г. Москва |
Дело N А40-78591/08-142-379 |
"22" декабря 2009 |
N 09АП-25343/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" декабря 2009.
Постановление изготовлено в полном объеме "22" декабря 2009
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Р.Г. Нагаева,
судей Л.Г. Яковлевой, П.В. Румянцева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.А. Чайка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Спецэнергострой 2002"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.10.2009 по делу N А40-78591/08-142-379,
принятое судьей А.А. Дербеневым
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Спецэнергострой 2002" к Управлению Федеральной налоговой службы по г. Москве, о признании незаконным бездействия и действий, обязании совершить действия;
при участии в судебном заседании:
от заявителя - В.С. Жукова по дов. от 29.05.2009;
от заинтересованного лица - А.Х. Давыдова по дов. N 423 от 07.08.2009;
УСТАНОВИЛ
Решением от 06.10.2009 Арбитражный суд города Москвы отказал Обществу с ограниченной ответственностью "Спецэнергострой 2002" в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении документов, являющихся приложением к акту повторной выездной налоговой проверки от 30.06.2008 N 16-09/7 вместе с актом повторной выездной налоговой проверки от 30.06.2008 N 16-09/7, изложенных в приложении N 1 к заявлению и использованных в качестве обоснования совершения обществом налоговых правонарушений; признании незаконными действий, выразившихся в отказе, изложенном в письме от 15.08.2008 N 16-15/077124, представить обществу копии документов для подготовки мотивированных письменных возражений, изложенных в приложении N 1 к заявлению и использованных в качестве обоснования совершения обществом налоговых правонарушений; обязании представить обществу копии документов, изложенных в приложении N 1 к настоящему заявлению и использованных в качестве обоснования совершения обществом налоговых правонарушений в акте повторной выездной налоговой проверки от 30.06.2008 N 16-09/7 и решении от 05.09.2008 N 16-19/15 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Общество с ограниченной ответственностью "Спецэнергострой 2002" не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и удовлетворить заявленные требования по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель заинтересованного лица полагает решение суда обоснованным и правомерным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению. Письменные объяснения на апелляционную жалобу представлены.
Проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого решения, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы, письменных пояснений, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Материалами дела установлено, что Управлением Федеральной налоговой службы по г. Москве в отношении общества проведена повторная выездная налоговая проверка по вопросу соблюдения налогового законодательства Российской Федерации, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов и других обязательных платежей за период с 01.01.2004 по 31.12.2005, результаты которой оформлены актом проверки от 30.06.2008 N 16-09/7, который получен с приложениями генеральным директором заявителя 08.07.2008.
Заявитель 15.07.2008 представил в управление письмо N 121, которым просил в срок, не превышающий 30 дней с момента регистрации письма, представить обществу копии документов, поименованных в данном письме, полученные инспекцией в ходе проведения проверки.
30.07.2008 обществом представлены возражения по акту повторной выездной налоговой проверки, которые рассмотрены в присутствии уполномоченных представителей заявителя 06.08.2008.
Управление 15.08.2008 письмом N 16-15/077124 отказало заявителю в предоставлении копий документов, сославшись на отсутствие обязанности налоговых органов в предоставлении проверяемому лицу вместе с актом проверки документов, полученных в ходе проверки.
Рассмотрев акт повторной выездной налоговой проверки и возражения налогоплательщика, заместитель руководителя управления принял решение от 05.09.2008 N 16-19/15 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
Из пункта 4 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Форма акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки и требования к составлению акта налоговой проверки утверждены приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@.
При проведении повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа проверяющими составляется три экземпляра акта (при участии сотрудников органа внутренних дел - четыре экземпляра акта). При этом один экземпляр акта повторной выездной налоговой проверки остается в вышестоящем налоговом органе, один экземпляр - передается проверяемому лицу, один экземпляр - в инспекцию по месту постановки на учет проверяемого лица, один экземпляр передается в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проверке.
Согласно пункту 1.13 требований к составлению акта налоговой проверки акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки вручается лицу, в отношении которого проведена проверка, или его представителю с приложением ведомостей и таблиц, содержащих сгруппированные факты однородных массовых нарушений.
