Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2005 год"
Проект федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2005 год" составлен в соответствии с требованиями статьи 149 Бюджетного кодекса Российской Федерации и предусматривает утверждение отчета об исполнении бюджета Фонда за 2005 год, включающего следующие данные:
источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2005 год;
доходы бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2005 год;
ведомственную структуру расходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2005 год.
Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) осуществлял свою деятельность в 2005 году в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год".
В 2005 году наблюдалось улучшение показателей исполнения бюджета Фонда по сравнению с соответствующими показателями прошлого года как в части формирования доходных статей бюджета, так и его расходных обязательств.
Бюджет Фонда по доходам исполнен в сумме 186692,0 млн. рублей, что составляет 99,3 процента к утвержденному годовому объему доходов.
Расходы бюджета Фонда составили 165311,7 млн. рублей или 85,5 процента к годовым бюджетным назначениям.
Доходы
(тыс. рублей)
Наименование доходов |
Утверждено | Исполнение с начала года |
Отклонение | % исполне- ния |
Доходы, всего Налоги и взносы на социальные нужды Единый социальный налог Единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования Российской Федерации Страховые взносы Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональ- ных заболеваний Налоги на совокупный доход Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложе- ния Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности Единый сельскохозяйс- твенный налог Недоимка, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации Доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации Доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации, сформированных за счет поступления единого социального налога Доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации, сформированных за счет поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональ- ных заболеваний Доходы от продажи материальных и нематериальных активов Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении Фонда социального страхования Российской Федерации (в части реализа- ции основных средств по указанному имуществу) Денежные взыскания (штрафы, санкции, возмещение ущерба) за нарушение законодательс- тва Российской Федерации о государствен- ных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательс- тва (в части бюджетов государствен- ных внебюджетных фондов), зачисляемые в Фонд социального страхования Российской Федерации Прочие неналоговые доходы Поступления капитализиро- ванных платежей предприятий Прочие неналоговые поступления в Фонд социального страхования Российской Федерации Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет Безвозмездные поступления Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кроме бюджетов государствен- ных внебюджетных фондов Субвенции от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Субвенции Фонду социального страхования Российской Федерации Средства федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования Российской Федерации на выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний Средства федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-ку- рортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно Средства федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования Российской Федерации на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-орто- педических изделий Всего доходов |
188 014 700,4 165 722 207,6 131 513 780,4 131 513 780,4 34 208 427,2 34 208 427,2 2 932 600,0 1 529 800,0 1 332 800,0 70 000,0 980 000,0 330 000,0 330 000,0 800,0 800,0 1 172 000,0 920 000,0 252 000,0 16 877 092,8 16 877 092,8 16 877 092,8 16 877 092,8 153 600,0 12 069 498,9* 4 653 993,9 188 014 700,4 |
186 692 034,8 162 455 738,9 128 174 116,1 128 174 116,1 34 281 622,8 34 281 622,8 4 487 599,7 2 307 757,2 2 129 400,0 50 442,5 662 706,2 444 557,9 444 557,9 3 783,9 3 783,9 49149,8 1 781 380,6 1 198 689,5 582 691,1 -69 975,0 16 877 092,8 16 877 092,8 16 877 092,8 16 877 092,8 153 600,0 12 069 498,9 4 653 993,9 186 692 034,8 |
-1 322 665,6 -3 266 468,7 -3 339 664,3 -3 339 664,3 73 195,6 73 195,6 1 554 999,7 777 957,2 796 600,0 -19 557,5 -317 293,8 114 557,9 444 557,9 -330 000,0 2 933,9 2 983,9 49149,8 609 380,6 278 689,5 330 691,1 -69 975,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 -1 322 665,6 |
99,3 98,0 97,5 97,5 100,2 100,2 153,0 150,9 159,8 72,1 67,6 134,7 473,0 473,0 152,0 130,3 231,2 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 99,3 |
______________________________
* в Государственной Думе рассматривается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год", учитывающий увеличение трансфертов на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно, на сумму 2500,0 млн. рублей в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2005 года N 141-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2005 год".
Налоги и страховые взносы на социальные нужды поступили в доходы бюджета в 2005 году в сумме 162455,7 млн. рублей или 98,0 процентов бюджетных назначений, составив 87,0 процентов общей суммы доходов.
Единый социальный налог зачислен в доходы Фонда в сумме 128174,1 млн. рублей или 97,5 процентов бюджетных назначений на 2005 год, превысив уровень 2004 года на 4,7 процентных пункта.
Поступление единого социального налога не в полном объеме обусловлено уменьшением на 120 млрд. рублей или на 2,4 процента фактически сложившегося (4930 млрд.руб.) фонда оплаты труда в 2005 году по сравнению с планируемым (5050 млрд.руб.), а также ростом на 201 тысячу по сравнению с 2004 годом количества страхователей, применяющих специальные налоговые режимы.
