Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по кредитным организациям и финансовым рынкам от 16 июня 2006 г. к вн N 3.24-16/455
на проект федерального закона N 299792-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Плескачевским B.C., Ковалем А.П., Губкиным А.А., Медведевым Ю.Г., Пановым В.В.
Рассмотрев проект федерального закона N 299792-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Плескачевским B.C., Ковалем А.П., Губкиным А.А., Медведевым Ю.Г., Пановым В.В., Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам отмечает следующее.
В соответствии со статьей 4.1 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее -Закон) в состав участников отношений, регулируемых Законом, входят саморегулируемые организации. В то же время в действующем Законе нет правовых основ создания саморегулирующих организаций, отсутствуют нормы, регулирующие деятельность указанных организаций.
Положения рассматриваемого законопроекта направлены на ликвидацию имеющегося правого пробела. Статьей 1 законопроекта Закон дополняется статьями 14.1-14.7, которые устанавливают условия создания, правила и стандарты деятельности саморегулируемых организаций страховщиков, а также их права и обязанности. Кроме того законопроектом определяются функции, присущие исключительно саморегулируемым организациям с учетом специфики страхового дела. В частности, саморегулируемая организация страховщиков разрабатывает и устанавливает для своих членов правила и стандарты осуществления страховой деятельности, обеспечивает соблюдение своими членами страхового законодательства Российской Федерации, представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти всех уровней. Важнейшей функцией саморегулируемой организации становится защита прав страхователей (выгодоприобретателей) в случае неплатежеспособности страховщиков. Законопроект наделяет саморегулируемую организацию правом проводить экспертизу дополнительных правил страхования своих членов, по результатом которой страховщики могут осуществлять страхование без получения дополнительной лицензии органа страхового надзора.
В целом, принятие указанного законопроекта будет способствовать развитию цивилизованного рынка страховых услуг, снижению бюджетных затрат, связанных с государственным регулированием и контролем за деятельностью страховщиков, служить правовой основой взаимодействия саморегулируемых организаций с органами государственной власти, будет повышать ответственность страхового сообщества перед страхователями.
В то же время к указанному законопроекту имеется ряд замечаний.
Нуждаются в дополнительном обсуждении предложения о внесении изменений в пункт 4 статьи 3 Закона в части требований к осуществлению обязательного страхования. Проектом предлагается установить, что в случае, если федеральный закон о конкретном виде обязательного страхования не содержит установленных положений, то данный вид обязательного страхования может осуществляться в обязательной форме при условии, что указанные положения данного вида обязательного страхования содержатся в типовых правилах обязательного страхования, утвержденных саморегулируемой организацией страховых организаций по согласованию с органом страхового регулирования. Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 31 мая 2005 года N 6-П признал не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 и 45 (часть 1), статью 5 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в части, допускающей произвольное определение Правительством Российской Федерации условий договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Таким образом, полномочия саморегулируемой организации страховых организаций в части утверждения типовых правил обязательного страхования требуют уточнения.
Кроме того, считали бы целесообразным, в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению, доработать установленный пунктом 4 статьи 3 Закона перечень положений, который должен содержать федеральный закон о конкретных видах обязательного страхования, с учетом практики применения обязательных видов страхования.
Требует более детальной проработки порядок формирования и расходования компенсационного фонда саморегулируемой организации. В частности, вызывают сомнения положения законопроекта, устанавливающие, что средства компенсационного фонда в случае неплатежеспособности страховщика должны расходоваться на возврат страхователю страховых премий (страховых взносов). Считали бы целесообразным ограничить направления расходования средств из указанного фонда только на компенсацию страховых выплат при условии наступления страхового случая.
Неясно соотношение норм законопроекта и Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в части правового статуса и функционирования предусмотренного этим законом профессионального объединения страховщиков. Из текста законопроекта можно сделать вывод, что профессиональное объединение страховщиков не является саморегулируемой организацией, однако установленные законом функции профобъединения во многом совпадают с предлагаемыми законопроектом функциями СРО. Более того, Закон не называет среди участников отношений по страхованию профессиональное объединение.
Часть 7 статьи 14.7 законопроекта устанавливает, что со дня создания объединенного союза саморегулируемых организаций иные СРО не вправе выполнять ряд полномочий, в частности, касающиеся контроля за деятельностью своих членов, экспертизы документов, организации обучения персонала членов СРО и ряд других. Полагаем, что указанное положение законопроекта нуждается в уточнении, имея в виду расширение самостоятельных полномочий СРО.
Непонятно, почему средства компенсационного фонда должны расходоваться в случае, если у страховщика имеется несоответствие требований платежеспособности, установленные нормативным правовым актам органа страхового регулирования. Несоответствие требований платежеспособности у страховщика может указывать на потенциальную возможность его неплатежеспособности, но никак не служить основанием для признания указанного страховщика неплатежеспособным и, следовательно, попадающим под действие норм указанного законопроекта в части компенсационных выплат.
С учетом специфики деятельности обществ взаимного страхования считали бы целесообразным, в случае их неплатежеспособности, ограничить производство выплат из компенсационного фонда только выгодоприобретателям по договорам страхования гражданской ответственности.
Кроме того, Комитет предлагает дополнить функции саморегулируемой организации в части разработки и установления порядка передачи страхового портфеля в случае прекращения членом указанной организации страховой деятельности.
Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам считает возможным доработать вышеуказанные замечания в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению и поддерживает принятие законопроекта в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.М. Резник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.