г. Тула
05 января 2010 г. |
Дело N А09-2654/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 января 2010 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тиминской О.А.
судей Тимашковой Е.Н., Еремичевой Н.В.,
по докладу судьи Тиминской О.А.
рассмотрев апелляционную жалобу Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Брянской области
на решение Арбитражного суда Брянской области
от 01.06.2009 года по делу N А09-2654/2009 (судья Черняков А.А.), принятое
по заявлению Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Брянской области
к ЗАО "УК "БМЗ"
о взыскании 3885472 руб. 79 коп. задолженности по уплате за негативное воздействие на окружающую среду.
при участии в заседании:
от заявителя: Макеева Н.Г. - ведущий специалист (доверенность N 02-90/1430 от 21.09.2009), Мотылев В.Ф. - начальник отдела (доверенность N 02-30/1376 от 21.09.2009).
от ответчика: не явился
установил:
Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Брянской области (далее - Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к закрытому акционерному обществу "Управляющая компания "Брянский машиностроительный завод" (далее - ЗАО "УК "БМЗ", Общество) о взыскании 3887088 руб. 25 коп. задолженности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке ст. 49АПК РФ (протокол судебного заседания от 25.05.09).
Решением суда от 01.06.2009 в удовлетворении требований было отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Управление Ростехнадзора подало апелляционную жалобу.
Представитель ответчика, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в порядке ст.ст.266, 156 АПК РФ в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции полагает, что решение подлежит отмене исходя из следующего.
Судом установлено, что 22.03.2004г заместителем начальника Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Брянской области Обществу утверждены лимиты на размещение отходов сроком на 5 лет (до 22.03.2009г.) при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, предусмотренного п.35 Приказа Ростехнадзора от 19.10.07 N 703.
Техотчеты ЗАО "УК "БМЗ" за периоды с 22.03.2004г. по 22.03.2005г., с 22.03.2005г. по 22.03.2006г., с 22.03.2006г. по 22.03.2007г. были представлены Обществом и приняты Управлением с возобновлением лимитов на каждый последующий год.
21.05.08г. очередной техотчет исх.N 005-24/196 ответчик представил за период с 22.03.07 по 22.03.08. При этом следует отметить, что 18.06.2007 Общество получило лицензию N ОТ-08-000373 (32) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов сроком действия до 18.06.2012.
Последний техотчет Управлением Ростехнадзора по Брянской области согласован не был и в продлении лимитов на 2008-2009 г.г. было отказано письмом исх.04-03-04/3443 от 20.06.08 (т.1 л.д.46), в котором ЗАО "УК "БМЗ" было предложено представить:
заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по установленной форме;
копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов;
проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на бумажном и магнитном носителях.
Перечисленные документы были представлены Обществом только 18.02.09, в связи с чем Управлением были утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение только 18.02.09 на срок действия лицензии (до 18.06.2012).
По мнению заявителя, с даты официального отказа в продлении лимитов 2004 года до утверждения новых предприятие было не вправе рассчитывать и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду как нормативную, поэтому по результатам документарной проверки расчета за 3 квартал 2008 года Управление исчислило ее как сверхлимитную, что составило 3887088 руб. 25 коп..
Данная сумма не была оплачена Обществом в добровольном порядке.
Учитывая, что в соответствии с Федеральным законом от 24.11.08 N 204-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2009 год" администратором платежей за негативное воздействие на окружающую среду является Ростехнадзор, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что из анализа смысла норм природоохранного законодательства РФ следует, что продление действия утвержденных лимитов возможно лишь по истечении срока, на который данные лимиты утверждены, в связи с чем отказ Обществу в продлении лимитов на размещение отходов является неправомерным, так как утвержденные 07.06.2004 года лимиты, согласно имеющейся в их тексте отметке, действительны до 22.03.2009 года.
Судом первой инстанции также отражено в обжалуемом решении, что довод заявителя о необходимости переоформления лимитов от 07.06.2004 года по причине получения лицензии на осуществление соответствующей деятельности в 18.06.2007 года несостоятелен ввиду отсутствия таких указаний в нормах действующего законодательства.
Апелляционная инстанция находит данный вывод ошибочным.
В соответствии со ст.ст.3, 16 Федерального закона от 10.01.02г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Частью 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ определены виды негативного воздействия на окружающую среду, а именно: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно ч.3 ст.16 Закона N 7-ФЗ порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Порядок определения платы) установлены два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов и за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с п. 5 Порядка определения платы.
Пунктом 5 Порядка определения платы предусмотрено, что плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации (п.п. 2, 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ).
В силу пунктов 4 и 5 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000г. N 461 (далее - Правила), юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами или осуществляющие такую деятельность, разрабатывают и представляют на утверждение проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
На основании пункта 7 Правил для утверждения лимитов на размещение отходов индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы уполномоченного органа заявление, копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, проект расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по установленной форме, свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов.
Лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на пять лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья (пункт 11 Правил).
В пункте 13 Правил определено, что лимиты на размещение опасных отходов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по размещению опасных отходов, устанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
На основании подпункта 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.01г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и статьи 9 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" размещение опасных отходов является лицензируемым видом деятельности.
Деятельность ЗАО "УК "БМЗ" относится к видам деятельности по обращению с отходами, подлежащих лицензированию в соответствии с п.74 ст.17 Закона о лицензировании.
Однако лицензия N ОТ-08-000373 (32) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов была получена ответчиком лишь в июне 2007 года.
