Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по собственности от 5 октября 2006 г. N 3.9-75/3
на проект федерального закона N 300712-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части изменения очередности удовлетворения требований кредиторов) (внесен Законодательным Собранием Владимирской области)
Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел проект федерального закона N 300712-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается исключить приоритетное право требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, приравняв таких кредиторов к кредиторам третьей очереди.
Целью законопроекта является обеспечение погашения задолженности должника по заработной плате, а также (как указано в пояснительной записке к законопроекту) устранение несоответствия правовых норм Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" положениям Конституции Российской Федерации. Комитет по собственности не может согласиться с авторами законопроекта о наличии такого противоречия, так как согласно Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации" правом устанавливать факт несоответствия положений федеральных законов Конституции Российской Федерации обладает исключительно Конституционный Суд Российской Федерации, который по причине отсутствия до настоящего времени соответствующих обращений не рассматривал вопрос о соответствии Конституции Российской Федерации правовых норм, содержащихся в пункте 4 статьи 134, пункте 4 статьи 137 и пункте 2 статьи 138 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в части приоритетного права требования кредиторов, обязательства которых обеспечены залогом.
Комитет по собственности не может поддержать концепцию законопроекта по следующим основаниям.
Принятие законопроекта не обеспечивает решение реально существующей проблемы погашения задолженности по заработной плате, поскольку средств, полученных от реализации имущества должника, может быть недостаточно для удовлетворения требований кредиторов не только второй, но и первой очереди.
В статье 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" уже содержатся положения, направленные на приоритетное удовлетворение требований работников, в частности, установлено, что вне очереди погашается за счет конкурсной массы задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.
Исключение положений о приоритетном удовлетворении обеспеченных залогом требований кредиторов нарушает права залоговых кредиторов, может повлечь за собой прекращение выдачи кредитов промышленным предприятиям, потерю их инвестиционной привлекательности, существенно усилит риски невозвратов банковских кредитов, что негативно скажется на стабильности банковской системе.
Комитет по собственности также отмечает, что положения законопроекта не соответствуют пункту 2 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением кредиторов первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения договора залога.
По мнению Комитета, существуют иные пути решения проблем, связанных с невыплатой задолженности по заработной плате, основанные на опыте развитых стран Европы, в частности Германии. Германское законодательство предусматривает компенсацию убытков работников обанкротившегося должника за счет средств специального фонда - неудовлетворенные требования работников по заработной плате, возникшие в течение трех месяцев до возбуждения дела о банкротстве, возмещаются за счет отчислений, уплачиваемых всеми работодателями.
С учетом вышеизложенного, Комитет по собственности не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 300712-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.С. Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.