Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" (об особенностях проведения конкурса на право заключения государственного или муниципального контракта на создание произведений литературы и искусства)
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект подготовлен в целях обеспечения эффективного расходования средств федерального бюджета при размещении заказов на создание и использование произведений литературы и искусства, исполнение произведений, постановок, на финансирование проката национального фильма.
Создание произведений литературы, искусства, в том числе аудиовизуальных произведений, а также их исполнения, включая театральные постановки, отличаются от создания иных видов продукции или оказания услуг прежде всего творческим характером. Данная специфика должна определять характер проводимых конкурсов на размещение заказов на указанную "продукцию".
В этих целях в законопроекте предлагается выделить в Федеральном законе "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" отдельную главу, регулирующую размещение заказа путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного или муниципального контракта на создание произведений литературы и искусства, исполнение произведений, постановок, на финансирование проката национального фильма.
В данной главе приводится закрытый перечень произведений литературы и искусства, на создание которых может проводится открытый конкурс. К особенностям конкурса следует отнести обязательное включение в состав конкурсной комиссии лиц творческих профессий, увеличение сроков рассмотрения заявок на участие в конкурсе до 60 дней. Критерии оценки заявок на участие в конкурсе должны содержать: определение художественной и культурной значимости произведений, создание которых является предметом государственного или муниципального заказа, качественные характеристики произведений, а также квалификацию участников творческого конкурса, опыт в соответствующей области литературы и искусства. Также законопроект предусматривает возможность, в случае, если в конкурсной документации предусмотрено право заказчика заключить государственные или муниципальные контракты на создание произведений литературы или искусства с несколькими участниками размещения заказа, присвоить первый номер нескольким заявкам на участие в конкурсе.
Данные положения позволят прежде всего обеспечить учет специфики творческого труда при создании произведений, а также улучшить качество создаваемых произведений.
При проведении конкурсов на закупку уже созданных произведений литературы, искусства, в том числе аудиовизуальных произведений, а также исполнений этих произведений применение общих норм законодательства в сфере поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд вступает в противоречие с презумпцией авторского права и смежными правами исполнителя. У конкретного творческого проекта нет и не может быть иных авторов в силу презумции авторского права, поэтому смысл наличия иных претендентов на участие в конкурсе утрачивается.
В целях урегулирования данного противоречия и обеспечения деятельности по государственной поддержке национальной кинематографии, поддержке отечественного театрального, музыкального, исполнительского искусства представляемый законопроект предусматривает размещение заказов на приобретение уже созданных произведений исключительно у единственного поставщика (определенного автора), являющегося обладателем исключительных прав на произведения литературы и искусства, а также на исполнения и постановки.
Также в Законе требует уточнения пункт 3 части 2 статьи 55, определяющий, что у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) размещается заказ в случае, если "3) осуществляются поставки культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, включая копии, имеющие историческое, художественное или иное культурное значение, взятых государством под охрану как памятники истории и культуры и предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и иных аналогичных фондов". В соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к памятникам истории и культуры относятся объекты недвижимого имущества, а в соответствии с Законом Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" под культурными ценностями понимаются движимые предметы. Таким образом культурные ценности, которые предназначены для пополнения музейного, библиотечного архивного и иных фондов, не могут быть взяты государством под охрану как памятники истории и культуры, так как являются движимыми предметами. Из-за правовой неточности данный пункт не может быть реализован. В связи с этим в законопроекте предлагается слова "взятых государством под охрану как памятники истории и культуры" исключить.
Для приведения в соответствие с положениями о государственном (муниципальном) заказе творческой "продукции" предлагается внести изменения в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", уточнив, что государственное финансирование производства и проката национальных фильмов осуществляется на основании государственных контрактов.
Принятие данного законопроекта не требует дополнительных расходов бюджета и обеспечивает прозрачность и публичность принятия решения о размещении заказов в данной сфере для государственных и муниципальных нужд.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" (об особенностях проведения конкурса на право заключения государственного или муниципального контракта на создание произведений литературы и искусства)
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" не требует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" не требует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия каких-либо актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.