До этого времени, т.е. в период, когда лицензированию подлежала деятельность по обращению с опасными отходами, предприятие осуществляло деятельность без лицензии только на основании лимитов на размещение отходов 2004 года.
После получения лицензии данные лимиты прекратили свое действие, поскольку Федеральным Законом РФ от 02.07.05 N 80-ФЗ из перечня лицензируемых видов деятельности деятельность по обращению с опасными отходами была исключена, в связи с чем ЗАО "УК "БМЗ" стало осуществлять уже другой вид лицензируемой деятельности, на который и была ему выдана лицензия: деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Лимиты, соответствующие как виду деятельности, так и сроку лицензии, были получены ЗАО "УК "БМЗ" в марте 2009 года. С июня 2007 года по февраль 2009 года документы для установления нормативов образования опасных отходов и лимитов на их размещение предприятием в Управление не представлялись.
Следовательно, в 3 квартале 2008 года не могли действовать одновременно лимиты, устанавливаемые для деятельности по обращению с опасными отходами, и лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, при том что, как указано в п.п.7, 13 Правил, лимиты действуют не сами по себе, а неразрывно связаны с лицензией и производны от нее.
Фактически 21.05.08 технический отчет был представлен по лимитам на размещение отходов, утвержденным ГУПР МПР по Брянской области, а не по условиям полученной 18.06.07 лицензии при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, а также в отчете не были указаны отходы 3-4 классов опасности и отходы с неустановленным классом опасности, которые образовывались на предприятии в отчетном периоде при осуществлении лицензируемого вида деятельности и которые были включены в лицензию.
При таких обстоятельствах в период действия лицензии с 18.06.07 по дату выдачи документа об утверждении нормативов 11.03.09 ответчик осуществлял деятельность без разрешительного документа, что согласно п. 5 Порядка определения платы влечет взыскание платы за объемы размещения отходов в пятикратном размере.
Указание суда первой инстанции о том, что Управлению в данном случае следовало принять меры к изданию акта властно-распорядительного характера, ограничивающего деятельность ЗАО "УК "БМЗ" в области обращения с отходами каким-либо из способов, установленных законодательством, не имеет отношения к предмету настоящего спора.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, и по сути, они носят компенсационный характер.
В этой связи исчисление платы в повышенном размере из-за отсутствия разрешительного документа не является санкцией и поэтому не исключает применение за подобные действия мер административного воздействия в виде ограничения, приостановления или прекращения деятельности, предусмотренных п.11 Правил.
Довод ответчика о том, что прежние лимиты были утверждены Управлением в 2004 году без представления Обществом какой-либо лицензии в нарушение требований пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2000г. N 461 и впоследствии неоднократно возобновлялись, отклоняется. Ошибка, допущенная УТЭН Ростехнадзора по Брянской области ранее, не свидетельствует о необоснованном неутверждении Управлением соответствующих лимитов на размещение отходов в 2008 году, тем более что в июне 2007 года существенно изменились обстоятельства.
Ссылка ЗАО "УК "БМЗ" на имеющийся Акт-предписание, свидетельствующий о том, что осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, заявленной в материалах и документах, представленных предприятием как соискателем лицензии для ее получения, в целом соответствует лицензионным требованиям, не может быть принята во внимание. Данный акт относится к процедуре получения лицензии и не имеет отношения к процедуре представления техотчета о неизменности технологического процесса и используемого сырья.
Таким образом, Управление Ростехнадзора правомерно доначислило (скорректировало) Обществу платежи за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащие уплате за III квартал 2008 в размере 3887088 руб. 25 коп., и заявило их ко взысканию в рамках настоящего спора.
Доказательств того, что указанная задолженность уплачена в добровольном порядке, ответчиком не представлено.
Расчет судом проверен: сверхлимитная плата за все виды негативного воздействия на окружающую среду за отчетный период составила 4647825,53 рублей, оплата за этот период произведена платежными поручениями N 15538 от 17.10.08, N 15539 от 17.10.08, N 121 от 20.01.09 (в графе "назначение платежа" указано "плата за негативное воздействие за 3-й кв.2008), а также путем зачета имевшейся переплаты всего на сумму 760737,28 рублей. Правильность расчета подтверждена актом сверки, подписанным сторонами по доверенностям (приложены к материалам дела). При этом данные предприятия по сумме начисленной платы в размере 757090,1 рублей исходя из нормативов не могут быть признаны обоснованными по основаниям, изложенным выше.
По правилам ст.110 АПК РФ госпошлина относится на ответчика и составляет 30935,4 рублей по иску и 1000 рублей по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 269 п.2, 270 ч.1 п.4, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области 01.06.2009 по делу N А09-2654/2009 отменить.
Требования Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Брянской области удовлетворить.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Брянский машиностроительный завод" (место нахождения: 241015 г. Брянск, ул. Ульянова, д. 26; ИНН 3232035432; ОГРН 1023201058957) в доход соответствующих бюджетов задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 3887088,25 рублей и в доход федерального бюджета госпошлину по делу в сумме 31935,4 рублей.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа (в г. Брянске) в двухмесячный срок со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Тиминская |
Судьи |
Е.Н.Тимашкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-2654/2009
Истец: Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Брянской области
Ответчик: ЗАО УК "Брянский машиностроительный завод"
Третье лицо: ИФНС России по Центральному району г.Тулы
Хронология рассмотрения дела:
24.08.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10814/10
02.08.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10814/10
06.04.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N А09-2654/2009
05.01.2010 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2857/2009