Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам от 6 ноября 2006 г. N 156
на проект федерального закона N 357243-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2006 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 357243-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2006 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает.
Законопроект подготовлен в соответствии с требованиями, установленными статьями 212, 213 и 260 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и предусматривает изменение основных характеристик федерального бюджета на 2006 год по итогам его исполнения за 1 полугодие и предварительной оценки исполнения за 9 месяцев текущего года.
Уточненные макроэкономические показатели и основные показатели федерального бюджета на 2006 год определены в следующих размерах:
Показатели | 2006 год - утверждено Федеральным законом N 173-ФЗ |
Проект федерального закона |
Изменения (млрд. рублей) |
|||
млрд. рублей |
в % к ВВП | млрд. рублей |
в % к ВВП |
|||
ВВП (млрд.рублей) |
24 380 | 27 220 | + 2 840 | |||
Доходы | 5 046,1 | 20,7 | 6 170,5 | 22,7 | + 1 124,4 | |
Расходы | 4 270,1 | 17,5 | 4 431,1 | 16,3 | + 161,0 | |
непроцентные | 4 071,6 | 4 259,6 | + 188,0 | |||
процентные | 198,5 | 171,5 | - 27,0 | |||
Профицит | 776,0 | 3,18 | 1 739,4 | 6,4 | + 963,4 |
Превышение доходов над расходами федерального бюджета в 2006 году составит 1739,4 млрд. рублей. При этом профицит федерального бюджета превысит первоначально установленный показатель на 963,4 млрд. рублей (увеличение в 2,24 раза).
Доходы федерального бюджета определены в сумме 6170,5 млрд. рублей, что 1124,4 млрд. рублей или на 22,3 процента больше первоначально установленного объема, расходы федерального бюджета определены в размере 4431,1 млрд. рублей, что на 160,96 млрд. рублей или на 3,8 процента больше утвержденного показателя.
Увеличение доходов федерального бюджета в 2006 году обусловлено изменением макроэкономических показателей и, прежде всего, ростом цен на нефть марки "Юралс" и экспортных цен на газ. Влияние данных факторов на увеличение доходной базы составляет 1179,4 млрд. рублей. Кроме того, на увеличение доходов федерального бюджета оказали влияние следующие факторы: рост ВВП - на 209,7 млрд. рублей, рост объемов импорта - на 119,0 млрд. рублей, изменение структуры облагаемой базы и прочих объемных показателей - на 21,1 млрд. рублей. При этом произошедшее изменение объемов экспорта сократит доходы федерального бюджета на 256,4 млрд. рублей, а снижение курса доллара США к рублю - на 148,9 млрд. рублей.
Основной рост доходов происходит за счет увеличения ожидаемых поступлений налога на добычу полезных ископаемых на 351,6 млрд. рублей или на 48,1%, налога на прибыль организаций на 140,8 млрд. рублей или на 40,8%, поступлений от взимания таможенных пошлин на 633,9 млрд. рублей или на 39,4%.
Комитет отмечает, что при рассмотрении в 2005 году вопроса о переходе на метод начисления, возникали опасения, что, по существу, будучи абсолютно прогрессивным, предлагаемый порядок может привести к снижению собираемости НДС, что и произошло в 2006 году.
Ожидаемое поступление налога на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории Российской Федерации, в 2006 году оценивается в размере 958,1 млрд. рублей, что на 165,6 млрд. рублей меньше показателей закона. Основной причиной снижения поступлений является рост сумм НДС, подлежащих возмещению по материальным затратам при производстве экспортной продукции, в результате увеличения объемов экспорта.
Учитывая, что с 1 января 2007 года будет осуществлен переход на упрощенный порядок возмещения НДС экспортерам, Комитет отмечает, что тенденция снижения поступлений НДС в федеральный бюджет 2007 года будет сохраняться.
Отчисления в Стабилизационный фонд Российской Федерации составят 1 673,9 млрд. рублей, что на 816,5 млрд. рублей или на 95,2% больше утвержденного показателя. Увеличение объемов отчислений произошло за счет налога на добычу полезных ископаемых - на 386,2 млрд. рублей, вывозных таможенных пошлин на нефть - на 430,3 млрд. рублей.
После отчислений в Стабилизационный фонд Российской Федерации прирост объема доходов составит 307,9 млрд. рублей, из которых: 136,0 млрд. рублей будут направлены в обеспечение ассигнований федерального бюджета в 2007 году (в соответствии с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год"), 44,0 млрд. рублей остаются неиспользуемыми на цели покрытия временных кассовых разрывов, 42,6 млрд. рублей направляются на реализацию отдельных текстовых статей Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год". Таким образом, к распределению для финансирования дополнительных расходов федерального бюджета 2006 года предназначено 85,3 млрд. рублей.
Расходы федерального бюджета 2006 года рассматриваемым законопроектом увеличены на 160,96 млрд. рублей, в том числе на 72,4 млрд. рублей в связи с уточнением сводной бюджетной росписи в течение текущего года. Изменения в сводную бюджетную роспись вносились в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации по основаниям, установленным статьями 35, 44, 59, 74, 75, 78, 99 и 124 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год".
Рассматриваемым проектом федерального закона предусматривается увеличение расходов на реализацию приоритетных национальных проектов по сравнению с показателями, утвержденными Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год". Реализация приоритетных национальных проектов, начатая в 2006 году, выявила неточности бюджетного планирования по ним, в связи с чем потребовалось корректировка объемов финансирования отдельных направлений национальных проектов и механизмов их реализации.
