Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы ФС РФ от 20 июня 2006 г. N вн. 2.2-1/2030
по проекту федерального закона N 299792-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы В.С. Плескачевским, А.П. Ковалем, Ю.Г. Медведевым, В.В. Пановым
(первое чтение)
Рассмотрев по поручению Совета Государственной Думы (протокол от 06.06.2006 N 164, п. 45) проект федерального закона N 299792-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает.
Законопроектом предусматривается создание саморегулируемой организации страховщиков.
Содержание абзаца 4 пункта 1 статьи 1 проекта необходимо согласовать с положениями пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", согласно которым перечисленные в пункте 4 положения являются обязательными для федерального закона о конкретном виде обязательного страхования, в то время как проект допускает возможность установления перечисленных условий в типовых правилах обязательного страхования, утвержденных саморегулируемой организацией страховщиков.
Положения пункта 2 статьи 1 проекта содержат внутренние противоречия с пунктом 4 данной статьи проекта, поскольку саморегулируемая организация объединяет на условиях членства страховые организации или общества взаимного страхования (пункт 1 проекта новой статьи 14.1). Иначе говоря, речь идет об объединении субъектов страхового дела, к которым страховые агенты в соответствии с положениями пункта 2 статьи 4.1. Закона не относятся. Кроме того, правила и стандарты устанавливаются саморегулируемой организацией только для своих членов (пункт 1 проекта новой статьи 14.4 проекта).
В статье 1 (пункт 1) проекта содержание абзаца 2 является излишним, поскольку понятие "объединение страховщиков", содержащееся в пункте 1 статьи 943 Гражданского кодекса Российской Федерации, является более общим.
В проекте новой статьи 14.1 следует уточнить нумерацию пунктов (отсутствуют пункты 9-11). В пункте 8 данной статьи в целях согласования с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" следует говорить не о проведении саморегулируемой организацией независимого аудита, а о том, что бухгалтерский учет и финансовая (бухгалтерская) отчетность саморегулируемой организации подлежат ежегодной обязательной аудиторской проверке.
В проекте новой статьи 14.2 (пункт 1) речь, видимо, должна идти не об основаниях, а об условиях, выполнение которых необходимо для выдачи соответствующего регистрационного документа. Основанием в данном случае, по нашему мнению, будет служить заявление, о котором говорится в пункте 2 названной статьи проекта. В пункте 3 данной статьи проекта в подпункте "б" вряд ли правомерно вести речь о штатных сотрудниках саморегулируемой организации, поскольку наличие структурного подразделения, сформированного из таких сотрудников - это лишь одно из условий приобретения статуса саморегулируемой организации.
В проекте новой статьи 14.3 (пункт 3, подпункт 1) необходимо уточнить круг лиц, действия (бездействие) которых могут быть оспорены в судебном порядке. В подпункте 7 необходимо исключить упоминание о дисциплинарной ответственности членов саморегулируемой организации, поскольку ими могут быть исключительно юридические лица.
В пункте 1 проекта новой статьи 14.6 необходимо оговорить, что собственностью саморегулируемой организации могут быть средства или имущество компенсационного фонда, а не сам фонд. В пункте 3 данной статьи следует, по нашему мнению, говорить не о "пяти средних по годовому объему страховой премии членах", а о пяти членах, годовой объем страховой премии каждого из которых является средним по сравнению с другими членами саморегулируемой организации. В абзаце первом пункта 1 указанной статьи положение о том, что компенсационный фонд "первоначально формируется исключительно в денежной форме" нуждается в доработке, поскольку, во-первых, слово "первоначально" допускает различное толкование, во-вторых, в пункте 4 указанной статьи содержится перечень источников формирования компенсационного фонда, при этом те из них, которые перечислены, также не предполагают никаких иных форм, кроме денежной. В пункте 4 названной статьи упоминаются в качестве источников формирования компенсационного фонда первоначальный денежный взнос члена саморегулируемой организации, а также ежеквартальные отчисления членов саморегулируемой организации. Следует уточнить соотношение ежеквартальных отчислений, упоминаемых в абзацах третьем и четвертом данного пункта, поскольку в указанных абзацах речь идет об отчислениях из одного и того же источника - сформированных членами саморегулируемой организации страховых резервов, однако порядок определения их размера различен.
