Произведенные предприятием (г. Киров) трикотажные изделия упаковываются в полиэтиленовые пакеты, на лицевой стороне которых расположены данные о предприятии, его логотипа, адреса и телефоны. Данные пакеты являются вторичной упаковкой произведенных трикотажных изделий, наличие которой обусловлено обязательными требованиями ГОСТ N 3898-87 "Изделия трикотажные. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение". Изделия продают покупателю упакованными в эти пакеты. В розничную продажу отдельно от продукции пакеты не поступают, а расходы на изготовление пакетов включены в стоимость товара.
Налоговая инспекция настаивает на том, что указанные пакеты являются рекламой, а следовательно, затраты на их изготовление являются объектом обложения налогом на рекламу.
Правомерна ли позиция налогового органа?
В соответствии со ст. 15 НК РФ налог на рекламу относится к местным налогам и сборам.
Как следует из главы I Положения о налоге на рекламу, утвержденного решением Кировской городской Думы от 24 февраля 1999 г. N 26/1, реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств, информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей, начинаний. Данное определение полностью повторяет определение из Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе".
В информационном письме ВАС РФ от 25 декабря 1998 г. N 37 сказано, что по смыслу ст. 2 Закона о рекламе под рекламой понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, идеям и начинаниям. Законодатель рассматривает рекламу как средство продвижения товаров, работ, услуг на рынок (Постановление КС РФ от 4 марта 1997 г. N 4-П), а также как целенаправленное информационное воздействие на потребителя для продвижения продукции (приказ Минфина России от 15 марта 2000 г. N 26н).
Изображение логотипа юридического лица, его адреса и телефонов на упаковке товара предназначено не для неопределенного круга лиц, а только для приобретающих данный товар покупателей и призвано идентифицировать производителя товара. Поддержание таким образом интереса к юридическом лицу не является целью маркировки товара и трудно реализуемо. Продвижение товара посредством указания производителя товара, по нашему мнению, невозможно.
Более того, ст. 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" обязывает изготовителя своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), в том числе и информацию о месте нахождения (юридическом адресе) изготовителя. Данная информация может быть доведена до сведения потребителей на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Таким образом, информация о наименовании предприятия и его юридическом адресе на наклейках, используемых для маркировки товара, не является рекламой (носит информативный характер).
В соответствии с приказом Минфина России N 26н к расходам организации на рекламу относятся расходы на разработку, изготовление и распространение этикеток, образцов оргинальных и фирменных пакетов, упаковки, приобретение, изготовление и распространение рекламных сувениров, образцов выпускаемой продукции и т.д.
Следует уточнить, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти Российской Федерации не могут дополнять либо изменять налоговое законодательство (п. 1 ст. 4 НК РФ), следовательно, в приказах Минфина России не может содержаться более широкое, чем в налоговом законодательстве определение рекламы.
Кроме того, в соответствии с приказом Минфина России N 26н расходами на рекламу являются расходы организации по целенаправленному информационному воздействию на потребителя для продвижения продукции (работ, услуг) на рынках сбыта.
Это подтверждает изложенный выше вывод о том, что в рассматриваемой ситуации отсутствует обязательный признак рекламы - ее направленность на реализацию товара и ее распространение на неопределенный круг лиц.
Указание на полиэтиленовых пакетах реквизитов юридического лица не способствует реализации товара, а является исполнением требований законодательства. Обязанность маркировать товар возложена на производителя гражданским законодательством, а также требованиями ГОСТ 3898-87. Таким образом, исполняя требования законодательства, производитель не преследует коммерческую цель по продвижению товара на рынок.
Указанная позиция подтверждается разъяснениями государственных органов (письма УМНС России по г. Москве от 10 ноября 2002 г. N 23-10/6/54468, от 24 мая 2001 г. N 06-12/6/22809, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11 сентября 2003 г. по делу N А33-18259/02-СЗн-Ф02-2827/03-С10).
На основании вышеизложенного требования налогового органа как несоответствующие нормам раздела III Положения о налоге на рекламу, утвержденного решением Кировской городской Думы от 24 февраля 1999 г. N 26/1, а также опровергаемые разъяснениями Управления МНС России по г. Москве и имеющейся судебной практикой следует признать неправомерными.
А.В. Пластикова,
Ю.А. Воробьев
налоговые юристы компании "ФБК"
15 июня 2004 г.
"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 12, июнь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru