должника в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". Обязанность конкурсного управляющего по представлению в регистрирующий орган списка аффилированных лиц должника указанным законом не предусмотрена.
Выполнение конкурсным управляющим иных обязанностей и полномочий, не установленных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", не предусмотрено действующим законодательством.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у конкурсного управляющего отсутствует обязанность по представлению в регистрирующий орган списка аффилированных лиц. Следовательно, конкурсный управляющий не является субъектом административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод апелляционной жалобы о том, что обязанность акционерных обществ по раскрытию информации об аффилированных лицах возникает с момента регистрации юридического лица и прекращается с даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный.
Как указывалось выше, полномочия конкурсного управляющего ограничены Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", а иные исполнительные органы управления у общества отсутствуют. Следовательно, у общества, в отношении которого введена процедура конкурсного производства, отсутствует обязанность по представлению в регистрирующий орган списка аффилированных лиц.
Оспариваемым постановлением административный орган привлек к ответственности конкурсного управляющего. Следовательно, для признания конкурсного управляющего надлежащим субъектом административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган должен указать нормативно-правовые акты, которые устанавливают соответствующую обязанность именно конкурсного управляющего. Такие нормы материального права административным органом не указаны.
С учетом того, что состав административного правонарушения отсутствует, доводы апелляционной жалобы о том, что конкурсным управляющим не представлены в материалы дела доказательства уклонения бывшего директора от передачи необходимых документов, доказательства обращения в уполномоченные органы в целях применения к Нижегородову А.В. мер административной или уголовной ответственности, не оцениваются судом апелляционной инстанции.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 октября 2009 года по делу N А33-14683/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.И. Бычкова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-14683/2009
Истец: ИП Ноздрин Игорь Борисович
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе