Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2009 г. N 09АП-24858/2009
г. Москва |
|
17 декабря 2009 г. |
Дело N А40-57495/09-59-460 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2009 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Солоповой А.А.
судей Левченко Н.И., Расторгуева Е.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем
судебного заседания Салахетдиновым Р.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.09.2009
по делу N А40-57495/09-59-460, принятое судьей Назаренковым Д.Е.
по иску Территориального управления Федерального агентства
по управлению государственным имуществом в городе Москве
к Правительству Москвы, УФРС по Москве
третьи лица - ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве", Департамент имущества города Москвы
о признании права собственности
при участии в судебном заседании:
от истца - Бухарев А.Ф. (по доверенности от 03.11.2009 N 22-02/19273)
от ответчика: Правительства Москвы - Михаелян С.Б. (по доверенности
от 25.06.2009 N 4-47-9901/9)
от третьих лиц:
от ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" - Негрий Н.В.
(по доверенности от 09.01.2008 N 4)
от Департамента имущества города Москвы - Михаелян С.Б.
(по доверенности от 18.12.2008 N Д/5337)
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Правительству Москвы о признании права федеральной собственности на помещения в здании, расположенном по адресу: г. Москва, ул. 2-я Владимирская, д. 46, корп. 1, общей площадью 1072,9 кв.м., а именно: 1 этаж, помещение III, комнаты 1-7, 7а, 8-13, 15, 17-22, 24-34, 38-41, 43-55, 55а, 56, 56а, 56б, 56в, 57; 2 этаж, помещение IV, комнаты 1-18, 18а, 19, 19а; о признании недействительным зарегистрированного права собственности города Москвы на здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. 2-я Владимирская, д. 46, корп. 1, общей площадью 1072,9 кв.м., а именно: 1 этаж, помещение III, комнаты 1-7, 7а, 8-13, 15, 17-22, 24-34, 38-41, 43-55, 55а, 56, 56а, 56б, 56в, 57; 2 этаж, помещение IV, комнаты 1-18, 18а, 19, 19а.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.09.2009 исковые требования удовлетворены.
Суд признал право федеральной собственности на помещения в здании, расположенном по адресу: г. Москва, ул. 2-я Владимирская, д. 46, корп. 1, общей площадью 1072,9 кв.м., а именно: 1 этаж, помещение III, комнаты 1-7, 7а, 8-13, 15, 17-22, 24-34, 38-41, 43-55, 55а, 56, 56а, 56б, 56в, 57; 2 этаж, помещение IV, комнаты 1-18, 18а, 19, 19а.
Суд признал недействительным зарегистрированное право собственности города Москвы на здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. 2-я Владимирская, д. 46, корп. 1, общей площадью 1072,9 кв.м., а именно: 1 этаж, помещение III, комнаты 1-7, 7а, 8-13, 15, 17-22, 24-34, 38-41, 43-55, 55а, 56, 56а, 56б, 56в, 57; 2 этаж, помещение IV, комнаты 1-18, 18а, 19, 19а.
Суд взыскал с Правительства Москвы в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4000 руб.
Не согласившись с решением суда от 07.09.2009, Правительство Москвы подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить указанное решение суда, в удовлетворении исковых требований отказать.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что спорное здание является объектом муниципальной собственности в силу закона в соответствии с приложением N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1; истцом пропущен срок исковой давности.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчика - УФРС по Москве, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы и третьего лица - Департамента имущества города Москвы, поддержал доводы апелляционной жалобы, представители истца и третьего лица - ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве", возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителей участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, установил следующие обстоятельства.
Судом установлено, что согласно Акту о предоставлении земельного участка для капитального строительства от 12.02.1976 N 96/26-П Московский прожекторный завод Министерства электротехнической промышленности СССР обязан был возвести капитальное строительство на земельном участке, состоящем из владений 46-50 по 2-ой Владимирской улице в квартале N 13-14 Перовского района, а именно трехэтажное кирпичное здание санитарно-эпидемиологической станции по индивидуальному проекту полезной площадью 1557,3 кв.м.
