Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по собственности от 29 июня 2006 г. N 3.9-70/1
по проекту федерального закона N 299792-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (внесен депутатами Государственной Думы В.С. Плескачевским, А.П. Ковалем, А.А. Губкиным, Ю.Г. Медведевым, В.В. Пановым, А.В. Шевелевым)
Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел проект федерального закона N 299792-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
Настоящий законопроект направлен на конкретизацию ряда норм Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", поскольку в нем саморегулируемые организации страховщиков относятся к участникам отношений страхового рынка, но не определены принципы саморегулирования страховщиков, правовые основы их создания, отсутствуют нормы, регулирующие деятельность подобных организаций.
В настоящее время в стране в реестре объединений субъектов страхового дела зарегистрировано около 90 различных союзов, ассоциаций и иных объединений, целью которых является координация деятельности своих членов, представление и защита их общих интересов.
Указанные объединения действуют на основании статьи 14 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", а также соответствующих норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О некоммерческих организациях" не позволяющих в полной мере реализовать задачу формирования и развития в стране цивилизованного рынка страховых и связанных с ними услуг, поддержки формирования в стране гражданско-правовых институтов, нацеленных на закрепление добросовестной практики ведения хозяйственной деятельности.
В законопроекте правильно саморегулирование оформляется как комплексное явление с особой системой взаимоотношений хозяйствующих субъектов друг с другом и с государством, которому присущи следующие цели:
поддержание высоких стандартов предпринимательской деятельности и деловой этики в отрасли;
создание альтернативных механизмов разрешения споров субъектов саморегулирования и потребителей, а также субъектов саморегулирования и государства;
снижение объема государственного регулирования деятельности субъектов саморегулирования.
По сути речь идет о специальной форме регулятора - институте профессионального саморегулирования, общих правовых, экономических нормах регулирования процедур создания и функционирования саморегулируемых организаций страховщиков, важнейшими из которых являются нормы, определяющие содержание регулятивных полномочий СРО, функции, присущие исключительно их саморегулируемым организациям с учетом специфики страхового дела, механизмы реализации ответственности таких объединений, пределы вмешательства государства в их деятельность.
В законопроекте делается попытка определить организационную структуру саморегулируемых организаций страховщиков, функции и полномочия их органов управления и функциональных специализированных рабочих органов.
Авторы законопроекта исходят из положения, что с учетом введения правовых норм об институте саморегулирования в страховой деятельности как сорегуляторе от имени государства в качестве публичной инициативной деятельности страховщиков нормы саморегулирования призваны развивать и дополнять нормы государственного регулирования.
Такой подход представляется вполне обоснованным. В странах с развитой рыночной экономикой процесс концентрации предпринимателей в некоммерческие организации с целью саморегулирования рынков и профессиональной деятельности осуществлялся естественным, эволюционным путем в течение многих десятилетий, в отсутствие специального законодательного регулирования этого процесса. В условиях современной России, наоборот, представляется исключительно важным изначально задать правовые рамки объединения предпринимателей в саморегулируемые организации с тем, чтобы обозначить четкие критерии саморегулируемых организаций, принципы участия государства в процессе саморегулирования, определения задач и полномочий саморегулируемых организаций, степени их ответственности.
При этом предложенные изменения процедур регулирования деятельности страховщиков призваны не просто ослабить административное давление на рыночные процессы, освобождение государственных органов от выполнения избыточных регулирующих функций, но привести к усилению ответственности страховщиков перед потребителями производимых работ (услуг), а также к снижению бюджетных затрат, связанных с государственным регулированием и контролем деятельности участников саморегулируемых организаций.
Несмотря на то, что законопроект в целом соответствует идеям и целям саморегулирования Комитет по собственности считает необходимым отметить следующее.
В законопроекте недостаточно полно и логично прописан субъектный состав лиц в соответствии с перечнем участников отношений, регулируемых действующим законом и имеющих право создавать саморегулируемые организации. В том числе, необходимо прописать возможность для создания саморегулируемых организаций страховых брокеров.
В этой связи требуется уточнить данное в законопроекте определение саморегулируемой организации страховщиков. Более правильно было бы определить ее как саморегулируемую организацию субъектов страхового дела, а также уточнить общие принципы ее формирования.
Требуется большая детализация и устранение противоречий в предложенной законопроектом процедуре присвоения статуса саморегулируемой организации, поскольку в законопроекте смешаны процедуры внесения в реестр и процедура регистрации саморегулируемой организации с выдачей ей регистрационных документов.
Представляется недостаточно обоснованным положение об ограничении на создание саморегулируемой организации страховщиков лишь в определенной организационно-правовой форме.
В законопроекте должны быть более детально прописаны компетенция и порядок формирования органов и структурных подразделений саморегулируемой организации, наличие которых является квалифицирующим признаком для получения статуса саморегулируемой организации. В частности, в числе обязательных органов, создающихся в саморегулируемой организации, должен быть указан коллегиальный орган управления, в компетенцию которого входила бы разработка и принятие стандартов деятельности.
В законопроекте требуется уточнить вопросы формы и порядка реализации саморегулируемой организацией функции контроля за деятельностью своих членов и функций по применению к ним мер дисциплинарной ответственности.
В связи с тем, что с принятием данного законопроекта не отменяется лицензирование субъектов страхового дела в законопроект с целью предотвращения дублирования функций должна быть введена статья, определяющая порядок взаимодействия саморегулируемых организаций с федеральным органом надзора.
По мнению Комитета по собственности требуют конкретизации новеллы законопроекта об установлении особенностей формирования, размещения и расходования средств компенсационного фонда.
В связи с тем, что компенсационные фонды являются основным защитным механизмом саморегулирования, Комитет считает, что вопросы формирования и размещения средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций должны быть урегулированы федеральным законом, а вопрос использования должен относиться к ведению саморегулируемых организаций с учетом ограничений, установленных федеральным законом.
Законопроект нуждается в более тщательной правовой и лингвистической проработке.
На основании изложенного, Комитет по собственности рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 299792-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в первом чтении с учетом необходимости его доработки ко второму чтению в аспекте изложенных в настоящем заключении предложений и замечаний.
Председатель Комитета |
В.С. Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.