Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2010 г. N 09АП-20408/2009-ГК N 09АП-20410/2009-ГК
г. Москва |
Дело N А40-48627/09-149-309 |
"25" января 2010 г. |
N 09АП-20408/2009-ГК N 09АП-20410/2009-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2010 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд
в составе
Председательствующего судьи Н.В. Лаврецкой
Судей: Е.А. Птанской, Н.И. Левченко
При ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Федеральной антимонопольной службы России к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, ГУ "Донская квартирно-эксплуатационная часть района", ЗАО "РосСтройИнвест", ФГУП "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)",
третье лицо - Министерство обороны Российской Федерации,
с участием Московского городского военного прокурора,
о признании недействительным конкурса и заключенного по итогам конкурса инвестиционного контракта при участии в судебном заседании от истца: Башкина М.Ю. по доверенности от 22.07.09
от ответчиков: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом - Зерова Е.А. по доверенности от 11.01.10,
ГУ "Донская квартирно-эксплуатационная часть района"-Семенова Е.А. по доверенности от 21.12.10 , ЗАО "РосСтройИнвест" - Чернявская Е.В. по доверенности от 21.10.09, Лигай И.В. по доверенности от 21.10.09, ФТ-Центр - Разилова О.Л. - по доверенности от 11.01.10
от третьего лица: Чистякова О.В. по доверенности от 03.10.09; Московский городской военный прокурор - Калачев Д.А. - удостоверение
УСТАНОВИЛ:
Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество, ФАУГИ) о признании недействительными конкурсных торгов на право заключения инвестиционного контракта по реализации инвестиционного проекта по строительству жилого комплекса на земельном участке Министерства обороны Российской Федерации площадью 56 114 кв.м., расположенном по адресу: город Ростов-на-Дону, улица 26-ая линия, 35 "б", и строительству комплекса из 47 зданий и сооружений для передислокации войсковой части 13825 на земельном участке Министерства обороны Российской Федерации площадью не более 60 000 кв.м., итоги которых оформлены протоколом заседания конкурсной комиссии от 10.07.2007 N 2, а также о признании недействительными заключенного по результатам торгов договора.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), государственное учреждение "Донская квартирно-эксплуатационная часть района" (далее - Донская КЭЧ района) и закрытое акционерного общества "РосСтройИнвест" (далее - ЗАО "РосСтройИнвест").
В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил Московский городской военный прокурор.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.08.2009 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ФАУГИ и ЗАО "РосСтройИнвест" обратились с апелляционными жалобами, настаивая на отмене решения.
Определением Девятого арбитражного суда от 18.11.09 к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены государственное учреждение "Донская квартирно-эксплуатационная часть района", закрытое акционерного общество "РосСтройИнвест", федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)", дело назначено к рассмотрению Девятым арбитражным судом по правилам рассмотрения дел судом первой инстанции.
В ходе рассмотрения дела ФАС России заявлены уточненные исковые требования о признании недействительным инвестиционного конкурса, проведенного на основании распоряжения Росимущества от 05.03.2007 N 496-р и составленный на его основании инвестиционный контракт (без номера), датированный 2009 г., подписанный между ЗАО "РосСтройИнвест" и ГУ
"Донская КЭЧ района".
ФАУГИ возражало против доводов истца, заявив о пропуске исковой давности, неприменении земельного законодательства к рассматриваемым отношениям, обратив внимание на наличие решения Арбитражного суда Ростовской области по иску об обязании заключения контракта по результатам конкурса, которым, по мнению ответчика, не выявлено каких-либо нарушений проведения конкурса. В дело представлен письменный отзыв.
ГУ "Донская КЭЧ района" поддержала требования истца, сообщив об отзыве 28.02.07 доверенности N 140/234 от 18.07.06, выданной начальнику Донской КЭЧ на заключение и подписание инвестиционного контракта. Представлен письменный отзыв.
ЗАО "РосСтройИнвест" возражало против иска, полагая, что правовая оценка контракту уже дана.
ФТ-"Центр" возражал против иска, обратив внимание на то обстоятельство, что форма торгов была определена собственником, заявил о применении исковой давности.
Министерство обороны Российской Федерации, Московский городской военный прокурор поддержали иск в полном объеме.
Исследовав материалы дела в соответствии с главой 34 АПК РФ, выслушав объяснения представителей сторон, апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска на основании следующего.
Распоряжением Росимущества от 05.03.2007 г. N 496-р "О вовлечении в хозяйственный оборот федерального недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 26-я линия, 35б (военный городок N 6)" было принято решение о вовлечении вышеуказанного федерального имущества в инвестиционный процесс на следующих условиях: на земельном участке с кадастровым номером 61:44:031440:0003, площадью 56114 кв.м., расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 26-я линия, 35б (далее-земельный участок N 1) предусмотрено строительство трех десятиэтажных каркасно-монолитных жилых домов общей площадью9370,0 кв.м., одного десятиэтажного каркасно-монолитного жилого дома со встроенными помещениями детского сада на 160 мест общей площадью 9260,0 кв.м., трех шестнадцатиэтажных жилых домов со встроенными офисными помещениями общей площадью 7904, 0кв.м., фитнес-центра общей площадью 4600, 0 кв.м., четырех зданий с помещениями общественного значения общей площадью 4482,0 кв.м., четырех подземных двухуровневых автопарковок на 540 машиномест общей площадью 18550,0 кв.м. со сносом 42 зданий согласно приложению, закрепленных на праве оперативного управления за ГУ Донская КЭЧ района, и возведение на земельном участке площадью не более 60000 кв.м. метров, являющимся частью земельного участка с кадастровым номером 61:44:00 0000:0091, находящегося в федеральной собственности и закрепленным на праве постоянного (бессрочного) пользования за ГУ Донская КЭЧ района, имеющего адресные ориентиры: г. Ростов-на-Дону, ул. Оганова,д. 51 (территория военного городка N 51 Б), 47 зданий и сооружений различной группы капитальности общей площадью не менее 9800 кв.м., включая поставку технологического оборудования и машин для передислокации войсковой части 13825.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении ГУ Донская КЭЧ и подлежащих сносу, поименован в приложении к распоряжению Росимущества от 24.05.2006 N 525-р.
Вышеуказанный земельный участок находится в федеральной собственности и является федеральным имуществом, которое в соответствии с ЗК РФ, Положением о Территориальном управлении Росимущества по Ростовской области, утвержденным приказом руководителя Росимущества от 01.02.2005 г. N 37, свидетельством о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 12.05.2006 г. серия 61 АГ 090157, распоряжением Территориального управления Росимущества по Ростовской области от 24.05.2006 г. N 525-р закреплено на праве постоянного (бессрочного) пользования за ГУ Донская КЭЧ района.
На основании распоряжения Росимущества от 27.04.2007 г. N 1228-р ФГУП "ФТ-Центр" выступил организатором инвестиционного конкурса по определению инвестора на право реализации инвестиционного проекта по строительству.
10.07.07 был проведен конкурс по определению инвестора на право реализации инвестиционного проекта по строительству жилого комплекса на земельном участке, расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 26-я линия, 35б, комплекса из 47 зданий и сооружений для передислокации войсковой части 13 825 на земельном участке Минобороны площадью 6,0 га, расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Оганова,д. 51.
Согласно протоколу N 2 заседания комиссии по проведению конкурса от 10.07.07 в результате оценки конкурсных предложений победителем конкурса был признан участник N 2 - ЗАО "РосСтройИнвест"(л.д.8-12, т.5).
Вопрос о заключении контракта по реализации инвестиционного проекта (далее контракт) разрешался в судебном порядке.