В частности по национальному проекту "Образование" увеличены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на вознаграждение за классное руководство в государственных и муниципальных общеобразовательных школах на 3994,3 млрд. рублей.
В рамках национального проекта "Здоровье" увеличены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медсестрам "Скорой медицинской помощи" на 483,8 млн. рублей. Предусмотрено также выделение дотаций бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования на осуществление денежных выплат участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медицинским сестрам соответствующих врачей, подлежащим включению в Федеральный реестр медицинских работников, в размере 2,6 млрд. рублей.
Наибольшее увеличение расходов произведено по разделу "Межбюдетные трансферты" на 68,9 млрд. рублей или на 4,8% .
Увеличение расходов федерального бюджета по разделу "Межбюджетные отношения" связано, прежде всего, с увеличением на 15,4 млрд. рублей объема дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, в том числе Омской области (на 5 млрд. рублей) и Чукотскому автономному округу (на 3,0 млрд. рублей) в связи сокращением в текущем году доходной базы в результате перерегистрации крупного налогоплательщика в другом регионе. Дотации Чеченской Республике увеличены на 7,4 млрд. рублей для обеспечения выполнения в полном объеме социальных обязательств, включая содержание вновь вводимых объектов социальной сферы.
Кроме того, в этом же разделе Правительством РФ запланированы дотации бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в рамках целевой статьи "Иные безвозмездные и безвозвратные перечисления" в объеме 7,3 млрд. рублей. Распределение данной суммы Правительством РФ не представлено.
В связи с ростом цен на ГСМ увеличены на 7,5 млрд. рублей субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на дизельное топливо, используемое на проведение сезонных сельскохозяйственных работ.
Предусмотрена субсидия бюджету Корякского автономного округа на ликвидацию последствий землетрясения в сумме 1,0 млрд. рублей.
В связи с увеличением размера индексации базовой части трудовой пенсии с 6% до 8,5%, проведенной с 1 января 2006 году, а также в связи с уточнением численности пенсионеров рассматриваемым проектом федерального закона разрешается Пенсионному фонду Российской Федерации осуществлять возмещение затрат по выплате пенсий за счет средств федерального бюджета 2006 года, предусмотренных на покрытие дефицита Фонда.
По данному разделу Правительство РФ предлагает к финансированию в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (второй этап) новую подпрограмму "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры". По данной подпрограмме представлен полный перечень объектов, на которые предоставляются субсидии бюджетам на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры.
Комитет отмечает, что центральным вопросом рассмотрения распределения увеличения расходов федерального бюджета на 2006 год в рамках рассматриваемого законопроекта должен стать анализ выполнения рекомендаций, высказанных в адрес Правительства Российской Федерации, в пункте 4 Постановления Государственной Думы от 18 ноября 2005 года N 2415-IV ГД "О принятии в третьем чтении проекта федерального закона N 211446-4 "О федеральном бюджете на 2006".
Комитет отмечает следующее. Рассматриваемым законопроектом предусмотрено увеличение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них на 8,8 млрд. рублей. При этом следует отметить, что дополнительное финансирование получат только 5 субъектов Российской Федерации, из них г. Москва - 5,5 млрд. рублей, Ульяновская область - 2,0 млрд. рублей, Краснодарский край - 0,6 млрд. рублей, Иркутская область - 0,5 млрд. рублей и Кировская область - 0,2 млрд. рублей.
На государственную поддержку строительства метрополитенов в субъектах Российской Федерации дополнительно выделено 1,0 млрд. рублей.
В рамках поддержки сельхозтоваропроизводителей предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования в размере 5,7 млрд. рублей на пополнение уставного капитала ОАО "Россельхозбанк" в связи с необходимостью развития филиальной сети банка и увеличения его кредитного портфеля в агропромышленном комплексе (реализуемого в рамках национального проекта "Развитие АПК"). Кроме того, Законопроектом предусмотрены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации в объеме 1,6 млрд. рублей для возмещения ущерба, нанесенного сельскохозяйственным товаропроизводителям в связи с гибелью посевов озимых зерновых культур и многолетних плодовых насаждений вследствие аномальных гидрометеорологических условий в зимний период 2005 - 2006 годов.
Расходы на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы на 2006 год увеличены на 49,2 млрд. рублей.
Распределение дополнительных бюджетных ассигнований нашли отражение в соответствующих изменениях и дополнениях к текстовым статьям и приложениям Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год".
Комитет отмечает, что рассматриваемым законопроектом часть средств федерального бюджета 2006 года обеспечивают реализацию решений, принятых при обсуждении проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" в Государственной Думе. В частности, это относится к выделению дополнительных субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на дизельное топливо, использованное на проведение сезонных сельскохозяйственных работ в связи с ростом цен на горюче-смазочные материалы и к резервированию остатков средств федерального бюджета на 1 января 2007 года в размере 136,0 млрд. рублей.
В заключение хотелось бы отметить, что, как и в прошлый год, законопроект о внесении изменений в федеральный бюджет внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу в ноябре, что затрудняет освоение дополнительно выделенных ассигнований до конца года.
Выводы и предложения
Рассмотрев проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2006 год", Комитет отмечает следующее.
Концепция рассматриваемого законопроекта направлена на корректировку основных характеристик федерального бюджета 2006 года по итогам его исполнения за 1 полугодие и предварительной оценки исполнения за 9 месяцев текущего года.
На увеличение основных показателей федерального бюджета 2006 года повлиял неточный прогноз Правительства Российской Федерации указанных показателей, используемый при формировании федерального бюджета на 2006 год, на что неоднократно указывали депутаты Государственной Думы.
Комитет считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год" в первом чтении.
Председатель |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.