Вперед в прошлое
Стало уже традицией, что каждый год в главу "Акцизы" НК РФ вносятся изменения. Повышаются ставки, меняется порядок уплаты, корректируется состав налогоплательщиков и т.п. Со следующего года порядок уплаты акцизов снова меняется.
Очередные изменения в законодательство по акцизам, которые вступают в силу с 1 января 2007 г., за исключением некоторых норм, касающихся акцизов на сигареты и папиросы и прямогонного бензина, внесены Федеральным законом от 26.07.2006 N 134-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 134-ФЗ).
Индексация ставок акцизов
В связи с ростом среднего уровня цен на потребительские товары и с учетом прогнозируемого на 2007 г. уровня инфляции Законом N 134-ФЗ предусмотрена индексация специфических ставок акцизов на подакцизные товары на 8,5% (за исключением нефтепродуктов и сигарет). По сигаретам предусмотрена более высокая индексация - в среднем на 30%.
Чтобы уменьшить рост цен на нефтепродукты, размеры ставок акцизов на них сохранены на уровне, действующем в настоящее время. Также сохранены размеры ставок на натуральные вина и вина шампанские, игристые, газированные, шипучие.
Обращаем внимание, что помимо трубочного и курительного табака в перечень подакцизных товаров Законом N 134-ФЗ включены жевательный, сосательный, нюхательный и кальянный табак. На них установлена единая ставка акциза в размере 300 руб. за 1 кг.
В приведенной таблице показаны ставки акцизов, вступающие в силу с 1 января 2007 г., в сравнении с действующими в настоящее время.
Ставки акцизов
Виды подакцизных товаров | Налоговые ставки (в процентах и (или) в рублях и копейках за единицу из мерения) |
|
действующие с 1 января 2006 г. | вступающие в силу с 1 января 2007 г. |
|
1 | 2 | 3 |
Спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья) |
21 руб. 50 коп. за 1 л безводного этилового спирта |
23 руб. 50 коп. за 1 л безводного этилового спирта |
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) и спиртосодержащая продукция |
159 руб. 00 коп. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах |
|
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25% включительно (за исключением вин) |
118 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащего- ся в подакцизных товарах |
Установлена единая ставка (см. ниже) |
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9% включительно (за исключением вин) |
83 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащего- ся в подакцизных товарах |
|
Вина (за исключением натуральных, в том числе шампанских, игристых, газирован- ных, шипучих) |
112 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащего- ся в подакцизных товарах |
|
Алкогольная продукция (за исключением вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта) |
- | 162 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержа- щегося в подакцизных товарах |
Вина натуральные (за исключением шампанских, игристых, газированных, шипучих) |
2 руб. 20 коп. за 1 л | - |
Вина натуральные (за исключением шампанских, игристых, газированных, шипучих), натуральные напитки с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта |
2 руб. 20 коп. за 1 л | 2 руб. 20 коп. за 1 л |
Вина шампанские, игристые, газированные, шипучие |
10 руб. 50 коп. за 1 л | 10 руб. 50 коп. за 1 л |
Спиртосодержащая продукция | 159 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащего- ся в подакцизных товарах |
- |
Спиртосодержащая продукция (за исключе- нием спиртосодержащей парфюмерно-косме- тической продукции в металлической аэрозольной упаковке и спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке) |
- | 162 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержа- щегося в подакцизных товарах |
Спиртосодержащая парфюмерно-косметичес- кая продукция в металлической аэрозоль- ной упаковке |
- | 0 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержа- щегося в подакцизных товарах |
Спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке |
- | 0 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержа- щегося в подакцизных товарах |
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового до 0,5% включительно |
0 руб. за 1 л | 0 руб. за 1 л |
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 и до 8,6% включительно |
1 руб. 91 коп. за 1 л | 2 руб. 07 коп. за 1 л |
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 8,6% |
6 руб.85 коп. за 1 л | 7 руб. 45 коп. за 1 л |
Табак трубочный | 676 руб. за 1 кг | |
Табак курительный, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции |
277 руб. за 1 кг | Установлена единая ставка (см. ниже) |
Табак трубочный, курительный, жеватель- ный, сосательный, нюхательный, кальян- ный, за исключением табака, используемо- го в качестве сырья для производства табачной продукции |
- | 300 руб. за 1 кг |
Сигары | 16 руб. 35 коп. за 1 шт. | 17 руб. 75 коп. за 1 шт. |
Сигариллы | 200 руб. за 1000 шт. | 217 руб. за 1000 шт. |
Сигареты с фильтром | 78 руб. за 1000 шт. + 8%, но не менее 25% от отпускной цены( (от суммы, полученной в результате сложения таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины) |
100 руб. за 1000 шт. + 5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 115 руб. за 1000 шт. |