Арбитражный суд Ростовской области решением от 12.02.08 по делу N А40-53941/2008-Сз-39 обязал ГУ Донская КЭЧ района заключить с ЗАО "РосСтройИнвест" контракт. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.05.08 решение Арбитражный суд Ростовской области от12.02.08 по делу N А40-53941/2008-Сз-39 оставлено без изменения.
Федеральная антимонопольная служба обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными инвестиционного конкурса, проведенного на основании распоряжения Росимущества от 05.03.2007 N 496-р "О вовлечении в хозяйственный оборот федерального недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 26-я линия. 35б", и составленного на его основании инвестиционного контракта б/н, датированного 2009 г., подписанного между ОАО "РосСтройИнвест" и ГУ "Донская КЭЧ района".
Возможность предъявления такого рода иска Федеральной антимонопольной службой следует из положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.04 N 33 "Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе".
В соответствии с пунктами 1 и 5.3.1 указанного положения ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, в том числе осуществляющим контроль и надзор за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации антимонопольного законодательства
Согласно пункту 5.3.1.12 ФАС России осуществляет контроль, в том числе, за соблюдением заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией законодательства Российской Федерации иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.
Основанием для предъявления рассматриваемого иска послужили ее материалы проверки по обращению Московской городской военной прокуратуры от 22.10.08 о проверке соблюдения норм антимонопольного законодательства при проведении ФАУГИ инвестиционного конкурса, по результатам которого федеральное имущество, расположенное по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 26-я линия, 35б (военный городок N 6), было вовлечено в хозяйственный оборот.
Проверкой документов антимонопольный орган установил, что предметом регулирования вышеуказанных распоряжений Росимущества, протокола конкурсной комиссии и подписанного на их основании инвестиционного контракта является строительство на земельном участке, расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 26-я линия, 35б (военный городок N 6) объектов жилого и иного назначения, которое в соответствии с п.1 статьи 30.2 ЗК РФ считается комплексным освоением земельного участка в целях жилищного строительства.
В соответствии со статьями 30.2 и 38.2 ЗК РФ предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе.
Согласно пунктам 5 и 6 статьи 38 ЗК РФ порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, определяется статьями 38.1 и 38.2 ЗК РФ.
В соответствии с указанными статьями аукцион по продаже земельного участка для жилищного строительства либо права на заключение договора аренды такого земельного участка должен быть открытым по составу участников и форме подачи заявок.
Статьей 17 Федерального закона РФ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушению порядка определения победителя или победителей торгов.
При проведении торгов по вовлечению в хозяйственный оборот вышеуказанного федерального имущества Росимуществом был нарушен порядок проведения торгов, именно, не была соблюдена процедура, установленная в ЗК РФ - проведение конкурса вместо аукциона.
В соответствии с п.6 Порядка высвобождения недвижимого военного имущества внутренних войск МВД РФ, войск гражданской обороны, войсковых формирований и органов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.1998 г. N 623 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества внутренних войск МВД РФ, войск гражданской обороны, войсковых формирований и органов" сводные перечни недвижимого военного имущества, подлежащего высвобождению, ежегодно, к 15 сентября, направляются федеральными органами исполнительной власти в Министерство государственного имущества Российской Федерации. Указанные полномочия от имени Министерства обороны Российской Федерации осуществляет непосредственно министр, либо уполномоченное им лицо (п.п.7-10, 36 ч. 10 Положения о Министерстве обороны).
15.05.07 Министр обороны РФ направил письмо N 205/2/130 в Росимущество о рассмотрении обращений по вопросам использования недвижимого и движимого имущества Вооруженных Сил РФ только при наличии положительного решения Министра обороны РФ.
Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии от 09.07.07 N 1 комиссии до сведения была доведена информация о решении Министра обороны РФ от 05.04.07 N 205/2/88 о приостановлении реализации объектов недвижимого военного имущества по программам реализации на 2007 г. и последующие годы.