В соответствии с пунктом 1.14 требований к составлению акта налоговой проверки к акту выездной (повторной выездной) налоговой проверки, остающемуся на хранении в налоговом органе, прилагаются: решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки; решение о внесении дополнений (изменений) в решение о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки (при наличии); решение о приостановлении и возобновлении выездной (повторной выездной) налоговой проверки (при наличии); решение о продлении выездной (повторной выездной) налоговой проверки (при наличии); требование о представлении документов; решение о продлении (об отказе в продлении) сроков представления документов (при наличии); акт инвентаризации (в случае проведения инвентаризации); разделы актов проверок филиалов (представительств); документы (информация), истребованные в ходе проверки; заключение эксперта (в случае проведения экспертизы); протоколы допроса свидетелей, осмотра (обследования) производственных, складских и торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения и т.д., протоколы, составленные при производстве иных действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий), а также постановления о назначении экспертизы и производстве выемки документов и предметов (в случае их назначения (производства)); справка о проведенной проверке; документы, подтверждающие факт вручения либо направления справки о проведенной проверке, а также акта налоговой проверки налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) или его представителю; копии первичных документов, регистров налогового и бухгалтерского учета, подтверждающих наличие фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, заверенных в установленном порядке; иные материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте фактов нарушений и для принятия обоснованного решения по результатам проверки.
Все экземпляры акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки (за исключением акта, вручаемого проверенному лицу), а также материалы проверки и документы, приложенные к акту, подтверждающие нарушение законодательства о налогах и сборах, остающиеся в налоговом органе, являются документами для служебного пользования (пункт 1.15 требований к составлению акта налоговой проверки).
Согласно пункту 5 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что положения Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующие производство по делам о налоговых правонарушениях, а также приказ ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@, не вменяют в обязанность налоговых органов представлять налогоплательщику вместе с актом налоговой проверки какие-либо документы, полученные в ходе проверки, за исключением ведомостей и таблиц, содержащих сгруппированные факты однородных массовых нарушений.
В то же время, действующее производство по делам о налоговых правонарушениях, регламентированное статьей 10, главами 14, 15 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривают возможность обеспечения проверяемому лицу возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, полученными налоговым органом в ходе налоговой проверки.
В соответствии с пунктом 4 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля. При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, документы, представленные в налоговые органы при проведении налоговых проверок данного лица, и иные документы, имеющиеся у налогового органа.
Исходя из пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем письменные возражения) по указанному акту должны быть рассмотрены в течение 10 дней со дня представления возражений проверяемым лицом. Также данная норма позволяет продлить указанный срок до 1 месяца.
Таким образом, Налоговый кодекс Российской Федерации допускает при производстве по делу о налоговом правонарушении ознакомление проверяемого лица со всеми материалами налоговой проверки при их рассмотрении в порядке статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как правильно установлено судом первой инстанции, из протокола рассмотрения возражений (объяснений) налогоплательщика и материалов проверки от 06.08.2009 следует, что уполномоченные представители общества не воспользовались своим правом на ознакомление с материалами налоговой проверки, ходатайств и доводов не заявляли, протокол подписали без замечаний.
Кроме того, положения Налогового кодекса Российской Федерации не обязывают органы государственной власти - налоговые органы самостоятельно либо по заявлению проверяемого лица изготавливать за свой счет, и используя свои материалы, копии документов, полученных в ходе налоговых проверок, и предоставлять такие копии проверяемому лицу.
Следует отметить, что соответствие выводов суда, которые легли в основу обжалуемого решения, налоговому законодательству, подтверждается правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 09.04.2009 и определении от 30.07.2009.
Указанные судебные акты приняты Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации по факту обращения заявителя с иском о признании частично недействующими абзаца первого пункта 1.13, пункта 1.14, пункта 1.15 требований к составлению акта налоговой проверки, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки".
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, рассмотрев заявление налогоплательщика, отказал в удовлетворении требований, указав на то, что Налоговый Кодекс Российской Федерации не содержит норм, обязывающих налоговые органы представлять (направлять иным способом) налогоплательщику материалы проверки, в том числе в качестве приложения к акту налоговой проверки.
Определением от 30.07.2009 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации отказал обществу в передаче дела в Президиум ВАС РФ, не найдя оснований для пересмотра принятого по делу судебного акта.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на нераспространение на рассматриваемую ситуацию положений ст. 102 НК РФ, указывая, что документы, полученные налоговым органом в рамках проверки, не относятся к налоговой тайне, в связи с тем, что такие документы не относятся к производственной или коммерческой тайне.
Между тем, общество не учитывает положения п. 1 ст. 102 НК РФ, в соответствии с которым, к налоговой тайне относятся любые сведения, полученные налоговым органом о налогоплательщике.
Доводы заявителя о предположительном характере выводов акта проверки, отсутствии их документального подтверждения, подлежат отклонению как выходящие за пределы рассмотрения настоящего спора и не связанные с предметом заявленных исковых требований, поскольку указанные доводы относятся к вопросу о законности и обоснованности решения налогового органа, вынесенного по результатам проверки.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что управление действовало в отношении общества в соответствии со статьями 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают установленные обстоятельства и выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.10.2009 по делу N А40-78591/08-142-379 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
Р.Г. Нагаев |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-78591/08-142-379
Истец: ООО "Спецэнергострой 2002", ООО "Спецэнергострой 2002"
Ответчик: УФНС РФ по г. Москве