Эффективная ставка единого социального налога сложилась в размере 2,8 процента. Коэффициент сбора единого социального налога составил 99,2 процента.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний поступили в 2005 году в сумме 34281,6 млн. рублей, что составляет 100,2 процента от предусмотренных бюджетом или 119,7 процента к уровню 2004 года.
Поступление страховых взносов в большем объеме, чем было предусмотрено, обусловлено тем, что выплаты в пользу работников, на которые начисляются страховые взносы, превысили плановые значения на 5 процентов. Коэффициент сбора страховых взносов составил 98,7 процента.
Среднеотраслевой тариф страховых взносов в 2005 году сложился в размере 0,68 процента вместо 0,71 процента, предусмотренного расчетами к бюджету.
Задолженность за страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний за 2005 год снизилась на 423,1 млн. рублей и по состоянию на 1 января 2006 года составила 9275,5 млн. рублей.
В результате проведенной работы по сокращению задолженности страхователей в 2005 году взыскана задолженность а сумме 3751,3 млн. рублей, что на 13,2 процента больше, чем в 2004 году.
Налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и единый сельскохозяйственный налог поступили в доходы в сумме 4487,6 млн. рублей или 153,0 процента от суммы, предусмотренной бюджетом, что обусловлено значительным ростом численности организаций, применяющих специальные налоговые режимы по сравнению с 2004 годом.
Недоимка, пени и штрафы поступили в сумме 662,7 млн. рублей или 67,6 процента годового плана. Это в два раза меньше данных поступлений в 2004 году.
Снижение размера указанных поступлений за 2005 год объясняется изменением порядка реструктуризации задолженности, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 г. N 699, в соответствии с которым отдельным категориям страхователей были предоставлены более льготные условия в части увеличения сроков уплаты погашаемой задолженности.
В доходы Фонда поступило 49,1 млн. рублей денежных взысканий (штрафы, санкции, возмещение ущерба) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджетов государственных внебюджетных фондов), зачисляемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Прочие неналоговые доходы составили 1781,4 млн. рублей или 152,0 процента годовых назначений, в составе которых поступившие капитализированные платежи, ликвидируемых предприятий - 1198,7 млн. рублей или 67,3 процента; добровольные страховые взносы работодателей по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 401,3 млн. рублей или 22,5 процента.
Средства федерального бюджета на выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, образовавшиеся в связи с неполным использованием объемов финансирования в 2004 году, возвращены в прошлом году на текущий счет Федерального казначейства в сумме 69,9 млн. рублей.
Субвенции Фонду из федерального бюджета были переданы в 2005 году в сумме 16877,1 млн. рублей или 100 процентов бюджетных назначений, в том числе:
- на выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний - 153,6 млн. рублей;
- на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно - 12069,5 млн. рублей;
- на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий 4653,9 млн. рублей.
Расходы
Расходы Фонда в 2005 году составили 165311,7 млн. рублей или 85,5 процента от расходов, предусмотренных бюджетом. Исполнение бюджета Фонда по основным направлениям расходования средств характеризуется следующими показателями:
(тыс. рублей)
Наименование доходов |
Утверждено | Исполнение с начала года |
Отклонение | % исполне- ния |
Фонд социального страхования Российской Федерации Общегосударст- венные вопросы Международное сотрудничество Образование Переподготовка и повышение квалификации кадров Оздоровление детей и подростков Социальная политика Социальное обслуживание населения Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-орто- педических изделий Социальное обеспечение населения Аппараты органов управления государствен- ных внебюджетных фондов Непрограммные инвестиции в основные фонды Строительство объектов общегражданс- кого назначения Социальное страхование Пособия по временной нетрудоспособ- ности по обязательному социальному страхованию Пособия по временной нетрудоспособ- ности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональ- ных заболеваний Пособия по беременности и родам Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет Пособия при рождении ребенка Другие пособия и компенсации Единовременные страховые выплаты Ежемесячные страховые выплаты Доставка и пересылка страховых выплат Медицинская, социальная и профессиональ- ная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредите- льных мер по сокращению производствен- ного травматизма и профессиональ- ных заболеваний Оплата путевок на санаторно-ку- рортное лечение работников Выполнение научно-иссле- довательских и опытно-конст- рукторских работ по государствен- ным контрактам Реализация государствен- ных функций в области социальной политики Мероприятия в области социальной политики Пособия гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний Реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-ку- рортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно Всего расходов |
