Земельные доли, полученные при приватизации сельскохозяйственных угодий, используются сельскохозяйственными предприятиями. Кто по таким участкам должен платить земельный налог в соответствии с главой 31 Налогового кодекса РФ?
Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ).
Основанием для взимания земельного налога является документ о государственной регистрации соответствующих прав, а при его отсутствии - наличие у налогоплательщика правоустанавливающих документов на земельный участок, поименованных в п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Если в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Единый реестр) информация о существующих правах на земельные участки отсутствует, то налогоплательщики определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих их права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином реестре, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством о предоставлении земельных участков, действующим в месте издания таких актов на момент их издания (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ).
Статьей 15 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) установлено, что земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу данного Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, а при их отсутствии - выписки из принятых до вступления в силу указанного Закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином реестре (ст. 18 Закона N 101-ФЗ).
Таким образом, плательщиками земельного налога в отношении земельных долей, полученных при приватизации сельскохозяйственных угодий, должны признаваться собственники земельных долей, а не сельскохозяйственные предприятия, использующие данные земельные участки на правах аренды или доверительного управления.
Обратите внимание! Порядок уплаты земельного налога (установленный постановлением Правительства РФ от 01.02.1995 N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев" и указом Президента РФ от 07.03.1996 N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю"), при котором при передаче земельной доли в аренду или в пользование земельный налог по договору с собственником мог уплачиваться арендатором или пользователем, утратил силу в 2003 г. в связи с вступлением в силу Земельного кодекса РФ и Закона N 101-ФЗ.
Отказ от практики взимания с сельскохозяйственных производителей - арендаторов земельных долей (паев) земельного налога обусловлен требованиями ст. 16 Закона N 101-ФЗ: договоры аренды земельных долей, заключенные до вступления в силу Закона N 101-ФЗ, должны быть приведены в соответствие с правилами Гражданского кодекса РФ и п. 2 ст. 9 Закона N 101-ФЗ в течение четырех лет со дня вступления в силу этого Закона.
Если до 27 января 2007 г. (т.е. в течение четырех лет со дня вступления в силу Закона N 101-ФЗ) это условие не выполнено, т.е. договоры аренды земельных долей не приведены в соответствие с вышеуказанными правилами, то к таким договорам применяются правила договоров доверительного управления имуществом и регистрация их не требуется (п. 2 ст. 9 Закона N 101-ФЗ).
В. Есиков,
консультант Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
1 сентября 2006 г.
"ЭЖ Вопрос-Ответ", N 9, сентябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ"
Ежемесячный журнал для практикующих бухгалтеров, финансовых работников, аудиторов и налоговых консультантов.
Журнал составлен в диалоговом режиме, на основе ответов на вопросы читателей.
На ваши вопросы отвечают ведущие эксперты "АКДИ Экономика и жизнь", специалисты ФНС и Минфина России.
Все ваши вопросы сформированы в тематические рубрики:
- Бухгалтерский учет. Учет различных хозяйственных операций, различных видов имущества, организация документооборота, составление отчетности.
- Налоги. Освещение вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов при всех налоговых режимах.
- Труд и заработная плата. Расчет среднего заработка, выплата компенсаций, заключение трудовых договоров, ведение кадровой документации.
- Право. Сложные вопросы правового обеспечения хозяйственной деятельности, (лицензирование, сертифицирование, ВЭД и другие актуальные темы).
А также рубрика "Личный интерес", где публикуются ответы на вопросы, которые волнуют наших читателей, но не связаны напрямую с их профессиональной деятельностью.
Учредители: ЗАО ИД "Экономическая газета", ООО "ВИКОР МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал перерегистрирован в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N 77-14318 от 10.01.2003
Адрес редакции и издателя: 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 16
E-mail: vo@ekonomika.ru