Сигареты без фильтра, папиросы | 35 руб. за 1000 шт. + 8%, но не менее 25% от отпускной цены* (от суммы, полученной в результате сложения таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины) |
45 руб. за 1000 шт. + 5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 60 руб. за 1000 шт. |
Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно |
0 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) | 0 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) |
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно |
16 руб. 50 коп. за 0,75 кВт (1 л.с.) |
18 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) |
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.) |
167 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) | 181 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) |
Автомобильный бензин с октановым числом до "80" включительно |
2657 руб. за 1 т | 2657 руб. за 1 т |
Автомобильный бензин с иными октановыми числами |
3629 руб. за 1 т | 3629 руб. за 1 т |
Дизельное топливо | 1080 руб. за 1 т | 1080 руб. за 1 т |
Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей |
2951 руб. за 1 т | 2951 руб. за 1 т |
Прямогонный бензин | 2657 руб. за 1 т | 2657 руб. за 1 т |
* Отпускной ценой признается стоимость реализованных (переданных) сигарет, папирос, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, без учета акциза и налога на добавленную стоимость. |
Помимо индексации размеров специфических ставок акцизов на отдельные виды подакцизных товаров, Законом N 134 предусмотрен ряд существенных изменений отдельных положений налогового законодательства по акцизам. Рассмотрим их в разрезе разных групп подакцизных товаров.
Акцизы на нефтепродукты
Для упрощения администрирования акцизов на нефтепродукты изменен действующий порядок применения акцизов в отношении нефтепродуктов, за исключением прямогонного бензина. Из числа налогоплательщиков исключены лица, совершающие операции по оптовой, оптово-розничной и розничной реализации нефтепродуктов; налогоплательщиками признаны лица, осуществляющие производство и реализацию нефтепродуктов.
Таким образом осуществлен возврат к старому порядку исчисления и уплаты акцизов, действовавшему до 1 января 2003 г. В связи с этим с 1 января 2007 г. утрачивает силу ст. 179.1 НК РФ, регламентирующая порядок выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
В отношении прямогонного бензина система свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, сохранена. Так, по прямогонному бензину, реализуемому для производства продукции нефтехимии, сохранен действующий зачетный порядок исчисления акцизов с выдачей свидетельств. При этом предусматривается выдача свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, производителю прямогонного бензина (свидетельства на производство прямогонного бензина), а также лицам, осуществляющим производство продукции нефтехимии из приобретенного прямогонного бензина (свидетельства на переработку прямогонного бензина).
Соответственно глава 22 НК РФ дополнена новой статьей 179.3, предусматривающей получение свидетельства о регистрации лицами, совершающими операции с прямогонным бензином. Порядок выдачи таких свидетельств в настоящее время разрабатывается Минфином России.
Кроме того, Законом N 134-ФЗ уточнены порядок применения налогоплательщиками налоговых вычетов и перечень документов, необходимых для их обоснования.
С 1 января 2007 г. уплачивать акцизы по нефтепродуктам будут только их производители. При оптовой, оптово-розничной и розничной реализации нефтепродуктов акцизы не уплачиваются.
В статье 5 Закона N 134-ФЗ устанавливаются переходные положения порядка уплаты после 1 января 2007 г. акцизов по нефтепродуктам, поступившим и (или) отгруженным лицам, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами до этой даты.
Так, лица, имевшие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, за исключением свидетельства на переработку прямогонного бензина, до 1 января 2007 г. и осуществляющие с 1 января реализацию нефтепродуктов, полученных (оприходованных) до 1 января 2007 г. и (или) отгруженных им до указанной даты, признаются плательщиками акцизов. По нефтепродуктам, полученным (оприходованным) до 1 января 2007 г., акциз уплачивается по мере их реализации не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором осуществлена реализация.
Законом определены конкретные виды подакцизных товаров, розлив которых, осуществляемый как часть общего процесса производства этих товаров, приравнивается к производству (п. 3 ст. 182 НК РФ). К таким подакцизным товарам отнесены алкогольная продукция и пиво.
Это изменение в первую очередь касается лиц, которые осуществляют деятельность по расфасовке (розливу) моторных масел в потребительскую тару. Поскольку такая деятельность исходя из норм и правил упаковки данной продукции, установленных ГОСТ 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение", рассматривается как часть общего процесса их производства, в настоящее время такие лица признаются плательщиками акцизов. С 1 января 2007 г. с учетом упомянутого изменения они из состава налогоплательщиков акцизов исключаются.
Акцизы на спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию
В целях предоставления права на получение вычета акциза, уплаченного по денатурированному этиловому спирту, который приобретается для производства спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и продукции бытовой химии в такой упаковке, эти товары исключены из перечня льготируемой продукции при уплате акцизов. По ним установлена нулевая ставка акциза.
Предприятия - производители данной продукции с 1 января 2007 г. будут признаваться плательщиками акцизов. Для получения права на вычет (по сути - возврат) сумм акциза, уплаченного при приобретении спирта этилового, налогоплательщики должны получить свидетельство на производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке или свидетельство на производство спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке в соответствии со ст. 179.2 НК РФ. Таким образом, свидетельства являются основанием для применения налоговых вычетов (возврата) в отношении сумм акцизов, уплаченных налогоплательщиками.
Порядок выдачи новых видов свидетельств в настоящее время разрабатывается Минфином России.
С 1 января 2007 г. производители парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и продукции бытовой химии признаются плательщиками акцизов. Для вычета акцизов им нужно будет получить соответствующее свидетельство.
Помимо свидетельства для получения права на вычеты сумм акциза, фактически уплаченных продавцам при приобретении денатурированного этилового спирта, налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы копии договора с его производителем, счета-фактуры, выставленные производителем, платежные документы, подтверждающие факт уплаты акциза по такому спирту, акты списания в производство денатурированного спирта (акты приема-передачи между структурными подразделениями налогоплательщика, лимитно-заборные карты).
Срок представления налоговой декларации установлен не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.
В отношении парфюмерно-косметической продукции Законом N 134-ФЗ также уточнен перечень подакцизных товаров. С 1 января 2007 г. не рассматривается как подакцизные товары парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90% включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разлитая в емкости не более 100 мл.
Кроме того, в ст. 6 Закона N 134-ФЗ предусмотрены изменения ряда положений Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в отношении оборота парфюмерно-косметической продукции, расфасованной в потребительскую упаковку (потребительскую тару) емкостью не более 100 мл, с объемной долей этилового спирта до 90% включительно, при наличии на флаконе пульверизатора. Установлено, что до 1 января 2007 г. к такой продукции не применяются требования по использованию оборудования для этилового спирта, оснащенного контрольными и измерительными приборами, а также по предоставлению деклараций об использовании этилового спирта организациями, закупающими этиловый спирт для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Законом N 134-ФЗ уточнены технические вопросы по определению для целей применения акцизов спиртосодержащей продукции, не рассматриваемой как подакцизный товар. В частности, это касается головной фракции этилового спирта (отходов спиртового производства).
В связи со вступлением с 1 января 2006 г. в действие новой редакции Федерального закона N 171-ФЗ головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства) определена как этиловый спирт, а согласно действующей редакции подп. 2 ст. 181 НК РФ отходы, подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, в целях главы 22 "Акцизы" НК РФ не рассматривается как подакцизная спиртосодержащая продукция (т.е. возникли разночтения в определениях отходов спиртового производства, данных Законом N 171-ФЗ и Налоговым кодексом РФ).
В связи с этим, а также с учетом прекращения ведения Государственного реестра этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкоголесодержащей продукции в Российской Федерации согласно подп. 2 ст. 181 НК РФ (в редакции Закона N 134-ФЗ) подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, которые образуются при производстве спирта этилового из пищевого сырья, соответствуют нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти, в целях применения акцизов не рассматриваются как подакцизные товары.
Существенным изменением является и унификация ставок акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию, производимую с использованием этилового спирта.
Так, в целях упрощения администрирования акцизов по алкогольной продукции и установления равного режима налоговой нагрузки на различные виды данной продукции вместо действующих в настоящее время четырех категорий алкогольной продукции с различными размерами ставок с 1 января 2007 г. будет применяться одна категория алкогольной продукции (за исключением вин натуральных и шампанских), по которой ставка акциза установлена 162 руб. за 1 л безводного этилового спирта. Такая же ставка установлена и на спиртосодержащую продукцию.
В отдельные группы алкогольной продукции, облагаемые по более низкой ставке акциза, отнесены:
- вина натуральные и приравненные к ним натуральные напитки с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта (которые в настоящее время рассматриваются как слабоалкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9% включительно);
- вина шампанские, игристые, газированные, шипучие.
