Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд"
Законопроект принимается в развитие положений статей 35, 36, 72 Конституции Российской Федерации, а также в развитие отдельных положений Земельного кодекса Российской Федерации. Законопроектом предлагается урегулировать существующий пробел в законодательстве Российской Федерации в части, касающейся правового регулирования института резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд, посредством внесения изменений и дополнений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Основной целью законопроекта является установление порядка резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд с целью повышения эффективности управления земельными ресурсами в Российской Федерации и снижения государственных расходов при изъятии (выкупе) земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения по резервированию земель для государственных и муниципальных нужд, а также иные отношения, тесно связанные с ними.
Законопроектом предусмотрены три группы предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области правового регулирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Первая группа предложений касается дополнения Земельного кодекса Российской Федерации главой VI-I "Резервирование земель", включающей в себя 6 статей, а также внесения дополнений в отдельные статьи Земельного кодекса Российской Федерации. Нормами, содержащимися в главе VI-I "Резервирование земель", регулируются следующие вопросы:
- основания и порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд;
- полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по подготовке и принятию решения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд;
- случаи и порядок компенсации собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков за наложение на них ограничений, связанных с резервированием их земель;
- сроки резервирования земель;
- содержание ограничений прав собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков при резервировании земель;
- порядок учета и регистрации обременений, вызванных резервированием земель;
- основания для прекращения резервирования земельных участков.
Вторая группа предложений, редакционная, необходима для внесения соответствующих изменений и дополнений в нормы отдельных статей Земельного кодекса Российской Федерации.
Третья группа предложений касается внесения соответствующих редакционных изменений в статью 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" в целях приведения в соответствие норм вышеуказанного закона и Земельного кодекса Российской Федерации в связи с включением в Земельной кодекс Российской Федерации главы VI-I "Резервирование земель" и внесением иных изменений и дополнений.
Социально-экономические последствия принятия данного законопроекта состоят в установлении порядка утверждения, изменения и отмены документации о резервировании земель, установлении порядка использования зарезервированных земель, сохранении значительных средств, которые пришлось бы направить на выкуп недавно приватизированных земельных участков, создании благоприятных условий для гармоничного развития поселений, снижении спекуляции земельными участками. Кроме того, органы государственной власти или местного самоуправления обретут правовой механизм установления резервирования земель, заинтересованные правообладатели земельных участков приобретут юридическую защиту от необоснованного резервирования и гарантии возмещения убытков, причиненных резервированием земель. Следует отметить, что реализация законопроекта позволит сократить затраты бюджетов всех уровней бюджетной системы на изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, сократить срок проведения всех процедур, необходимых для изъятия и предоставления земельных участков, а также обеспечить гарантии и защиту прав собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков при резервировании земель.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд" в целом приведет к сокращению расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, так как содержит в себе перечень ограничений прав, необходимых для достижения целей резервирования и приводящий в конечном итоге к экономии средств указанных бюджетов при возмещении убытков, в том числе упущенной выгоды, причиненных изъятием (в том числе путем выкупа) земельных участков. К таким ограничениям относятся: запрет на выдачу разрешений на строительство и его осуществление, запрет на осуществление иных улучшений на земельном участке, если эти названные действия противоречат целям резервирования земель; запрет на установление публичного сервитута или иных ограничений прав, устанавливаемых решением органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, либо ограничения сроков их действия, если эти названные действия противоречат целям резервирования земель; запрет на изменение целевого назначения или разрешенного использования земельного участка, если подобные изменения противоречат целям резервирования земель (пункт 1 предлагаемой редакции новой статьи 43-5 Земельного кодекса Российской Федерации).
Данные ограничения будут препятствовать вложению собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами средств, приводящих к увеличению стоимости указанных земельных участков к моменту их изъятия (в том числе путем выкупа) для государственных или муниципальных нужд.
Финансирование расходов, связанных с резервированием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в части компенсации собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков убытков, в том числе упущенной выгоды, причиненных наложением на них ограничений прав, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов или за счет лиц, в пользу которых резервируются земельные участки.
Вместе с тем, возможны случаи, когда зарезервированный участок в силу изменившихся обстоятельств не будет изъят для государственных или муниципальных нужд (пункты 1 и 3 предлагаемой редакции новой статьи 43-6 Земельного кодекса Российской Федерации) и, как следствие, соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления будет вынужден нести расходы на возмещение причиненных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Точный размер расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов просчитать заранее не представляется возможным по следующим причинам. Резервирование осуществляется на основании документов территориального планирования, которые для большей части территории субъектов Российской Федерации отсутствуют, или на основании решений о предварительном выборе места размещения объектов, которые принимаются органами местного самоуправления. Статистическое или иное наблюдение за количеством и условиями выносимых решений не ведется. Ранее законодательством порядок резервирования не устанавливался и поэтому общее количество земельных участков, которые резервировались на основании законов субъектов Российской Федерации, крайне незначительно и не может быть положено в основу финансово-экономического обоснования.
Вместе с тем, общий положительный эффект от принятия федерального закона был рассчитан на конкретных примерах (изъятие земельных участков для строительства аэропорта в городе Геленджике, аэропорта Шереметьево в Москве), что позволяет утверждать, что в целом после вступления в силу федерального закона расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на выкуп земельных участков будут сокращаться.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.