Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду и социальной политике от 18 октября 2006 г. N 3.2-99/1
на проект федерального закона N 304308-4 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2005 год" (внесен Правительством Российской Федерации)
Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рассмотрел проект федерального закона N 304308-4 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2005 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) исполнен по доходам в сумме 186,69 млрд. рублей или 99,3% от утвержденных показателей, по расходам в размере 165,31 млрд. рублей или 85,5% от утвержденных показателей, и с превышением доходов над расходами в 21,38 млрд. рублей.
В 2005 году поступило доходов меньше, чем предусматривалось бюджетом Фонда на 1,3 млрд. рублей.
Доходы Фонда.
Доходы Фонда формировались в основном за счет налоговых доходов и поступлений страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Налоги и взносы на социальные нужды утверждены в сумме 165,7 млрд. рублей, исполнены в сумме 162,45 млрд. рублей, что составило 98,0% к запланированному объему.
Налоговые доходы от всех поступлений составили 132,7 млрд. рублей или 91,5% от утвержденных показателей. Недоимки, пени и штрафы - 0,7 млрд. рублей; неналоговые доходы - 36,56 млрд. рублей или 19,6%, безвозмездные перечисления из федерального бюджета - 16,88 млрд. рублей.
В связи с тем, что прогноз Минэкономразвития России по резкому увеличению объемов фонда оплаты труда вследствие сокращения с 2005 года ставки единого социального налога (далее - ЕСН) с 35,6% до 26% не оправдался, от ЕСН при утвержденной сумме 131,5 млрд. рублей в доходы бюджета поступило - 128,2 млрд. рублей или 97,5% от утвержденных показателей на 2005 год. Поступление ЕСН не в полном объеме обусловлено уменьшением на 120 млрд. рублей или на 2,4 процента фактически сложившегося (4930 млрд. рублей) фонда оплаты труда в 2005 году по сравнению с планируемым (5050 млрд. рублей), а также ростом на 201 тысячу по сравнению с 2004 годом количества страхователей, применяющих специальные налоговые режимы.
При предельной ставке ЕСН 3,2 процента, эффективная ставка ЕСН сложилась в 2005 году в размере 2,8 процента. Коэффициент сбора ЕСН составил 99,2 процента. Следует отметить, что администрирование указанного налога осуществляет Федеральная налоговая служба России.
Показатели поступлений в 2005 году налоговых доходов зачисляемых в бюджет Фонда определялись ФПС России, из них: единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 1,33 млрд. рублей; единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения - 1,53 млрд. рублей; единого сельскохозяйственного налога 0,07 млрд. рублей.
Фактически налоги на совокупный доход поступили в 2005 году в сумме 4,48 млрд. рублей или 153,0 процента к сумме, предусмотренной законом, из них: по единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, фактически поступило - 2,31 млрд. рублей (150,9%); единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности - 2,13 млрд. рублей (159,8%); единому сельскохозяйственному налогу - 0,05 млрд. рублей (72,1%).
Значительное увеличение фактических доходов от поступления налогов на совокупный доход обусловлено ростом численности работающих в организациях и на предприятиях, применяющих специальные налоговые режимы, более чем на один миллион человек по сравнению с 2004 годом.
Недоимки, пени и штрафы по взносам на обязательное страхование, образовавшиеся по состоянию на 01.01.2001 года, взысканы в сумме 0,7 млрд. рублей, при планируемых ФНС России 0,98 млрд. рублей, что составляет 67,6 процента от утвержденных показателей.
Доходы, полученные от размещения временно свободных средств Фонда при утвержденной сумме 0,33 млрд. рублей составили 0,44 млрд. рублей или 134,7 процента от утвержденных показателей.
Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении Фонда, составили - 0,003 млрд. рублей.
В доходы бюджета Фонда поступило 0,49 млрд. рублей - денежных взысканий за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджетов государственных внебюджетных фондов), зачисляемые в Фонд. В Законе о бюджете Фонда на 2005 год данный вид доходов не предусматривался.
Прочие неналоговые доходы составили 1,78 млрд. рублей, или 152% к предусмотренным показателям, в составе которых поступившие капитализированные платежи ликвидируемых предприятий - 1,2 млрд. рублей.