193 298 642,6 3 310,0 3 310,0 12 954 675,9 393 200,0 12 561 475,9 180 340 656,7 4 653 993,9 4 653 993,9 162 759 163,9 7 412 627,2 200 000,0 200 000,0 155 146 536,7 90 200 120,5 1 644 412,0 16 467 528,0 6 237 000,0 9 240 000,0 825 341,0 492 383,8 23 626 806,0 434 145,4 4 478 800,0 1 500 000,0 67 600,0 12 859 898,9 636 800,0 153 600,0 12 069 493,9* 193 298 642,6 |
165 311 675,8 3 180,2 3 180,2 14 677 123,7 389 864,2 14 287 259,5 150 631 371,9 4 653 993,8 4 653 993,8 133 457 866,1 6 769 727,4 199 862,1 199 862,1 126 488 276,6 65 567 343,1 1 268 798,4 14 534 385,4 5 669 812,7 8 478 878,0 655 025,1 584 515,9 23 306 806,4 356 851,0 4 584 814,4 1 481 046,2 63 649,4 12 455 862,6 568 394,9 90 849,8 11 796 617,9 165 311 675,8 |
-27 986 966,8 -129,8 -129,8 1 722 447,8 -3335,8 1 725 783,6 -29 709 284,8 -0,1 -0,1 -29 301 297,8 -642 899,8 -137,9 -137,9 -28 658 260,1 -24 632 777,4 -375 613,6 -1 933 142,6 -567 187,3 -761 122,0 -170 315,9 92 132,1 -319 999,6 -77 294,4 106 014,4 -18 953,8 -3 950,6 -404 036,3 -68 405,1 -62 750,2 -272 881,0 -27 986 966,8 |
85,5 96,1 96,1 113,3 99,2 113,7 83,5 100,0 100,0 82,0 91,3 99,9 99,9 81,5 72,7 77,2 88,3 90,9 91,8 79,4 118,7 98,6 82,2 102,4 98,7 94,2 96,9 89,3 59,1 97,7 85,5 |
______________________________
* в Государственной Думе рассматривается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год", учитывающий увеличение трансфертов на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно на сумму 2500,0 млн. рублей в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2005 года N 141-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2005 год".
В структуре расходов по обязательному социальному страхованию наибольшую долю составляют пособия по обязательному социальному страхованию (72,0 процента), в том числе: по временной нетрудоспособности - 50,0 процентов; в связи с материнством - 22,0 процента.
Фактические расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности составили 65567,3 млн. рублей или 72,7 процента от бюджетных назначений, что на 4,5 процента ниже расходов прошлого года.
Основным фактором экономии расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности является снижение количества случаев временной нетрудоспособности и числа оплачиваемых дней (на 58,45 млн. дней) за счет средств Фонда по сравнению с бюджетными показателями, что обусловлено следующими причинами:
введением норм солидарного участия работодателей в оплате пособий по временной нетрудоспособности (их оплата за счет средств Фонда установлена с третьего дня нетрудоспособности);
усилением контроля со стороны работодателей за предъявляемыми к оплате листками временной нетрудоспособности;
общей тенденцией к снижению обращений в лечебные учреждения за выдачей больничных листков (за отчетный период число случаев временной нетрудоспособности сократилось на 2,4 млн. случаев по сравнению с 2004 годом);
активизацией работы Фонда по экспертизе временной нетрудоспособности и реализации мероприятий по упорядочению выдачи листков нетрудоспособности.
Кроме того, на снижение расходов по временной нетрудоспособности оказало влияние уменьшение среднедневного размера пособия - на 32 рубля против запланированного. Основные причины снижения названного показателя следующие:
фонд оплаты труда сложился ниже соответствующих показателей, применявшихся при планировании бюджета;
увеличилось число оплаченных дней нетрудоспособности застрахованным в организациях, применяющих специальные налоговые режимы, в которых пособия по временной нетрудоспособности исчисляются исходя из минимального размера оплаты труда;
влияние ограничения максимального размера пособия по временной нетрудоспособности и большая обращаемость за ним низкооплачиваемых категорий граждан.
В 2005 году средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в рублях составил всего 83,2 процента от расчетного по бюджету.
В связи со снижением рождаемости в 2005 году снизились также расходы на выплату пособий в связи с материнством и детством, которые составили 29199,7 млн. рублей или 89,6 процентов от предусмотренных бюджетом.
Расходы на оздоровление детей составили 14287,3 млн. рублей или 113,7 процента к бюджетным назначениям. Увеличение этих расходов на 1725,8 млн. рублей осуществлено в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год". Дополнительные средства направлены на оздоровление детей за счет снижения фактических расходов на выплату пособий по социальному страхованию. За счет средств Фонда было оплачено 6,1 млн. путевок в санатории и оздоровительные лагеря различных типов (в 2004 году оплачено 5,0 млн. путевок).