Согласно Акту государственной приемки здания от 29.09.1978 встроенно-пристроенное здание Санэпидстанции по адресу: г. Москва, ул. 2-я Владимирская, д. 46, было принято в эксплуатацию.
На основании решения Президиума Московского Городского Совета Народных депутатов от 10 декабря 1990 года N 163 издан Приказ Главного управления здравоохранения Исполнительного комитета Московского городского Совета народных депутатов от 18.03.1991 N 105 о передаче с 1 апреля 1991 года санитарно-эпидемиологических станций в состав Городской санитарно-эпидемиологической станции и передаче всех материальных ценностей Санэпидстанций с баланса Управлений и Отделов здравоохранения на баланс Городской санитарно-эпидемиологической станции.
С 1978 года спорное здание используется ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" как учреждением государственной санитарно- эпидемиологической службы Российской Федерации.
Между тем, как видно из материалов дела, право собственности на здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. 2-я Владимирская, д. 46, корп. 1, общей площадью 1068,9 кв.м., зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за городом Москвой (запись регистрации от 27.11.2002 N 77-01/03-578/2002-841), что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 11.01.2008 N 77 АЖ 343733 (11.01.2008 внесены изменения в ЕГРП).
Истец, обращаясь в суд с настоящим иском, ссылается на то, что здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. 2-я Владимирская, д. 46, корп. 1, общей площадью 1072,9 кв.м., а именно: 1 этаж, помещение III, комнаты 1-7, 7а, 8-13, 15, 17-22, 24-34, 38-41, 43-55, 55а, 56, 56а, 56б, 56в, 57; 2 этаж, помещение IV, комнаты 1-18, 18а, 19, 19а, в силу пункта 5 раздела II Приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" относится к объектам исключительной федеральной собственности.
При этом Российская Федерация как собственник спорного имущества в лице своих уполномоченных органов не осуществляла никаких действий, направленных на прекращение своего права, в том числе по отчуждению данного здания.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанный реестр, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется Приложениями N 1, 2, 3 к вышеуказанному постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
В Приложении N 1 к названному постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 в числе объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, указаны предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической службы (пункт 5 раздела II).
Поскольку спорный объект из состава федеральной собственности не выбывал, город Москва в лице государственных органов не вправе была включать данный объект в реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы.
При таких обстоятельствах, спорное здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. 2-я Владимирская, д. 46, корп. 1, общей площадью 1072,9 кв.м., а именно: 1 этаж, помещение III, комнаты 1-7, 7а, 8-13, 15, 17-22, 24-34, 38-41, 43-55, 55а, 56, 56а, 56б, 56в, 57; 2 этаж, помещение IV, комнаты 1-18, 18а, 19, 19а, является объектом федеральной собственности в силу прямого указания закона.
При этом, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что основания, по которым это имущество было передано во владение и пользование учреждения санитарно-эпидемиологической службы правового значения не имеют, поскольку до 1991 года существовала единая государственная собственность, а в городе Москве существовал единый порядок управления нежилыми помещениями, в силу чего к пункту 1 приложения 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 могут быть отнесены только объекты, не включенные в приложения N 1 и N 2 указанного постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
На основании изложенного, довод заявителя апелляционной жалобы о том, что право собственности города Москвы на спорное имущество возникло в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 (приложение N 3), не основан на законе и фактических обстоятельствах дела, в связи с чем подлежит отклонению судом апелляционной инстанции.
Исковое требование о признании права федеральной собственности на указанное здание обосновано материалами дела, соответствует закону, в связи с чем правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Довод заявителя о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о признании права собственности является необоснованным.
По иску о признании права собственности установлен общий срок исковой давности в три года с того момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (статьи 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, истец узнал о нарушенном праве, начиная с 25 июля 2007 года - с даты выдачи Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении спорного объекта недвижимости (л.д. 32).