Кроме этого, предложенный законопроектом (статья 14.6) порядок формирования компенсационного фонда за счет ежеквартальных отчислений от страховых резервов нуждается в дополнительном обсуждении, учитывая, что на основании пункта 2 статьи 26 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" средства страховых резервов используются исключительно для осуществления страховых выплат. При этом согласно пункту 3 статьи 10 данного Закона страховая выплата - это денежная сумма, установленная федеральным законом и (или) договором страхования и выплачиваемая страховщиком страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю при наступлении страхового случая. Законопроектом же, фактически, предлагается порядок, при котором средства страховых резервов будут направляться страховщиком в собственность иного юридического лица - саморегулируемой организации, и использоваться для компенсационных выплат лицам, которые могут не иметь никаких отношений с данным страховщиком (исключение составляет ситуация, при которой данный страховщик находится в состоянии неплатежеспособности). Пункты 5 и 6 данной статьи следует терминологически согласовать с текстом Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в частности, со статьей 10), учитывая, что при наступлении страхового случая производится страховая выплата.
В пункте 8 проекта новой статьи 14.7 предусматривается обязанность вступления саморегулируемой организации при определенных условиях в объединенный союз (ассоциацию), чем по нашему мнению, нарушается принцип добровольности, закрепленный статьей 121 Гражданского кодекса Российской федерации.
Кроме того, по тексту проекта имеются замечания юридико-технического характера.
1. По статье 1.
слова "1992 г. N 4015-1" заменить словами "1992 года N 4015-I";
слова "Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4858; 2005, N 10, ст. 760; N 30, ст. 3101, 3115" заменить словами "Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 1, ст. 4; 1999, N 47, ст. 5622; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 50, ст. 4858; 2004, N 30, ст. 3085; 2005, N 10, ст. 760; N 30, ст. 3101, 3115".
В пункте 1 законопроекта:
в абзаце втором слово "слово" заменить словом "слова";
в абзаце третьем слова "пункт 4 дополнить абзацем" заменить словами "дополнить пунктом 5";
абзац четвертый оформить следующим образом:
"5. Если федеральный закон о конкретном виде обязательного страхования не содержит положений, перечисленных в подпунктах "а" -"л" пункта 4 настоящей статьи, такое...(далее по тексту)...форме.";
для сохранения структуры статьи 8 пункт 2 законопроекта оформить следующим образом:
2) статью 8 дополнить пунктами 1.1 -1.3 следующего содержания:
" 1.1. Требованиями.................являются:
1) наличие..........................организаций;
2) прохождение......................организаций.
1.2. Требованием....................отвечающих требованиям подпункта
1 пункта 1.1 настоящей статьи.
1.3. Страховой......................страховщика.";
Обращаем внимание, что статья 14.1 уже введена Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 172-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации", поэтому в пункте 4 законопроекта:
абзац первый оформить следующим образом:
4) главу I дополнить статьями 14.2 - 14.8 следующего содержания:
Необходимо поменять соответственно нумерацию дополняемых статей и в целях унификации и сохранения структуры статей изменяемого закона, скорректировать структуру этих статей, поскольку абзацы, начинающиеся с прописной буквы и пронумерованные арабскими цифрами с точкой считаются в данном Законе пунктами статьи, которые делятся на подпункты, обозначаемые арабскими цифрами со скобкой. Буквенные обозначения абзацев в тексте вводимой статьи 14.2 необходимо снять.
В связи с изменением нумерации и корректировкой структуры статей, необходимо уточнить внутренние ссылки на данные статьи и их структурные единицы.
По статье 2.
В данной статье законопроекта абзацы, начинающиеся с прописной буквы и пронумерованные арабскими цифрами с точкой считаются частями статьи, абзацы, начинающиеся со строчной буквы после двоеточия, следует нумеровать арабскими цифрами со скобкой и считать пунктами, абзацы, начинающиеся со строчной буквы после двоеточия, обозначаются строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой и считаются подпунктами.
Учитывая вышеизложенное, необходимо произвести соответствующие корректировки в статьях 1 и 2 законопроекта. Правки по тексту законопроекта прилагаются.
По статье 3.
Статью 3 предлагаем исключить, как излишнюю, поскольку нормативные правовые акты Президента Российской Федерации (часть 3 статьи 90 Конституции Российской Федерации) и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации (часть 1 статьи 115 Конституции Российской Федерации) и другие нормативные правовые акты не должны противоречить законам, что обусловливает необходимость приведения указанных актов в соответствие с принятыми федеральными законами.
Заместитель начальника управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.