Безвозмездные поступления средств федерального бюджета составили 16,88 млрд. рублей, в том числе на:
выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний - 0,153 млрд. рублей (100%);
реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно - 12,07 млрд. рублей (100%);
обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий - 4,6 млрд. рублей (100%).
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, администрирование которых осуществляет Фонд, поступили в 2005 году в сумме 34,3 млрд. рублей, что составляет 100,2 процента от предусмотренных законом и 119,7 процента к уровню 2004 года, а задолженность по данному виду страхования снизилась на сумму 0,42 млрд. рублей и составила по состоянию на 1 января 2006 года - 9,27 млрд. рублей. Коэффициент сбора страховых взносов составил 98,7 процента.
Среднеотраслевой тариф страховых взносов сложился в размере 0,68 процента.
Таким образом, вместо планируемого бюджета с дефицитом в сумме 5,3 млрд. рублей, покрываемого за счет остатков Фонда на начало 2005 года, бюджет исполнен со значительным профицитом и увеличением остатков на конец 2005 года.
Расходы Фонда.
В 2005 году, как и в предыдущие годы, сохранилась тенденция по неполному освоению предусмотренных бюджетом Фонда средств.
Расходы были исполнены в сумме 165,3 млрд. рублей, или на 85,5%, в то время как в 2004 году исполнение составляло 88,4%, а в 2003 году - 95,1%. Недоосвоение составило 28,0 млрд. рублей.
Снижение расходов произошло по многим причинам. Среди них следующие:
введение порядка оплаты пособия но временной нетрудоспособности застрахованному лицу за первые два дня нетрудоспособности за счет средств работодателя;
упорядочение выдачи больничных листков;
тенденция к снижению обращений в лечебные учреждения за выдачей больничных листков. Число случаев временной нетрудоспособности сократилось на 2,4 млн. по сравнению с 2004 годом;
снижение рождаемости. Расходы на выплату пособий в связи с материнством и детством составили 29,2 млрд. рублей или 89,6 процентов от предусмотренных бюджетом;
влияние ограничения максимального размера пособия по временной нетрудоспособности и большая обращаемость за ним низкооплачиваемых категорий граждан и др.
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили 1,2 млрд. рублей или 77,2 процента от утвержденных показателей.
Расходы на возмещение гарантированного перечня услуг и социальные пособия на погребение составили 0,1 млрд. рублей или 78,5% от утвержденных показателей.
По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний расходы на единовременные страховые выплаты составили 0,5 млрд. рублей или 118,7% к утвержденным показателям.
Превышение расходов по единовременным страховым выплатам обусловлено ростом среднего размера этих выплат против предусмотренного значения на 20,9 процента, при этом общее число единовременных выплат в 2005 году снизилось на 449 выплат по сравнению с расчетным показателем и на 1844 выплаты по сравнению с 2004 годом.
Ежемесячные страховые выплаты составили 23,3 млрд. рублей или 98,6 процента от утвержденных бюджетом. Снижение расходов на ежемесячные страховые выплаты обусловлено тем, что средний размер этих выплат в 2005 году составил 3,5 тыс. рублей или на 4,8 процента меньше чем запланированный, а также снижением числа самих страховых случаев на 10 процентов.
Расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, обеспечение мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний составили 4,58 млрд. рублей или 102,4% от утвержденных показателей.
Почти полностью освоены средства в сумме 1,48 млрд. рублей (98,7% от утвержденных), направленные на санаторно-курортное обслуживание.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 8 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" при условии, когда средства выделяются на оплату путевок только на долечивание, страховщик не в полной мере исполняет свои обязанности перед застрахованными лицами по этому виду обязательного социального страхования.
Комитет считает необходимым подчеркнуть, что, исходя из итогов исполнения бюджета Фонда за 2005 год, следует рассмотреть возможности дополнительного финансирования санаторно-курортного лечения и оздоровления работающих граждан при рассмотрении бюджета Фонда на 2007 год за счет переходящих остатков 2006 года.