На оплату путевок на санаторно-курортное лечение работников (долечивание) израсходовано 1481,0 млн. рублей или 98,7 процента от утвержденных назначений, что на 12,7 процента превышает расходы предыдущего года. За счет средств социального страхования было оплачено 82,3 тысячи путевок на долечивание работников, что на 2,8 тысяч путевок больше, чем в 2004 году.
По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний расходы в 2005 году составили 34268,7 млн. рублей, что на 20,8 процентов выше этих расходов 2004 года.
На пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний израсходовано 1268,8 млн. рублей или 77,2 процента бюджетных назначений.
Единовременные страховые выплаты пострадавшим в результате несчастного случая на производстве составили 584,5 млн. рублей или 118,7 процента от утвержденной суммы. Превышение расходов обусловлено ростом среднего размера этих выплат против предусмотренного значения на 20,9 процента.
При этом общее число единовременных выплат в 2005 году снизилось на 449 выплат по сравнению с расчетным показателем к бюджету и на 1844 выплаты по сравнению с 2004 годом. Снижению числа единовременных выплат в связи с частичной утратой трудоспособности, либо смертью пострадавшего способствовало направление в течение пяти лет значительных объемов средств на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В 2005 году расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний составили 4584,8 млн. рублей или 102,4 процента от бюджетных назначений.
Ежемесячные страховые выплаты пострадавшим составили 23306,8 млн. рублей или 98,6 процента от утвержденных бюджетом.
Снижение расходов на ежемесячные выплаты обусловлено тем, что средний размер этих выплат в 2005 году составил 3,5 тыс. рублей или на 4,8 процента меньше чем запланированный, а также снижением числа самих страховых случаев на 10,0 процентов.
Федеральным законом "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" предусмотрены расходы в сумме 9569,5 млн. рублей на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно, за счет передаваемых средств федерального бюджета.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2005 года N 141-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2005 год" Фонду увеличены трансферты на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно, на сумму 2500,0 млн. рублей.
Фактически на указанные цели в 2005 году израсходовано 11796,6 млн. рублей или 97,7 процента. Недоиспользование средств федерального бюджета по данному виду расходов в сумме 272,9 млн. рублей образовалось в части оплаты проезда этих категорий граждан к месту лечения и обратно.
Для льготных категорий граждан в 2005 году было оплачено 1068,5 тыс. путевок на сумму 10787,6 млн. рублей или 100,0 процентов предусмотренных бюджетом.
Фактические расходы на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, составили 4653,9 млн. рублей или 100,0 процентов предусмотренных бюджетом.
Расходы, финансируемые за счет средств федерального бюджета на выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, составили 90,8 млн. рублей. Они использованы на 59,1 процента в связи с уменьшением численности граждан, имеющих право на получение данных пособий.
Во исполнение статьи 16 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" Фондом в полном объеме перечислены средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Минздравсоцразвития России для осуществления мероприятий по обучению по охране труда отдельных категорий застрахованных в сумме 355,0 млн. рублей и на финансирование научно-исследовательских работ по охране труда в сумме 45,0 млн. рублей.
Фактические расходы на эти цели на основании отчета Минздравсоцразвития России составили соответственно 351,9 млн. рублей и 42,9 млн. рублей.
В 2005 году на Фонд были возложены новые функции, которые потребовали дополнительных материальных и трудовых ресурсов для организации работы по реализации мер социальной поддержки граждан, имеющих право на льготы по санаторно-курортному лечению, обеспечению бланками листков нетрудоспособности медицинских организаций непосредственно региональными отделениями Фонда, формированию единого информационного пространства обработки, хранения и представления информации в системе замены натуральных льгот ежемесячной денежной выплатой с использованием единой корпоративной сети Фонда.
По виду расходов "Аппарат органов управления государственных внебюджетных фондов" израсходовано 6769,7 млн. рублей или 91,3 процента от бюджетных назначений с учетом необходимых затрат по реализации вышеуказанных дополнительных функций.
Расходы на функционирование исполнительных органов Фонда составили 5503,3 млн. рублей или 90,2 процента. Экономия по оплате труда образовалась в связи с оптимизацией структуры Фонда.
По виду расходов "Мероприятия в области социальной политики", включающему расходы на развитие центров реабилитации, изготовление бланочной продукции, расходы на информационно-разъяснительную деятельность и почтовые расходы, израсходовано 568,4 млн. рублей или 89,3 процента от предусмотренных бюджетом.
Средства, предусмотренные на строительство объектов общегражданского назначения, освоены полностью в сумме 199,9 млн. рублей.
Расходы на подготовку и повышение квалификации кадров, проведение Фондом региональных совещаний и конференций составили 37,9 млн. рублей или 99,2 процента от запланированной суммы.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2005 год"
Принятие федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования за 2005 год" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.