Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам от 2 октября 2006 г.
на проект федерального закона N 304308-4 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2005 год"
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 304308-4 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2005 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) исполнен по доходам в сумме 186,7 млрд. рублей или 99,3% от утвержденных показателей, по расходам в размере - 165,3 млрд. рублей (85,5% от утвержденных показателей) и с превышением доходов над расходами на 21,4 млрд. рублей.
Таким образом, вместо планируемого бюджета с дефицитом в сумме 5,3 млрд. рублей, покрываемого за счет остатков Фонда на начало 2005 года, бюджет исполнен со значительным профицитом и увеличением остатков на конец 2005 года.
В 2005 году поступило доходов меньше, чем предусматривалось бюджетом Фонда на 1,3 млрд. рублей.
В связи с тем, что прогноз Минэкономразвития России по резкому увеличению объемов фонда оплаты труда вследствие сокращения с 2005 года ставки единого социального налога с 35,6% до 26% не оправдался, поступления единого социального налога в бюджет Фонда составили 128,2 млрд. рублей, или 97,5% от утвержденных показателей.
В 2005 году продолжился процесс по переходу большого количества страхователей (200 тыс.) на применение специальных налоговых режимов, что тоже повлияло на сокращение поступлений единого социального налога и привело к росту поступлений единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - 2,1 млрд. рублей (160% к утвержденным показателям) и единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - 2,3 млрд. рублей (151%). По единому сельскохозяйственному налогу поступления составили 0,05 млрд. рублей (68%).
Нельзя признать удовлетворительной работу Федеральной налоговой службы по взысканию задолженности прошлых лет, сложившейся до 01.01.2002 года, так как поступления составили 0,66 млрд. рублей, или 67,6% к утвержденному заданию, и всего 60% от показателей 2004 года.
Не предусмотренные бюджетом Фонда поступления от размещения временно свободных средств Фонда, сформировавшихся за счет ЕСН, составили 0,44 млрд. рублей.
В результате осуществляемого Фондом администрирования доходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и проведения активной работы по взысканию сложившейся задолженности поступления составили 34,3 млрд. рублей, или 100,2% утвержденного задания. Поступления капитализированных платежей также превысили плановые показатели на 30% и составили 1,2 млрд. рублей.
Вместе с тем, предусмотренные бюджетом доходы от размещения временно свободных средств Фонда, сформировавшихся за счет поступления страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, в сумме 0,33 млрд. рублей в бюджет Фонда не поступили, хотя соответствующие остатки средств Фонда в течение года составляли 13-14 млрд. рублей.
Впервые в 2005 году на органы фонды были возложены функции по осуществлению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению (в рамках "социального пакета") и по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации с передачей необходимого финансирования из федерального бюджета.
Средства, передаваемые из федерального бюджета на указанные цели, а также на финансирование мер поддержки граждан, повергшихся воздействию радиации, составили 16,88 млрд. рублей, или 9,0% всех доходов Фонда.
Прочие неналоговые доходы составили 0,58 млрд. рублей и превысили утвержденные показатели более, чем в 2 раза, поступления от реализации имущества - 3,9 млн. рублей, денежные взыскания за нарушение законодательства - 49,1 млн. рублей и возврат остатков субвенций из федерального бюджета на выплаты пособий гражданам, подвергшихся воздействию радиации - 70 млн. рублей.
В 2005 году, как и в предыдущие годы, сохранилась и усилилась тенденция по неполному освоению предусмотренных бюджетом Фонда средств. Расходы были исполнены в сумме 165,3 млрд. рублей, или на 85,5%, в то время как в 2004 году исполнение составляло 88,4%, а в 2003 году - 95,1%. Недоосвоение составило 30 млрд. рублей.
В 2005 году расходы Фонда на выплату пособий составили:
- по временной нетрудоспособности - 65,6 млрд. рублей, или 72,7% от показателей, утвержденных бюджетом;
- по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями - 1,3 млрд. рублей (77,2%);
- по беременности и родам - 14,5 млрд. рублей (88,3%);
- по уходу за ребенком до полутора лет - 5,7 млрд. рублей (90,9%);
- при рождении ребенка - 8,5 млрд. рублей (91,8%) и др.
