г. Москва
4 марта 2010 г. |
N А40-102644/09-141-737 |
резолютивная часть постановления оглашена 25.02.2010
постановление изготовлено в полном объеме 04.03.2010
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т. Т. Марковой,
судей Л.К.Яковлевой, М.С. Сафроновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.А. Чайка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекций Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.12.2009
до делу N А40-102614/09-141-737, принятое судьей Д.И. Дзюбой,
по заявлению Закрытого акционерного общества Небанковская кредитная организация "Частный расчетно-кассовый центр"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве
о признаннии недействительным решения;
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Моисеевой Е.Н. по доверенности N 172 от 21.12.2009;
установил:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.12.2009 признано недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве N 18-10/024778 от 03.04.2009 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, вынесенное в отношении ЗАО Небанковская кредитная организация "Частный расчетно-кассовый центр".
Не согласившись с принятым решением, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей заявителя и инспекции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение подлежит отмене исходя из следующего.
Из материалов дела следует, 13.10.2008 в связи с проведением камеральной проверки инспекцией направлен запрос N 18-10/072341 в адрес ЗАО НКО "ЧАСТНЫЙ РКЦ" с требованием представить налоговому органу выписку по операциям на счете N 407028107000000000120 организации ООО "Стройторг" ИНН/КПП 7705814562/770501001.
В соответствии с п. 2 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.
Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).
В соответствии с п. 1 ст. 82 Кодекса налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также других формах, предусмотренных НК-РФ.
Порядок направления налоговыми органами мотивированных запросов в адрес кредитных организаций разъясняется письмом МНС РФ от 27.05.2004 N 24-2-02/410. Налоговый кодекс Российской Федерации и иные действующие нормативные правовые акты законодательства о налогах и сборах не содержат ограничений в части направления запросов в банки о предоставлении информации по операциям, организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, только в рамках налоговых проверок, а также ограничений по видам операций и периодам, по которым налоговым органом может быть запрошена указанная информация (Определение Конституционного суда от 14.12.2004 N 453).
Согласно текста п. 2 ст. 86 НК РФ справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).
Указанная в настоящем пункте информация может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя).
Согласно ст. 86 Кодекса не следует, что указанные основания для запроса информации каким либо образом взаимосвязаны.
Подобный подход противоречит положениям законодательства о проведении налоговыми органами контрольных мероприятий. В случае, когда запрос направляется инспекцией до вынесения решения по результатам налоговых проверок, основания для вынесения решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, и тем более о взыскании налога отсутствуют.
В соответствии с п. 3 ст. 46 Кодекса решение о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
В соответствии с п. 2 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Направление запроса в банк до окончания мероприятий налогового контроля (налоговой проверки), но после вынесения решения о взыскании налога в рамках действующего налогового законодательства невозможно.
Отсюда следует, что в рассматриваемом случае, законодателем установлена дополнительная обязанность банков, связанные с учетом налогоплательщиков, а не ограничения для направления запросов налоговыми органами.
Запрос налогового органа соответствует приказу ФНС России "Об утверждении порядка направления налоговым органом запросов в банк о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах организаций" от 05.12.2006 N САЭ-3-06/829@.
Запрос инспекции получен банком 05.11.2008, что подтверждается карточкой почтового уведомления о вручении почтового отправления.
Согласно ч. 2 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.
Согласно ст. 4 Федерального закола от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил оказания услуг почтовой связи (утв. постановлением Правительства Российской Федерации: от 15.04.2005 N 221), установлено, что почтовым отправлением с уведомлением о вручении является почтовое отправление, при подаче которого отправитель поручает оператору почтовой связи сообщить ему или указанному им лицу, когда и кому вручено почтовое отправление.
В соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи (п. 12, 34) вручение регистрируемых почтовых отправлений (к которым относятся, в частности, заказные письма с уведомлением о вручении) адресатам (законным представителям) осуществляются при предъявлении документов, удостоверяющих личность.
Как следует из отметки о вручении корреспонденции на карточке уведомления о вручении почтового отправления (ф. 119), запрос получен банком 05.11.2008.
Заявителем не отрицается тот факт, что лицо, подпись которого стоит на уведомлении является сотрудником банка.
Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, регулируется ст. 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 6.1 Кодекса течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. При этом согласно названной норме срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях.
Таким образом, в соответствии с п. 2 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации банк должен направить ответ на запрос не позднее 12.11.2008.
Ответ банка на запрос направлен 18.11.2008, что подтверждается отметкой почты на конверте.
Согласно п. 1 ст. 135 Налогового кодекса Российской Федерации ответственность наступает в случае непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 86 Кодекса.
Ненадлежащее исполнение банком обязанности, установленной п. 2 ст. 86 Кодекса влечет привлечение банка к ответственности, поскольку законодательством установлена безусловная обязанность банка представить по мотивированному запросу налогового органа документы необходимые для осуществления налогового контроля.
Довод заявителя о получении 14.11.2008 запроса N 18-10/072341 от 13.10.2008 отклоняется.
Вывод том, что доказательством получения запроса может служить выписка из журнала входящей корреспонденции заявителя является неверным.
Представленная банком в ходе рассмотрения материалов проверки выписка из журнала входящей корреспонденции банка от 14.11.2008 не является доказательством подтверждения факта получения 14.11.2008 банком запроса налогового органа, так как документом, подтверждающим факт получения запроса, является уведомление о вручении почтового отправления.
Следовательно, необходимость в проведении каких-либо дополнительных мероприятий у налогового органа отсутствовала.
Претензии, связанные с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой внутреннего почтового отправления, невыплатой или несвоевременной выплатой переведенных денежных средств, предъявляются как оператору почтовой связи, принявшему отправление, так и оператору почтовой связи по месту назначения почтового отправления, в течение 6 месяцев со дня отправки почтового отправления или осуществления почтового перевода.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.12.2009 по делу N А40-102644/09-141-737 отменить.
Отказать в удовлетворении заявленных Закрытым акционерным обществом Небанковская кредитная организация "Частный расчетно-кассовый центр" требовований о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве от 03.04.2009 N 18-10/024778 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.С. Сафронова Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-102644/09-141-737
Истец: ЗАО НКО "Частный расчетно-кассовый центр"
Ответчик: ИФНС N 5 по г. Москве