Законом N 134-ФЗ конкретизирован порядок вычетов сумм акциза, уплаченных на территории РФ по спирту этиловому, использованному для производства алкогольной продукции. Такие вычеты будут производиться исходя из объемной доли спирта этилового, использованного для производства виноматериалов, на момент приобретения виноматериалов, при представлении налогоплательщиком, производящим алкогольную продукцию, в налоговые органы следующих документов или их копий: договора купли продажи виноматериалов (между производителем виноматериалов и производителем алкогольной продукции), платежных документов с отметкой банка, подтверждающих факт оплаты приобретенных виноматериалов, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, купажные акты, акта списания виноматериалов в производство. Формула для определения суммы вычета отменена.
Кроме того, уточнен порядок вычетов технологических потерь подакцизной продукции.
Акцизы на сигареты с фильтром, сигареты без фильтра и папиросы
В целях сокращения потерь доходов бюджета в части поступлений от акцизов из-за занижения отпускных цен на сигареты и папиросы устанавливается адвалорная составляющая ставки акциза, исчисляемая в процентах от максимальной розничной цены, декларируемой налогоплательщиком в соответствии с п. 3 новой ст. 187.1 НК РФ о порядке определения расчетной стоимости табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки.
Максимальная розничная цена для этих целей представляет собой цену, выше которой упаковка (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли или индивидуальными предпринимателями и устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачки) табачных изделий отдельно по каждой марке табачных изделий.
Налогоплательщики - изготовители сигарет (папирос) согласно ст. 187.1 НК РФ обязаны подать в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет либо в таможенный орган по месту оформления подакцизных товаров уведомление о максимальных розничных ценах по каждой марке (наименованию) сигарет (папирос) не позднее 10 дней до начала календарного месяца, в котором эти цены будут применяться. Форма уведомления в настоящее время разрабатывается Минфином России.
Положение, касающееся подачи заявлений вступает в силу с 15 декабря 2006 г., а первые уведомления должны быть поданы налогоплательщиками не позднее 21 декабря текущего года (т.е. за 10 дней до начала налогового периода).
Максимальные розничные цены, заявленные в уведомлении, должны быть нанесены на каждую пачку табачных изделий. Помимо максимальных розничных цен там же должна быть информация о месяце и годе изготовления указанных изделий.
При этом согласно ст. 6 Закона N 134-ФЗ норма об обязательной маркировке каждой пачки вводится в отношении сигарет с фильтром с 1 января 2007 г., а сигарет без фильтра и папирос - с 1 июля 2007 г. Соответственно с этих же дат вводится запрет на производство и импорт табачной продукции без указания максимальной розничной цены, месяца и года изготовления.
С 1 января 2007 г. изменяется принцип исчисления акцизов по табачным изделиям. Адвалорная часть ставки акциза будет исчисляться в процентах от максимальной розничной цены.
Следует обратить внимание, что несмотря на введение нормы об обязательном нанесении максимальной розничной цены на каждую упаковку (пачку) сигарет без фильтра и папирос с 1 июля 2007 г. уведомления о максимальных розничных ценах в отношении таких изделий должны быть поданы, как и по сигаретам с фильтром, не позднее 21 декабря текущего года. На основании максимальных розничных цен, указанных в уведомлении, будет определяться расчетная цена для исчисления налоговой базы и суммы акциза.
Одновременно ст. 2 Закона N 134-ФЗ внесены соответствующие изменения в Федеральный закон от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака". Они содержат требования о наличии на каждой упаковке (пачке) табачных изделий предупредительных надписей о вреде курения и указании на каждой пачке сигарет и папирос сведений о содержании смолы и никотина в дыме табачных изделий, о месяце и годе изготовления и максимальной розничной цене реализации потребителям сигарет и папирос. Кроме того, вводится запрет на розничную продажу сигарет и папирос по цене, превышающей максимальную розничную цену, указанную на каждой упаковке (пачке), и продажу табачных изделий без упаковки. При этом согласно ст. 6 Закона N 134-ФЗ запрет на розничную продажу сигарет с фильтром вводится с 1 января 2008 г., сигарет без фильтра и папирос - с 1 июля 2008 г.
Статьей 3 Закона N 134-ФЗ внесены изменения в статьи 14.6 и 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые предусматривают административную ответственность в следующих случаях:
- при завышении максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке);
- при выпуске или продаже товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, необходимой для осуществления налогового контроля, без соответствующей маркировки и (или) информации, с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации. Завышение максимальной розничной цены, указанной на упаковке производителем, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 до 25 МРОТ (от 2000 до 2500 руб.), на должностных лиц - от 40 до 50 МРОТ (от 4000 до 5000 руб.).
А. Софрин,
консультант Департамента налоговой и таможеннотарифной
политики Минфина России
"Новая бухгалтерия", выпуск 10, октябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16