Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам женщин, семьи и детей от 30 июня 2006 г.
по проекту федерального закона N 304308-4 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования на 2005 год" вносит Правительство Российской Федерации
Доходы бюджета Фонда социального страхования (далее Фонд) в 2005 году составили 186,69 млрд. рублей. Это на 0,7% меньше, чем предусматривалось федеральным законом "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год".
Расходы Фонда составили 165,31 млрд. рублей. По сравнению с утвержденными в законе проектировками они сократились на 27,99 млрд. рублей (на 14,5%).
Сокращение ассигнований произошло практически по всем видам расходов, кроме оздоровления детей и подростков, где расходы увеличены на 1,72 млрд. рублей.
Снижение расходов (по информации Фонда) произошло по многим причинам. Среди них следующие:
- введение порядка оплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу за первые два дня нетрудоспособности за счет средств работодателя и усиление контроля с их стороны за предъявляемыми к оплате листками нетрудоспособности;
- упорядочение выдачи больничных листов;
- тенденция к снижению обращений в лечебные учреждения за выдачей больничных листов. Число случаев временной нетрудоспособности сократилось на 2,4 млн по сравнению с 2004 годом;
- снижение на 32 рубля среднедневного размера пособия по временной нетрудоспособности из-за уменьшения фонда оплаты труда на 120 млрд. рублей (по сравнению с плановыми проектировками);
- снижение рождаемости.
Комитет считает, что поиск внутренних источников повышения эффективности бюджетных расходов - правильная мера.
Мероприятия, проведенные Фондом по упорядочению выплаты пособий по временной нетрудоспособности, которые привели к экономии расходов, комитет оценивает положительно.
Вместе с тем, комитет считает необходимым отметить следующее.
Первое.
По итогам исполнения бюджета Фонда за 2004 год расходы сократились на 18,37 млрд. рублей. В 2005 году предполагается утвердить их уменьшение еще почти на 28 млрд. рублей. Таким образом, за два года (2004-2005) расходы были скорректированы в сторону уменьшения более чем на 46 млрд. рублей.
Вместе с тем, при рассмотрении в Государственной Думе проекта обеспокоенное тем, что доходов Фонда не хватит на осуществление текущих выплат, инициировало введение солидарного участия Фонда и работодателей в оплате пособия по временной нетрудоспособности. Именно с 2005 года первые два дня нетрудоспособности оплачиваются за счет средств работодателей. На этом Фонд сэкономил около 20 млрд. рублей. Итоги же исполнения бюджета 2005 года показывают, что этого можно было бы и не делать. Комитет допускает, что связанное с введением этой нормы снижение обращений работниками в поликлиники за больничными листами во многих случаях негативно отражается на здоровье работающего населения и не способствует преодолению ситуации с высокой смертностью населения в трудоспособном возрасте.
Невозможность максимального использования Фондом запланированных объемов расходов послужило одной из причин сокращения в 2006 году на 0,3% ставки Единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования. В результате Фонд потерял эти сэкономленные 20 млрд. рублей. На эту сумму увеличились доходы Фонда обязательного медицинского страхования. Комитет считает, что отчасти такое перераспределение средств между социальными Фондами целесообразно. Именно эти средства (10 млрд. рублей) позволили с 2006 года финансировать введение "родовых сертификатов".
Однако и в Фонде социального страхования эти средства не были лишними. При существенных внутренних резервах экономию средств можно было бы направить на усиление социальных гарантий работникам, имеющим детей, а также на существенное увеличение размеров пособий в связи с материнством. То есть на те меры, которые благоприятствуют повышению рождаемости и улучшению здоровья работающих и их детей.
Кроме того, указанные недочеты Фонда приводят к негативным результатам. Субъектам права законодательной инициативы (в том числе и депутатам Государственной Думы) при внесении ими законопроектов, увеличивающих расходы Фонда (в частности, по пособиям), даются объяснения, что средств в бюджете недостаточно. Это дезинформирует депутатов Государственной Думы, тормозит развитие законодательства в части повышения уровня социальной защиты работающего населения, включая семьи с детьми, беременных женщин, лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Второе.
Несмотря на большую экономию и крайне малые средства, выделяемые на санаторно-курортное лечение работников (1,5 млрд. рублей), Фонд сократил ассигнования по этой статье расходов на 18 млн рублей. Комитет оценивает такое решение как негативное. Ведь еще пять лет назад Фонд ежегодно выделял на санаторно-курортное лечение 12 млрд. рублей.
Третье.
Комитет считает, что Правительство Российской Федерации должно более профессионально строить прогнозы как будущих доходов, так и расходов Фонда.
Следовало бы разрабатывать баланс доходов и расходов Фонда на среднесрочную перспективу (на три года) с учетом как планируемых Правительством изменений в налоговых (неналоговых) источниках доходов Фонда, так и направлений увеличения расходов.
Необходимо также оперативно информировать депутатов Государственной Думы об исполнении бюджета (по кварталам) и о прогнозах его исполнения к концу текущего финансового года.
Принимая во внимание, что финансовые обязательства бюджета 2005 года уже выполнены, и сложившееся положение изменить нельзя, Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей считает возможным принять в первом чтении проект федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2005 год" и рекомендует Правительством Российской Федерации учесть высказанные комитетом замечания при формировании бюджета Фонда на 2007 год, а также его бюджетной политики на среднесрочную перспективу.
Председатель комитета |
Е.Ф. Лахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.