С учетом дополнительного финансирования за счет снижения фактических расходов по обязательному социальному страхованию, расходы на оздоровление детей за счет средств Фонда составили 14,3 млрд. рублей или 113,7% от утвержденных показателей. За счет средств Фонда было оплачено 6,1 млн. путевок в санатории и оздоровительный лагеря различных типов (в 2004 году оплачено 5,0 млн. путевок).
На выплаты пособий сверх установленных норм и санаторно-курортное лечение граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, израсходовано 0,91 млрд. рублей или 59,1% от предусмотренных показателей.
Освоение указанных средств федерального бюджета не в полном объеме объясняется:
уменьшением численности работающих граждан, имеющих право на бесплатные путевки, учитываемой при планировании расходов, вследствие естественной миграции, потери работы, выхода на пенсию, смерти пострадавших, замены путевок денежной компенсацией;
снижением фактически сложившихся расходов на выплату пособий сверх установленных норм, вследствие использования гражданами при направлении их на санаторно-курортное лечение очередного отпуска, а не дополнительного, предусмотренного законодательством.
Начиная с 2005 года Фондом осуществлялось в рамках "социального пакета" за счет средств федерального бюджета финансирование мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, которое в сумме составило 11,8 млрд. рублей. При этом выделенные на эти цели средства при утверждении бюджета Фонда в ходе исполнения бюджета были увеличены на 2,5 млрд. рублей с учетом фактических расходов Фонда и проводимой им работы по полному удовлетворению поступивших заявлений.
Кроме того, с 2005 года Фондом начато финансирование обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий. Хотя Фондом были полностью освоены выделенные на эти цели средства из федерального бюджета в объеме 4,65 млрд. рублей, на начало 2006 года около 330 тысяч заявок на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации оказалось не реализованы, что подтверждено Счетной палатой Российской Федерации.
Комитет считает необходимым отметить, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации расширение возлагаемых на Фонд обязанностей требует принятия федерального закона об организационно-правовом статусе, порядке создания, деятельности и ликвидации Фонда, а также перечня возлагаемых на него государственных функций.
Расходы на функционирование органов управления Фонда произведены в сумме 6,7 млрд. рублей или 91,3% от бюджетных назначений.
Расходы на функционирование исполнительных органов Фонда составили 5,5 млрд. рублей или 90,2%.
Увеличение расходов на содержание органов управления Фонда обусловлено возложением на Фонд в 2005 году новых функций, которые потребовали дополнительных материальных и трудовых ресурсов для организации работы по реализации мер социальной поддержки граждан, имеющих право на льготы по санаторно-курортному лечению, обеспечению бланками листков нетрудоспособности медицинских организаций непосредственно региональными отделениями фонда, формированием единого информационного пространства обработки, хранения и представления информации в системе замены натуральных льгот ежемесячной денежной выплатой с использованием единой корпоративной сети Фонда.
Остаток средств Фонда по обязательному социальному страхованию на конец отчетного периода сформировался в объеме 21,3 млрд. рублей.
Комитет так же отмечает, что анализ исполнения бюджетов Фонда за 2004 год и 2005 год подтверждает необходимость разработки более обоснованного прогноза основных макроэкономических показателей, более качественных расчетов, определяющих при формировании проекта бюджета Фонда его доходную и расходную части в целях наиболее полного и эффективного использования имеющихся средств, а не формирования больших переходящих остатков.
Комитет считает необходимым подчеркнуть, что проведенная Счетной палатой Российской Федерации комплексная ревизия исполнения бюджета Фонда за 2005 год не выявила недопоступлений средств в бюджет или нецелевого использования средств бюджета Фонда, а также других недостатков при исполнении бюджета Фонда.
На законопроект поступило 27 отзывов законодательных (представительных) и 40 отзывов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые содержат положительные оценки внесенного законопроекта и рекомендуют принять его в первом чтении.
Комитет Совета Федерации по социальной политике полагает возможным принять данный законопроект к сведению.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике поддерживает концепцию представленного законопроекта и считает возможным рекомендовать проект федерального закона N 304308-4 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2005 год" к принятию в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.