Ответчик не представил доказательств, подтверждающих, что истцу было известно о нарушении права с даты осуществления государственной регистрации права собственности города Москвы на спорное здание (27.11.2002).
Напротив, материалами дела подтверждается, что истец, получив Выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.07.2007, именно с этой даты узнал о нарушении своего права, после чего и обратился в суд с настоящим иском 04.05.2009 (исковое заявление поступило в суд 21.05.2009), то есть в пределах срока исковой давности.
Таким образом, довод заявителя о пропуске истцом срока исковой давности не подтвержден документально и не основан на фактических обстоятельствах дела.
Учитывая изложенное, доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть признаны судом апелляционной инстанции обоснованными, в связи с чем подлежат отклонению.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что исковые требования о признании недействительным зарегистрированного права собственности города Москвы на здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. 2-я Владимирская, д. 46, корп. 1, общей площадью 1072,9 кв.м., а именно: 1 этаж, помещение III, комнаты 1-7, 7а, 8-13, 15, 17-22, 24-34, 38-41, 43-55, 55а, 56, 56а, 56б, 56в, 57; 2 этаж, помещение IV, комнаты 1-18, 18а, 19, 19а, не подлежат удовлетворению в связи с избранием заявителем способа защиты, не предусмотренного законом (постановления ФАС МО от 26.11.2009 N КГ-А40/12093-09, от 01.12.2009 N КГ-А40/12860-09 и др.).
Такая позиция по данному вопросу соответствует судебно-арбитражной практике и была отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 апреля 2009 года N 15148/08.
В указанной связи, обжалуемое решение суда от 07.09.2009 на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит изменению: решение суда в части признания недействительным зарегистрированного права собственности города Москвы на здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. 2-я Владимирская, д. 46, корп. 1, общей площадью 1072,9 кв.м., а именно: 1 этаж, помещение III, комнаты 1-7, 7а, 8-13, 15, 17-22, 24-34, 38-41, 43-55, 55а, 56, 56а, 56б, 56в, 57; 2 этаж, помещение IV, комнаты 1-18, 18а, 19, 19а, а также в части взыскания с Правительства Москвы в доход федерального бюджета государственной пошлины в сумме 4000 руб. (согласно пункту 1 статьи 333.37 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины) подлежит отмене, иск в указанной части требования удовлетворению не подлежит; в остальной части решение суда изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07.09.2009 по делу N А40-57495/09-59-460 изменить.
Указанное решение суда в части признания недействительным зарегистрированного права собственности города Москвы на здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. 2-я Владимирская, д. 46, корп. 1, общей площадью 1072,9 кв.м., а именно: 1 этаж, помещение III, комнаты 1-7, 7а, 8-13, 15, 17-22, 24-34, 38-41, 43-55, 55а, 56, 56а, 56б, 56в, 57; 2 этаж, помещение IV, комнаты 1-18, 18а, 19, 19а, а также в части взыскания с Правительства Москвы в доход федерального бюджета государственной пошлины в сумме 4000 руб. отменить.
В удовлетворении иска в части признания недействительным зарегистрированного права собственности города Москвы на здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. 2-я Владимирская, д. 46, корп. 1, общей площадью 1072,9 кв.м., а именно: 1 этаж, помещение III, комнаты 1-7, 7а, 8-13, 15, 17-22, 24-34, 38-41, 43-55, 55а, 56, 56а, 56б, 56в, 57; 2 этаж, помещение IV, комнаты 1-18, 18а, 19, 19а, отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда города Москвы от 07.09.2009 по делу N А40-57495/09-59-460 оставить без изменения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий-судья |
А.А. Солопова |
Судьи |
Н.И. Левченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-57495/09-59-460
Истец: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по городу Москве, Правительство города Москвы, Правительство г. Москвы
Третье лицо: ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве", Департамент имущества города Москвы