Проведение конкурса без учета запрета на использование недвижимого имущества нарушает права собственника, неправомерно.
Инвестиционный проект предполагает передислокацию войсковой части 13825, однако решения о передислокации указанной войсковой части Министром обороны РФ не принималось.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона РФ от 31.05.1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" передислокация воинских частей и подразделений в пределах территорий, переданных в пользование Министерства обороны Российской Федерации, осуществляется только по решению Министра обороны Российской Федерации.
Условие инвестиционного контракта об освобождении земельного участка не соответствует п. 12 статьи 4 Федерального закона РФ от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" незаконно и ничтожно в силу статьи 168 ГК РФ.
Из ничтожности условий об освобождении и передаче земельного участка, без которых реализация всего инвестиционного проекта невозможна, следует ничтожность всего конкурса в силу статьи 180 ГК РФ.
Утверждение ФАУГИ и ФТ-"Центр" об истечении исковой давности по рассматриваемому требованию противоречит обстоятельствам дела, поскольку истец узнал об оспариваемом конкурсе из письма Московской городской прокуратуры от 22.10.08 N 2/4590. С учетом положений статьи 200 ГК РФ, определившей начало течения исковой давности, и статьи 196 ГК РФ, установившей общий срок исковой давности в три года, исковая давность в рассматриваемом случае не истекла.
Наличие вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Ростовской области об обязании заключения контракта по результатам конкурса, на что ссылаются ответчики в обоснование своей позиции, не исключает возможность удовлетворения данного иска.
Отказывая в отмене решения об обязании заключить контракт с победителем конкурса, и в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа и судьи ВАС РФ указали на то обстоятельство, что конкурс и результаты конкурса не оспорены в установленном порядке. Таким образом, суды исходили из правомерности проведенного конкурса в связи с необжалованием конкурса в установленном порядке.
Довод о том, что форма торгов была определена собственником, поэтому несоблюдение процедуры, соответствующей аукциону, не является нарушением порядка проведения торгов, отклоняется судебной коллегией.
В соответствии со статьей 447 ГК РФ форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом. В данном случае для вовлечения в хозяйственный оборот вышеуказанного федерального имущества требовалось проведение аукциона.
Неприменении земельного законодательства к рассматриваемым отношениям, на чем настаивали ответчики, возражая против исковых требований, отклоняется судебной коллегией. Действие закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" не исключает применения земельного законодательства.
Из содержания конкурсной документации следует, что одним из условий инвестиционного контракта является обязанность заказчика совместно с инвестором оформить земельно-правовые отношения на земельный участок, на котором надлежит осуществить строительство. При этом на заказчика строительства возложена обязанность по передаче инвестору земельного участка на период проектирования и строительства после заключения договора аренды.
Несоблюдение процедуры торгов, установленной законом, проведение конкурса при наличии решения собственника о приостановлении реализации объектов недвижимого военного имущества являются основаниями для удовлетворения иска.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176,266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановлением Пленума ВАС РФ от 28.05.09 N 36 Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.08.09 по делу N А40- 48627/09-149-309 отменить.
Признать недействительным инвестиционный конкурс, проведенный на основании распоряжения Росимущества от 05.03.2007 N 496-р "О вовлечении в хозяйственный оборот федерального недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 26-я линия, 35 б (военный городок N 6)", и составленный на его основании инвестиционный контракт (без номера), датированный 2009 г., подписанный между ОАО "РосСтройИнвест" и ГУ "Донская КЭЧ района".
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
Н.В. Лаврецкая |
Судьи: |
Е.А. Птанская |
|
Н.И. Левченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-48627/09-149-309
Истец: Федеральная антимонопольная служба России
Ответчик: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, ГУ "Донская квартирно-эксплуатационная часть района", ЗАО "РосСтройИнвест", ФГУП "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)"
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации
Иные лица: Московского городского военного прокурора
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7115/10
28.07.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7115/10
16.06.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7115/10
20.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7115/10