Сокращение выплат по временной нетрудоспособности обусловлено в первую очередь принятыми при утверждении бюджета Фонда решениями, устанавливающими, что первые два дня нетрудоспособности оплачиваются работодателем, и ограничением максимального размера пособия (12480 рублей). В целом в 2005 году продолжилась тенденция по сокращению количества случаев временной нетрудоспособности и числа оплачиваемых дней.
Сокращение расходов по выплате пособий в связи с материнством и детством, которые в сумме составили 29,2 млрд. рублей, или 89,6% от утвержденных бюджетом, вызвано снижением рождаемости в 2005 году.
С учетом дополнительного финансирования за счет снижения фактических расходов по социальному страхованию на оздоровление детей израсходовано 14,3 млрд. рублей, или на 13,7% больше, чем предусмотрено бюджетом Фонда на 2005 год.
Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний составили 28,89 млрд. рублей, в том числе на ежемесячные страховые выплаты направлено 23,3 млрд. рублей (98,6% к утвержденным показателям) и на единовременные страховые выплаты - 0,6 млрд. рублей (118,7%), на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших от несчастных случаев - 4,6 млрд. рублей (102,4%).
Почти полностью освоены средства в сумме 1,48 млрд. рублей (98,7% от утвержденных), направленные на санаторно-курортное обслуживание. С учетом того, указанные средства направлялись на приобретение путевок для долечивания граждан в санаторно-курортных учреждениях на территории Российской Федерации непосредственно после стационарного лечения, не в полной мере осуществлялись функции Фонда в части оздоровления застрахованных граждан.
Комитет, считает необходимым подчеркнуть, что исходя из итогов исполнения бюджета Фонда за 2005 год, следует рассмотреть возможности дополнительного финансирования санаторно-курортного лечения и оздоровления работающих граждан при рассмотрении бюджета Фонда на 2007 год за счет переходящих остатков.
Начиная с 2005 года Фондом осуществлялось в рамках "социального пакета" за счет средств федерального бюджета финансирование мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту отдыха и обратно, которое в сумме составило 11,8 млрд. рублей. При этом выделенные на эти цели средства при утверждении бюджета Фонда в ходе исполнения бюджета были увеличены на 2,5 млрд. рублей с учетом фактических расходов Фонда и проводимой им работы по полному удовлетворению поступивших заявлений.
Кроме того, с 2005 года Фондом начато финансирование обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий. Хотя Фондом были полностью освоены выделенные на эти цели средства из федерального бюджета в объеме 4,65 млрд. рублей, на начало 2006 года около 330 тысяч заявок на обеспечение инвалидов техническими средствами оказалось не реализованы, что подтверждено Счетной палатой Российской Федерации.
Комитет считает необходимым подчеркнуть, что расширение возлагаемых на Фонд обязанностей требует принятия федерального закона об организационно-правовом статусе, порядке создания, деятельности и ликвидации Фонда, а также перечня возлагаемых на него государственных функций. Кроме того, требует введение в действие 148 статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов федеральным казначейством.
Расходы на функционирование органов Фонда произведены в пределах, предусмотренных бюджетом, и составили 6,7 млрд. рублей (91,3% от утвержденных показателей).
Комитет отмечает, что рассмотрение исполнения бюджетов Фонда за 2004 год и 2005 год подтверждает необходимость разработки более обоснованного прогноза основных макроэкономических показателей, более качественных расчетов, определяющих при формированием проекта бюджета Фонда его доходную и расходные части в целях наиболее полного и эффективного использования имеющихся средств и не формирования больших переходящих остатков.
Комитет считает необходимым подчеркнуть, что проведенная Счетной палатой Российской Федерации комплексная ревизия исполнения бюджета Фонда за 2005 год не выявила недопоступлений средств в бюджет или нецелевого использования средств бюджета Фонда, а также других недостатков при исполнении бюджета Фонда.
С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам считает возможным рекомендовать проект федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2005 год" к принятию в первом чтении.
Первый заместитель |
Г.Я. Хор |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.