Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья от 5 октября 2006 г.
по проекту федерального закона N 304308-4 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2005 год"
Структура проекта федерального закона в части перечня источников формирования доходов и направлений расходования средств Фонда в основном соответствует Федеральному закону от 29 декабря 2004 года N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 12 июня 2006 г. N 86-ФЗ).
Бюджет Фонда по доходам исполнен в сумме 186692,0 млн. рублей, что составляет 99,3 процента к утвержденному годовому объему доходов, по расходам - в сумме 165311,7 млн. рублей, что составляет 85,5 процента к годовым бюджетным назначениям.
Единый социальный налог зачислен в доходы Фонда в сумме 128174,1 млн. рублей или 97,5 процентов бюджетных назначений на 2005 год. Это на 3 339,7 млн. рублей меньше уровня, утвержденного законом. При предельной ставке единого социального налога 3,2%, эффективная ставка ЕСН сложилась в размере 2,8%, а коэффициент сбора налога - 99,2%. Администрирование указанного налога осуществляет ФНС России.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний поступили в 2005 году в сумме 34 281,6 млн. рублей, что составляет 100,2 процента от утвержденного бюджетом. Следует отметить, что администрирование доходов бюджета по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляет Фонд социального страхования Российской Федерации.
Обеспеченность расходов Фонда социального страхования доходами за 2005 год в целом по системе составила 112,9%, из них по обязательному социальному страхованию - 115,3%, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 103,8 процента.
В структуре расходов Фонда по обязательному социальному страхованию наибольшую долю составляют пособия по обязательному социальному страхованию (72,0 процента), в том числе по временной нетрудоспособности - 50,0 процентов, в связи с материнством - 22,0 процента.
С 1 января 2005 года была введена оплата пособий по временной нетрудоспособности за счет средств Фонда с третьего дня нетрудоспособности. В результате наметилась тенденция с снижению обращений в лечебные учреждения за выдачей больничных листков. Фактические расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности составили 65567,3 млн. рублей или 72,7 процента от бюджетных назначений, что на 4,5 процента ниже расходов прошлого года. Количество оплачиваемых дней по временной нетрудоспособности сложилось на 58,45 млн. дней меньше расчетных плановых показателей.
В связи со снижением рождаемости в 2005 году снизились также расходы на выплату пособий в связи с материнством и детством, которые составили 29 199,7 млн. рублей или 89,6 процентов от предусмотренных бюджетом.
Расходы на оздоровление детей составили 14287,3 млн. рублей или 113,7 процента к бюджетным назначениям. Дополнительные средства направлены на оздоровление детей за счет снижения фактических расходов на выплату пособий по социальному страхованию (это было предусмотрено статьей 11 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год"). За счет средств Фонда было оплачено 6,1 млн. путевок в санатории и оздоровительные лагеря различных типов.
На оплату путевок на санаторно-курортное лечение работников (долечивание) израсходовано 1481,1 млн. рублей или 98,7 процента от утвержденных назначений. За счет средств социального страхования было оплачено 82,3 тыс. путевок на долечивание работников.
По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний расходы в 2005 году составили 34268,7 млн. рублей. На пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний израсходовано 1268,8 млн. рублей или 77,2 процента бюджетных назначений. Общее число единовременных выплат в 2005 году снизилось на 449 выплат по сравнению с расчетным показателем к бюджету. Снижению числа единовременных выплат в связи с частичной утратой трудоспособности, либо смертью пострадавшего, по мнению Фонда, способствовало направление в течение пяти лет значительных объемов средств на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В 2005 году расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний составили 4584,8 млн. рублей или 102,4 процента от бюджетных назначений.
Федеральным законом "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" (с учетом внесенных изменений) предусмотрены расходы в сумме 12 069,5 млн. рублей на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно, за счет средств федерального бюджета. Фактически на указанные цели в 2005 году израсходовано 11796,6 млн. рублей или 97,7 процента, Для льготных категорий граждан в 2005 году было оплачено 1068,5 тыс. путевок.
Фактические расходы на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, составили 4653,9 млн. рублей или 100,0 процентов предусмотренных бюджетом. Однако, следует отметить, что реальная потребность инвалидов в технических средствах реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, превышает объем выделяемых бюджетных средств. Так, из поступивших в исполнительные органы Фонда 1 500,0 тыс. заявок инвалидов, выполнено только 1 171,0 тыс. в связи с недостаточностью выделенных на указанные цели средств из федерального бюджета.
По виду расходов "Аппарат органов управления государственных внебюджетных фондов" израсходовано 6769,7 млн. рублей или 91,3 процента от бюджетных назначений.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует принять проект федерального закона в первом чтении.
Однако Комитет по охране здоровья обращает внимание на необходимость:
- повышения качества прогноза ФНС России в части поступления ЕСН в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации и улучшения работы ФНС России по сбору указанного налога;
- увеличения расходов федерального бюджета, направляемых в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий;
- приведения размеров выплат пострадавшим на производстве по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствие с действующим законодательством.
Председатель Комитета |
Т.В. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.